Добро пожаловать на сайт газеты to Северная панорама   Click to listen highlighted text! Добро пожаловать на сайт газеты to Северная панорама
Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Уважаемые представители коренных народов мира!

поздравляем!

Уважаемые представители коренных народов мира!

Установленный в 1994 году решением Генеральной Ассамблеи ООН и призванный подтвердить непреходящую ценность самобытной культуры и образа жизни коренных народов мира теперь этот праздник отмечается ежегодно 9 августа.

Отрадно, что коренным малочисленным народам, проживающим на своей исторической родине в Шурышкарском районе, удалось не только сберечь свои культурные традиции и обычаи, но и создать собственные экономические, культурные и общественные институты: национальные общины, этнокультурные музеи и фольклорные ансамбли, районные общественные организации народов Севера.

Несмотря на имеющиеся проблемы, вы сохраняете свою самобытность, традиционный образ жизни, занимаетесь промыслом и ремеслами, которыми владели ваши деды и прадеды, развиваете свою национальную культуру. Вы искренне любите и бережете свою прекрасную и суровую землю, трудитесь и растите детей, тем самым создавая надежную основу для достойного будущего своих народов.

Желаю всем коренным народам благополучия, успешного саморазвития, удачи во всех добрых делах, крепкого здоровья и большого счастья! С праздником!

Глава муниципального образования Шурышкарский район
А.В. Головин.

обычаи и традиции

Величайшая святыня шурышкарских хантов – Большой Шурышкарский Сор, который с 1961 года является заказником. Это самое крупное священное озеро в районе, длина которого составляет 20-25 км, а ширина

15 км. В давние времена это озеро славилось обилием рыбы, поэтому приезжали со всех сторон: из Войкар, Сыни, Кунавата, Казыма, Сосьвы. Удивительно, но рыбы хватало всем. По легенде, воду из Сора ханты увезли в озеро под названием Нумто, после чего Нумто стало считаться также священным.

До сих пор бытует поверье, что, если человеку покажется “золотой город” посреди Сора, то ему обеспечено долголетие. Значительную роль в традиционном мировоззрении хантов играл дух Воды. Чтобы не навлечь гнева “Лор Ики”, запрещалось пить воду из озера, ходить по льду, есть сырую рыбу, пойманную в озере, а сваренной рыбе нельзя было ломать голову (“хул охал шукатты ат рахал”), бросать мусор, плевать в воду, выливать нечистоты. А также запрещалось пребывание женщин в Сору и на священных местах.

Уникальное озеро расположено в живописных предгорьях лесного Урала примерно в пяти километрах от поселения Шурышкары. Издревле священное озеро почитаемо народом ханты, оно является духом-покровителем оленеводов, рыбаков, проживающих в этих местах. Первого августа гости организованно прибыли в п. Шурышкары, где их встретил Геннадий
Павлович Кельчин, все разместились у родственников. Съехались порядка 20 мужчин из Овгорта, Мужей, Ханты-Мужей, Салехарда и местные. Самому молодому участнику Стасу Хунзи 10-11 лет, а старшему – Иосифу Никифоровичу Куртямову – 74 года. Приглашённые из с. Питляр и других населённых пунктов не приехали.

Второго августа в полдень на восьми лодках выехали на второй священный мыс. На самом деле, священных мыса четыре: “Лырты омасты нёл” (“На виду находящийся мыс”), “Кутуп авт нёл тай” (“Средний или второй мыс”),”Варс вош нёл тай” (“Мыс, обросший кустарником”, третий мыс) и, напротив, третьего мыса расположен “Лапат нак нёл тай” (“Мыс, обросший лиственницей”).

Обряд часто проводится оленеводами Максаровыми, а сельчане уже и не помнят последнего собрания по этой причине. Проводят, когда возникает в этом необходимость, например, в данный момент по просьбе местных хантов -из-за частых несчастных случаев на озере, вблизи озера. По инициативе вицепрезидента Ассоциации “Ямал-потомкам!” Валерия Фёдоровича Елескина и главного редактора газеты на хантыйском языке “Лух авт” Геннадия Павловича Кельчина, а также местных жителей Шурышкар на берегу озера проведён обряд “Йир” (жертвоприношение животного), посвящённый духу-покровителю оленеводов, рыбаков “Лор Ики”. Место проведения обряда (“порлыты хар йир”) решили выбрать новое, где росли ели. Здесь важно отметить, что, если бы провели ритуал на старом месте, то гостям запрещалось бы участвовать в организации мероприятия. На стволах молодых елей вытесали три идола с личинами водного духа, два из которых относятся местным: роду Кельчиных и роду Максаровых, а третий – гостям из Сыни, которые впервые посетили Сор. На ветки, находящиеся ниже личин, прикрепили подарки “Лор Ики”: разных размеров платки различных оттенков и разноцветные куски ткани, в концы которых завязывались монеты. Перед ёлками поставили столик с едой, а невдалеке привязали жертвенное животное (бычка). Чествование “Лор Ики” началось с “Йир” – жертвоприношения бычка, кровью которого угощали духов, намазав “рот” идолам, олицетворяющих духов, и нанесли этой же кровью знаки на лбу каждому присутствующему.

Главными руководителями ритуала жертвоприношения были Иосиф Никифорович Куртямов, Емельян Кириллович Куртямов, Аркадий Евгеньевич Максаров и Афанасий Сергеевич Кельчин. Во время забойки животного мужчины выкрикивали семь раз, после чего возложили на жертвенное животное “духов-хранителей” (связку из платков, лоскутков тканей с завязанными монетами, шкурки лисицы), принадлежащих роду Геннадия Павловича Кельчина, и поставили рядом столик с угощениями. Затем освятили дары “Духу-покровителю Сора”. В шкуру с неотрезанной головой жертвенного бычка вложили новые подарки, привязав груз, чтобы опустилось на дно. Мужчины, выехав, бросали монетки с добрыми пожеланиями, остановились напротив первого мыса “Лыр-ты омасты нёл”, где-то 1,5 км от берега. Геннадий Павлович Кельчин с родственником на лодке сделали три круга по Солнцу. Затем, собравшись вместе, вновь поставили угощения духу-покровителю. Выкривая три раза, просили о благополучии не только родных, но и целого хантыйского народа, после чего дары спустили в воду. Тем самым обряд в честь “Лор Ики” был завершён.

В планах Управления по вопросам сельского хозяйства и делам народов Севера включить в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения Еманлор – Большой Шурышкарский Сор. Кроме того, главная задача управления – выявить и постепенно ввести в реестр и все остальные обрядовые священные места района у хантов. Для нас, хантов, священное место, как храм на природе. Местные шурышкарские ханты благодарны организаторам обряда, по их словам, участники внесли огромный вклад в судьбу хантыйского народа Шурышкар. За участие в интервьюировании признательна Г.П. Кельчину, С.П. Куртямову и И.Н. Куртямову.

Мария Куртямова.

стр

9 августа 2014 года № 32

Северная панорама


Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 1 = 1

1940-2020©СЕВЕРНАЯ ПАНОРАМА Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу. Свидетельство о регистрации ПИ № ТУ 72-01224 от 16 марта 2015 г. Индекс 54344.
Click to listen highlighted text!