народное творчество Из поколения в поколение
Со 2 по 12 июля в д. Ханты-Мужи проходила седьмая летняя смена Детского этнографического лагеря “Кедровый остров -2014”. Одновременно с ней проходил IV районный музейный фестиваль традиционных ремёсел “Земля мастеровая – 2014”. Он проводился в рамках празднования 15-летия Природно-этнографического парка-музея “Живун”. В нынешней смене приняли участие 24 “островитянина”: из Восяхово, Мужей, Азовы, Горок, Лопхарей, Овгорта, Аксарки и Яр-Сале. Для детей установили три летних чума и две палатки, а для мастер-классов – берестяной чум. В первый день дети познакомились и разделились на три ватаги (три отряда): жёлтая “Лесные шишки”, зелёная “Комаринка” и красная “Чумовые ребята”. Вожатыми в лагере работали Есения Конева из Овгорта, Валентина Чупрова из Восяхово и Светлана Игнатьева из Мужей. На фестиваль же съехались четырнадцать мастеров: 6 мужчин и 8 женщин, из Шурышкарского района и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Основная задача мастеров на фестивале – обучение традиционному ремеслу и привлечение к участию в фестивальной программе детей смены.
Дарья Ивановна – представительница народа манси, родилась в д. Няк-символь Берёзовского района ХМАО-Югры. На Ямал приехала впервые, говорит, что интересно и очень понравилось. Совместно с Ниной Георгиевной и Дарьей Ивановной дети сшили детский тутчан – национальную сумку из налимьей кожи, а также вырезали узоры из сухой щучьей кожи. На смене “Кедрового острова” с Ниной Георгиевной и Дарьей Ивановной работали Дарья Синельникова, Татьяна Артанзеева и Алёна Тыликова. Зоя Николаевна Шиянова из с.Мужи и Вера Николаевна Еприна из с. Овгорт сшили с Татьяной Тыликовой из сукна сумочку, игольницу и куколку (“акань”). Особо стоит отметить, что Зоя Николаевна и Вера Николаевна выполнили очень важную работу для парка-музея “Живун” – сшили “Калтащ Анки” (“Богиню материнства”). Альбина Николаевна Куртямова из Овгорта и Галина Николаевна Максимова из Мужей вместе с Виталиной Салиндер, Алёной Аляба, Кристиной Тарасовой и Марией Рохтымовой, ставшей победительницей в конкурсе “Лучший подмастерье”, сшили 2-3 куклы и “тутчан”. Отдельно мастерицы сшили “Кур илпи ики” – находящийся под ногами (под землей, под полом) старик”. Он считается личным духом хозяйки каждого дома, его фигуру хранят в женской части жилого помещения. “Кур илпи ики” одели в черный халат с островерхим капюшоном. Ещё его называют “Духом болезней”. Роза Тимофеевна Накова из с. Питляр участвует в фестивале “Земля мастеровая” с 2009 года. Роза Тимофеевна наставляла Олесю Кудрину и Юлию Нензелову. Вместе они изготовили пять кукол. Одна из девочек сделала куклу с орнаментом. Сама Роза Тимофеевна сделала детскую люльку – “Онтап лак”. По словам Розы Тимофеевны, всё очень понравилось, всё время была приятная работа. Евдокия Александровна Тыликова из с. Овгорт – опытный мастер декоративно-прикладного искусства, участница различных выставок, в том числе, специализированной межрегиональной выставки-ярмарки “Северная цивилизация” на ВДНХ в г. Москве в 2008 году. Под её руководством Марина Артанзеева и Яна Контерова сделали из осоки шкатулки. Евдокия Александровна использовала уникальные материалы изображений остаточных орнаментов, найденных во время археологических раскопок в Войкарском городке. Гостья из г. Тарко-Сале Валентина Егоровна Накова родом из с. Питляр. Привезла с собой несколько красочных современных нарядов на традиционный лад, плетённых из бисера. Их продемонстрировали девочки лагеря на закрытии фестиваля и летней смены. Емельян Кириллович Куртямов из с. Овгорт – постоянный участник мероприятия. Руками мастера и его подмастерья Родиона Яунгад сделаны нарточки (“ухал”). Егор Егорович Наков стал победителем в конкурсе “Лучший мастер-наставник”. Под его началом Анатолий Яунгад, Александр Наков, Родион Толба, Никита Нензелов, Олег Худи научились изготавливать домашнюю утварь из древесины. Леонид Петрович Лонгортов – мастер декоративно-прикладного искусства вместе с Тарасом Тарасовым и Егором Нензеловым сделали тарелки (“хуванат”) и сувениры из дерева. Михаил Григорьевич Толба из Лопхарей, который занял третье место в конкурсе “Лучший мастер-наставник”, в свободное время восстанавливал охотничью тропу и создавал охотничьи принадлежности. С Иваном Ребась, занявшим третье место в конкурсе “Лучший подмастерье”, и Данилом Рочевым мастерил охотничьи ловушки и вырезал тарелки из древесины (“хуванат”). Геннадий Ефремович Хартаганов из с. Питляр. Мастер-самоучка, привычный материал – береста. Работал с детьми, в частности, с Андрианом Худи, занявшим второе место в конкурсе “Лучший подмастерье”, делал ножны из бересты. Иосиф Никифорович Куртямов мастер-самоучка из с. Мужи постоянный участник фестивалей и конкурсов декоративно-прикладного искуства. Работал с подмастерьем – Владом Яунгад, и вместе с ним изготавливал домашнюю утварь из древесины. Перед мастерами стояла задача реконструировать утраченное Ханты-Мужевское святилище и фигуры его “обитателей” в экспозиционной зоне парка-музея священного места д. Ханты-Мужи по материалам книги Стефана Соммье “Лето в Сибири среди остяков, самоедов, зырян, черемисов, башкир и киргизов”. Все мастера-мужчины за время фестиваля изготовили 21 фигуру духов-хранителей (идолов). Деревянные основы фигур духов-покровителей выполнялись в двух вариантах: бюст или целая фигура с непоказанными руками и ногами. Головы круглые или заостренные, вырезаны глаза, нос и рот. Длина подобных фигур варьируется в диапазоне от 50 см до одного метра. Таким образом, восстановили утраченное Ханты – Мужевское святилище. К сожалению, мастера из Приуральского района не смогли подъехать. Фестиваль проводился в следующих номинациях: парковая скульптура традиционных форм на тему “Фигуры духов-хранителей Мужигортского святилища”; “Культовая атрибутика северных хантов”; “Мягкое золото Севера” и “Музейный сувенир”. Все работы выполнялись только из традиционных материалов и в традиционной технике. Все мастера работали собственными инструментами. Организаторы обеспечивали мастеров и их подопечных основными видами сырья, в случае отсутствия необходимых видов сырья допускалось использование мастерами своего сырья. А также допускалось использовать заготовки изделий и изготовление предметов с нулевого цикла. Для умилостивления богов, в том числе духа – подателя жизни людей “Калтащ Анки” (“Богини материнства”) и духов-покровителей – “Кур илпи ики” (“Духа болезней”), совершили жертвоприношение, в ходе которого просили о даровании благополучия людям, угощение и поклонение богам. У хантов при каждом угощении готовят два стола (мужской и женский) и отдельную чашу. Столы расставили по двум противоположным направлениям: мужской стол поставили к передней стороне, женский стол – напротив, где находилась фигура “Кур илпи ики”. В отдельно поставленную чашу женщины разложили ту же пищу, что подавалась и на столы. Мужчины преподнесли эту 11 июля – завершающий день фестиваля, в который оформлялась итоговая выставка и прошла торжественная церемония закрытия фестиваля и седьмой летней смены Детского этнографического лагеря “Кедровый остров -2014”. За участие в фестивале мастера получили небольшое денежное вознаграждение и памятные призы, а также участники лагеря получили подарки. Для мастеров и юных подмастерий такое мероприятие обеспечило возможность общения друг с другом, приобретения навыков работы с традиционными материалами и обмена опытом декоративно-прикладного мастерства. Мария Куртямова. Фото Алексея Тургачёва и Ларисы Жариновой. 12 июля 2014 года № 28 |

Будьте первым, кто оставит комментарий!