Добро пожаловать на сайт газеты to Северная панорама   Click to listen highlighted text! Добро пожаловать на сайт газеты to Северная панорама
Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

На реке навигация, или что нужно знать судоводителю-любителю

актуальное интервью

На реке навигация, или что нужно знать
судоводителю-любителю

Жизнь северян напрямую связана с рекой. Не зря говорят, северянин родится с ружьем, и начинает ездить на лодке сразу, как научится ходить.
Трудно с этим не согласиться, однако ж, царившие до недавнего прошлого обычаи в этой специфичной сфере жизни северян все жестче вправляются в нормы и правила. Раньше этим занимался ОСВОД (общество спасения на водах, если кто не помнит), теперь эту функцию выполняет ГИМС
– Государственная инспекция маломерных судов. В названии кроется и главное направление работы – маломерные суда. Хотя работает инспекция круглогодично.
– Да, подтверждает районный инспектор ГИМСа Владимир Ильич Смертюк, -работаем круглогодично. Так, с ледоставом на нас ложится ответственная работа по приемке ледовых переправ.
Но сегодня разговор с инспектором ГИМСа о маломерных судах и всем, что связано с их регистрацией и эксплуатацией.
– Зимой, – рассказывает Владимир Ильич, – тоже обращаются по поводу маломерных судов, в основном, по их регистрации – постановке на учет в инспекции. Но основная работа и поток заявлений начинаются с апреля-мая. Сначала люди обращаются за тем, чтобы узнать, какой пакет документов нужен, чтобы зарегистрировать плавсредство, как сдать экзамен на получение удостоверения на право вождения маломерного судна.
– И что для этого требуется?
– В первую очередь, правоустанавливающие документы на лодку. Если они имеются, то все довольно просто. Но если нет такого документа и нет даже табличек с номерами на лодке, то процедура правоустановления усложняется – проходит через суд. Владелец пишет заявление, мы выдаем справку, подтверждающую, что судно не числится в розыске. И дальше уже вопрос решается в суде с соответствующей процедурой, привлечением свидетелей.
– Теперь, наверное, главный вопрос, который волнует новоиспеченного судовладельца и опытного, но “бесправного” владельца лодки, – как получить права
на вождение маломерного судна?

– С этого года разрешено сдавать экзамены самоподготовкой. И обойдется все это испытуемому в 800 рублей. Следует, наверное, добавить, что могут желающие пройти курс обучения и в учебном комбинате, но уже за 12 тысяч рублей.
– Где взять учебные материалы?
– В Интернете есть все: и вопросы, и ответы на билеты, и правила судоходства.
– Какие документы предоставляются, чтобы допустили до экзамена?
– Пакет в общем-то стандартный – копия паспорта (со страницей прописки). Обязательно медицинская справка – самая, можно сказать, “болевая точка”. Потому что летом обычно затруднительно быстро пройти медкомиссию – врачи в отпусках. Но принимается, если есть и не просрочена, копия медсправки на автоправа или на вождение сне-гоходной техники. Нужны также три фотографии. Затем в инспекции пишется заявление на сдачу, его мы направляем в Салехард, где его подписывает главный окружной инспектор по маломерным судам. Далее, как сформируется группа (сейчас, например, уже накопилось 30 заявлений), извещаем население через СМИ, и в назначенный срок происходит сдача. В этом году была уже такая приемка в январе. Надо добавить, что помимо теории, принимается еще практика – вождение. Потому зимой сдавали только теорию, все равно летом надо практическую часть сдавать.
– Расскажите, Владимир Ильич, о так называемом техосмотре плавсредства. Как его пройти?
– В соответствии с новым регламентом эта процедура называется: техническое освидетельствование судна.
Владелец опять же пишет заявление, назначаем время и проводим осмотр. Для этой процедуры предоставлются: копия паспорта, копия судового билета, данные не только на лодку, но и на двигатель, а также ИНН. Освидетельствование производится бесплатно.
Кроме требуемых документов сразу скажу о требованиях к оснащению лодки. Обязательно должны быть выставлены бортовые отличительные огни, для плавучести – пенопласт или воздушные баллоны, которые были установлены с завода. Если их нет, они должны быть восстановлены, замена самоделками не допускается. Иначе, следует возврат пакета документов владельцу для доведения плавсредства до нужной кондиции с последующей повторной процедурой освидетельствования.
– Сколько в районной инспекции зарегистрировано маломерных судов?
– На сегодня в инспекции зарегистрировано порядка 1700 маломерных судов. Есть, конечно, по району и незарегистрированные. Но и из этих зарегистрированных, может быть, около половины уже и в помине нет. Их владельцы не являются на перерегистрацию. В прошлые годы я максимально проводил по 700 техосмотров, то есть, можно сказать точно, что эти 700 лодок природе существуют. Со всеми остальными -можно предположить кучу вариантов: либо уже и хозяев нет в живых, либо лодки утилизированы. В этом деле порядок еще долго придется наводить. Ведь лодки перепродаются без документов, владельцы меняются лодками по нескольку раз. И все это чисто по-деревенски: ударили по рукам, и сделка состоялась. Или довольно часто бывает такая ситуация: кто-то покупает, скажем, мотор в Салехарде. Оформляет его магазин на покупателя, а приобретается он для родственника, который потом устанавливается его, естественно, на свою лодку. И освидетельствования плавсредства ему уже не пройти, так как мотор оформлен на другого человека. Это тоже надо учесть и покупателям моторов, и их будущим владельцам. Или, скажем, рыбодобывающие предприятия приобретают и выдают рыбакам новые моторы. А на какие лодки они ставятся? Это простые “Казанки” , которым уже по 40 лет, “Тюменки”, воздушных баков в лодках нет, всё приспособлено для складирования и перевозки рыбы. А ведь эту часть оснащения рыбаков руководству хозяйств тоже надо приводить в порядок, так как подвергается опасности жизнь людей.
– Рейдовая работа – одна из составляющих претворения в жизнь требований ГИМСА на воде. Как она осуществляется?
– Рейдовая работа проводится постоянно, на неделе патрулирую вдоль райцентра, а также выезжаю до Восяхово, Киевата. В эту навигацию был с рейдами и в Шурышкарах, Овгорте, Горках. Тогда же проводил освидетельствование лодок.
– И что показывают рейды, какая статистика?
– Основные нарушения -это незарегистрированное плавсредство, отсутствие или неправильное размещение номеров на лодке. Очень часто отсутствует при себе удостоверение на вождения маломерного судна, хотя оно у судовладельца и есть.
По фактам нарушений составляются протоколы в соответствии с Административным кодексом. Штрафные санкции – от 100 рублей за выезд без удостоверения на право вождения лодки (оставлено дома), и до полутора – двух тысяч рублей – за отсутствие регистрации маломерного судна или управление лодкой без водительского удостоверения.
В целом-то более организованно стали судоводители относить к индивидуальным спасательным средствам: многие уже без напоминаний ездят в жилетах.
В заключение же хочется сказат, что все это делается для наведения порядка в использовании маломерного флота и безопасности людей при эксплуатации лодок.

Беседовал Николай Рочев.
3 августа 2013 года № 31

Северная панорама


Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1940-2020©СЕВЕРНАЯ ПАНОРАМА Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу. Свидетельство о регистрации ПИ № ТУ 72-01224 от 16 марта 2015 г. Индекс 54344.
Click to listen highlighted text!