Добро пожаловать на сайт газеты to Северная панорама   Click to listen highlighted text! Добро пожаловать на сайт газеты to Северная панорама
Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

В гостях на ижемской земле

год культуры



В гостях на ижемской земле

Северная панорама

Увеличить фото

Да, наверное, прав автор этих строк. Однажды побывав в Ижемском районе, вновь хочется посетить этот край, богатый талантливыми людьми, красивой природой, народными праздниками.

Вот и снова в этом году в селе Ижма проходил в девятый раз Республиканский межрегиональный праздник “Луд”. Проводился он в рамках празднования 85-летия Ижемского района 5-6 июля. Собрались на это традиционное мероприятие, конечно же, чужан войтыр (родные люди) из многочисленных уголков Республики Коми и России.

Северная панорама

Невольно вспоминаются слова из песни А.А.Худалея:

Северная панорамаЧужан войтыр, собрались родные люди,

Чужан войтыр – это он и ты, и я.
А в глазах светло от праздничных нарядов,

Словно ижемка рассыпала букет.

Будет счастье, будет праздник, будет радость,

Будем вместе, чужан войтыр, много лет.

Так и есть, вновь приехали на этот удивительный праздник делегации из Салехарда, Лабытнанги, Приуральского района, Ненецкого округа, ХМАО, Мурманска. Шурышкарский район представляли жители Мужей и Азовы.

Как всегда, все основные праздничные мероприятия проводились в первый день, 5 июля. Это выставка-ярмарка декоративно-прикладного творчества, народных промыслов, мастер-классы, летний читальный зал, поэтический марафон и разные творческие площадки поселений района. Можно было посмотреть “Банные штучки” д. Гам (веники, банные аксессуары, мастер-класс по сбору и разборке бани), “Капустница” с.Мохча (различные блюда из капусты), “Мосток желаний” с.Диюр, “Сенокос” с.Краснобор и другие.

Северная панорама
C участницами ансамбля “Шэк тугъя” д. Гам
Северная панорама
В центре одна из участниц конкурса невест

Рядом с творческими площадками работала чайная, где угощали зрителей и гостей шаньгами, пекли калитки, блины и предлагали вкусный чай. А творческие коллективы исполняли свои любимые песни, радовали жителей района и гостей. Кстати, мы тоже участвовали в выставке, представили наш район в фотографиях. Выставка называлась “Земля шурышкарс-кая”, работами автора любовались и желали приобрести на память любую фотографию. Материалы выставки вручили коллективу клуба с. Мошъюга, так как предки М.В.Пуйко выходцы из этого села (автор работ М.Пуйко).

А с 14 часов под открытым небом

Где бы я ни был на свете,
Сколько б ни встретилось вех,
Ижма – одна на планете,
Ижма –
любимее всех!
В.Попов, Республика Коми.

на площади Дома культуры состоялась церемония открытия праздника и концерт фольклорных коллективов. Здесь же звучали поздравления первых лиц республики и района, награждали лучших тружеников Ижемского района. В честь юбилея района все коллективы сельских клубов получили подарки для укрепления материальной базы учреждений культуры.

Мы в свою очередь тоже поздравили от имени главы района
А.В.Головина юбиляров и вручили подарки.

Надо отметить, что выступления творческих коллективов продолжались более трёх часов, но зрители не расходились, встречали артистов бурными аплодисментами.

Особо хочется отметить выступление коллектива из Ненецкого округа, они на этот раз представили все народности, которые проживают на их территории, множество необычных костюмов и прекрасное исполнение песен.

С 17 часов все жители и гости отправились на левый берег реки Ижма на конно-спортивные соревнования. “Именно здесь можно почувствовать весь азарт, красоту и великолепие конных скачек”, – отмечают жители села Ижма. Они гордятся удалью наездников, красивыми и мощными лошадьми своего края.

Северная панорама
Конно-спортивные соревнования на лугу

В 20 часов вечера начинается грандиозное танцевальное шествие “Ворота”. В нем участвуют все коллективы Ижемского района: и стар, и млад. Красочность этого зрелищного мероприятия не передать словами, это надо видеть. Это не просто шествие, это различные танцевальные движения под определённую музыку и, конечно же, обязательно парные соединения рук, под которыми, как через ворота, проходят танцующие. Зрители провожают танцующих до конца села Ижма.

Северная панорама
Танцевальное шествие “Ворота”

Затем праздник продолжается на огромном лугу, где проводят кон-
но-спортивные мероприятия.

На лугу водят хороводы “Лудын ветлам”, луговые игры, катание на лошадях, конкурс на лучший “сикт” – поселение. В конкурсе невест в этом году участвовало 13 красавиц, молодых девушек. Девушки показывают своё умение и мастерство, о них говорят добрые слова представители села, откуда невеста. Невесте-победительнице глава района в обязательном порядке вручает ценный подарок.

Здесь же можно посетить импровизированные “сикты” (сёла) поселений Ижемского района. Каждое село или деревня по-своему интересно и оригинально представляли свои подворья. К примеру, Си-зябск угощал зырянскими шаньгами, вкусными блинами, традиционными блюдами из оленины. Кроме того, сделали ворота и мостик желаний, оформили различные стенды с полезными информациями и многое другое.

В Кельчиюре можно было попробовать уху, принять участие в мастер-классе по плетению сетей. Словом, каждое село старалось представить особенности своей местности, привлечь внимание гостей, удивить чем-то необычным зрителей.

Завершается праздник на лугу этнодискотекой для молодёжи, а также встречей восхода солнца, начала нового рабочего дня.

Шестого июля по традиции мероприятие проводилось в районной библиотеке, где состоялась творческая встреча “Жизнь, отданная науке”- об А.Ф.Сметанине.

В Ижемском районе в библиотеке сложилась такая традиция: каждый год посвящать своим знаменитым людям. 2014 год был объявлен Годом А.Ф.Сметанина. Занимаются же изучением жизни и творчества не только работники библиотек, но и все образовательные учреждения. А в конце года подводятся итоги работы по данной теме. Александр Франсович Сметанин – кандидат исторических наук, доцент, академик Академии военно-исторических наук. Он также возглавлял Институт языка, литературы и истории в Сыктывкаре. На встрече рассказывали о нём его коллеги, друзья, земляки.

На этой встрече говорили и о нашем земляке Ю.Г.Рочеве, и о многих других учёных Республики Коми. И действительно, коми край богат талантливыми и выдающимися людьми.

Побывали мы на обзорной экскурсии в районном музее. Музей расположен в старинном здании-памятнике архитектуры деревянного зодчества. История Ижемско-го края богата событиями, которые отражены в различных экспозициях.

В дни пребывания в Ижемском районе нам удалось пообщаться с жителями других поселений района: побывали в Диюре, Красноборе, Мошъюге, Гаме и других селах. Везде встречали с радостью и тепло, угощали, а мы любовались красивой природой, чистотой улиц, наслаждались чистым воздухом. Посещали клубы, исторические места. И погода сопутствовала нам: было тепло, солнечно, поэтому и время пролетело быстро. Незаметно приблизился день отъезда, но мы ещё не раз вернёмся сюда, чтобы ещё больше узнать об этом крае, где жили когда-то наши предки.

Хочется поблагодарить администрацию нашего района за поддержку в установлении связей с жителями Ижемского района.

Северная панорама

Любовь Конева.

Северная панорама


Фото Марии Пуйко.

12 июля 2014 года № 28

Северная панорама

Фотоотчет республиканского праздника “ЛУД” 7.07.2014

Северная панорама
Северная панорама
Северная панорама
Северная панорама
Северная панорама
Северная панорама
Северная панорама
Северная панорама
Северная панорама
Северная панорама
Северная панорама
Северная панорама
Северная панорама
Северная панорама
Северная панорама
Северная панорама
Северная панорама
Северная панорама
Северная панорама

Ижма

Ижма — село на правом берегу реки Ижмы, центр Ижемского р-на, древнейшее коми селение на реке Ижме. Люди жили на Ижме ещё в древности; неподалеку от села Ижмы археологами обнаружены 2 древних поселения, одно из них относится к VIII — III вв. до н. э. Село Ижма возникло в 1567 — 1576 гг. Побывавший здесь в конце XIX века архангельский губернатор А.П. Энгельгардт упомянул в книге о своей поездке старинную летопись Ижемской церкви; в ней говорилось, что Ижма возникла в 1567 г. (эта летопись не сохранилась). По другой публикации XIX века селение было основано в 1572 г. переселенцами из Усть-Цильмы, но документально это не подтверждается. В платежной книге 1575 г., в которой есть описание всех селений и угодий нижней Печоры и Ижмы, об этом населенном пункте не упоминается. Первые сведения о его существовании относятся к 1576 г.: в сохранившихся архивных документах упоминается Ижемская слободка — нынешнее село Ижма. Его основателями были коми, переселившиеся сюда с Выми и верхней Мезени.

Слободка быстро росла. Основанная позже Усть-Цильмы, она через некоторое время значительно превзошла ее по числу жителей. В 1638 г. в Ижме насчитывалось 37 крестьянских дворов, а в 1646 г. — уже 65. более подробные сведения о населении Ижмы относятся к 1679 г. Тогда в Ижемской слободке имелось 5 дворов церковнослужителей, 52 крестьянских и 6 нищих дворов. Ижемцы носили следующие фамилии: Сметанин, Филиппов, Истомин, Хозяинов, Терентьев, Кучкасов, Канев, Анофриев, Вокуев, Дуркин, Витязев, Артемьев, Родионов, Беляев, Загибалов, Пигалин, Поздеев, Нечаев, Кучеев и др.

Большинство населения составляли коми, но жили здесь и представители иных народов. Так, русскими по происхождению были Константин Маркович и его племянник Федот Петрович Рочевы, получившие свою фамилию от местных коми жителей («роч» — «русский»). Герасим Ананьевич Чупров с сыновьями Кириллом и Проней переселился в Ижму из Усть-Цильмы в середине XVII века. С Пинеги в Ижму пришел крестьянин Пантелей Иванович (его фамилия не указана), из Пустозерска — Тимофей Матвеевич Кожевин и Лука Афанасьевич Голубков. В слободке поселилось и несколько ненцев («новокрещеные самоядины»).

Еще 10 крестьянских дворов запустели во время голода 1655, 1661 — 1662 и 1678 -1679 гг., вызванного сильными неурожаями, от которых пострадал весь Север России. В 1661 г. ижемцы жаловались, что у них «хлеб не родится, и погибаем хлебною нужею, питаемся… травою». В 1678 г. очевидец сообщал: «Жители… гладом тают и умирают… и такая нужда в сей стране повсюду на…Ижме, Усть-Цильме и на Пустозерском остроге». Часть владельцев опустевших дворов умерла, другие бежали из Ижмы, туда, где надеялись найти избавления от нищеты и голода: А. А. Филиппов « сшол от голоду в Пермь Великую», С.Ф.Кузьминых « умре, а дети ево сошли в Сибирь, да ево ж сын Тимошка в стрельцах в Пустозерском остроге», К.И.Бабиков… «от голода сшол в Кевролу (на Пинегу) з женой и з детьми…»

Ижемцы сеяли рожь и ячмень, но своего хлеба им не хватало, приходилось покупать его втридорога у приезжих купцов. Важное значение в хозяйстве местных жителей имела рыбная ловля. Семгу и семужную икру охотно покупали приезжие торговцы. Но особенно важную роль играла охота, главным образом пушная. Жители Ижмы промышляли соболя, песца, горностая, белку и т.п. Охотились они как в угодьях на Ижме, так и в более отдаленных районах — на Печоре и в Зауралье. Московские купцы специально приезжали в Ижемскую слободку за мехами. Позднее Ижемцы сами стали ездить на ярмарки в Москву, Петербург, Новгород и другие города. С XVIII в. жители Ижмы стали заниматься оленеводством, внесли в него немало рациональных приемов и со временем стали самыми крупными оленеводами на Севере. В публикации 1865г. говорится, что в Ижме «редкий хозяин имеет от 500 до 1000 голов оленей». Завезя из Устюга молочный скот, Ижемцы вывели на его основе новую породу, причем столь удачную, что в середине XIX в. даже писали: «Ни в одном месте Архангельской губернии не приготовляется столь вкусное молоко и масло, как в Ижме…где можно делать сыры не хуже голландских».

Успешное в целом развитие хозяйства способствовало росту населения Ижемской слободки. До II пол. XVIII в. она была единственным селением на Ижме. Об Ижемской слободке (с XIX в. — село Ижма) писали как об одном из самых примечательных по своему многолюдству селении Архангельской губернии.

В середине XIX века, как пишет побывавший там путешественник, селение состояло из двух частей — Верхнего конца и Нижнего конца. На точке их соединения стали 2 церкви (на четырехугольной площадке). «Между домами — по обе стороны от церквей — тянется прямая и довольно широкая улица, с которой в разных направлениях смыкаются извилистые переулки. Широко распаханные нивы с двух сторон охватывают селение, а с третьей — небольшое болото, на котором построен мост, ведущий к сухому сосновому бору».

В 1838-1866 гг. происходили волнения ижемских крестьян, протестовавших против введения тяжелой дорогостроительной повинности. В 1820 г. в Ижме открылась церковно-приходская школа, впоследствии преобразованная в сельское училище для мальчиков, при котором в 1871 г. был открыт ремесленный класс. В 1873 г. появилось училище для девочек. Первые Ижемские церкви были деревянные, не раз сгорали при пожарах. Один из них, «истребивший большую часть домов и церковь», случился в 1700 г. В 1806 — 1828 гг. была построена каменная Преображенская церковь. В 1862 г. построили также новую деревянную церковь. В 1873 г. в селе насчитывалось 170 дворов, 1842 жителя. В конце XIX в. ижемцы переселялись за Урал (на Обь), на Кольский полуостров, где потомки переселенцев живут до сих пор. В 1897 г. в селе было 2166 жителей. В 1905 г. в Ижме имелось 277 дворов, 2746 жителей; в 1918г. — 365 дворов, 2400 жителей; в 1926г. — 458 дворов, 2195 жителя (941 мужчин, 1251 женщин). К 1970г. численность населения увеличилась до 3090 человек, к 1989 г. — до 3595 человек (1760 мужчин, 1835 женщин), из них 79% коми.

Северная панорама


Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 − = 13

1940-2020©СЕВЕРНАЯ ПАНОРАМА Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу. Свидетельство о регистрации ПИ № ТУ 72-01224 от 16 марта 2015 г. Индекс 54344.
Click to listen highlighted text!