Накануне восхождения на вулкан Авачинский водитель и проводник привезли нас в базовый лагерь. Сделано разумно: немного адаптироваться к высоте, и с утра стартовать. Базовый лагерь -это вагон-городок из десятка спальных вагончиков со спартанской обстановкой -двухъярусные топчаны со спальными мешками. Есть столовая, электростанция и баня. Несколько групп готовятся к завтрашнему подъему, все поглядывают на “соперника”: в наступающих сумерках выглядит вершина Авачи неприветливо, курится испарениями. Встретившаяся хмурая группа, возвращающаяся с горы, только добавляет сомнений. Это французы, которым не повезло: на границе облачности поднялся сильный ветер, и проводник прервал в целях безопасности восхождение. Надо сказать, что в своих проспектах турфирмы не предупреждают о такой вероятности, и очень уклончиво говорят о сложности подъема. Мол, если вы не готовы или не решаетесь на восхождение, у вас будет возможность увлекательно провести день и внизу, наблюдая за жизнью колонии местных зверьков – евражиков. Понурые французы подтвердили, что экстрим в этой экспедиции есть, и не все будет просто.
В нашей группе пока семь человек: семейная пара из Иркутска, которая уже “взяла” один вулкан; три опытные путешественницы: одна из Кургана и две из Челябинска. Обещали утром привезти еще и иностранца в нашу команду. Сходили посмотреть колонию евражиков, это грызуны вроде тушканчиков, кормятся буквально с руки. Потом ужин.
Спалось плохо, адаптация, видимо, к высоте. Ночью вышел посмотреть на звездное небо, нашел, вроде бы, знакомый “ковшик”, но он так неестественно заломлен на небосводе, что, кажется, и в голове все переворачивается с ног на голову. А кроме того, болтает из стороны в сторону – высота сказывается, все- таки более 600
метров (наши Кресты напротив Мужей, к примеру, порядка 350 метров). В семь утра завтрак, предстартовая суета, заправка сухим пайком и водой на подъем. Вскоре проводник Борис привез и иностранца – австралийца. А по пути они подобрали совершенно одичавшего от трехдневного блуждания по зарослям туриста – француза. Это типичный представитель бюджетного направления туризма: не полагаясь на турфирму, ходит “дикарем”. И порой экономия выходит боком. Таксист от Петропавловска довез его до поворота от основной дороги и, махнув в сторону вулкана -туда, мол, двигайся, уехал. Но к базовому лагерю нужно добираться еще километров 20 по руслу высохшей реки, где в зарослях ольховника густого и среди камней колеи машинные двоятся, троятся и множатся. А берега этой высохшей реки в зарослях кедрового стланника -тоже настоящий капкан для путника. Провел он две ночевки в этих зарослях и когда его подобрал Борис, был уже совершенно деморализован и исцарапан во время блуждания в зарослях. В общем, спасли человека. Австралиец же оказался опытным туристом и настоящим альпинистом – приехал на Камчатку после восхождения на Эльбрус.
Выдали нам палки на манер лыжных, зачехлили мы голени в гамаши, чтобы шлак, острые камни и снег не забивались в обувь. Кто в кроссовках, кто в крекинговых ботинках, кто-то в коротких сапогах. Но ботинки предпочтительнее. Очки
темные, как убедился, тоже обязательны. На высоте за несколько часов солнце может буквально спалить глаза.
Наш проводник Владимир Семенович- дважды чемпион по скоростному подъему на Авачу. В последние годы практикуется на Камчатке такая народная забава – День вулкана. Это массовое восхождение в июле на Авачинский вулкан. А кроме того, ведется и зачет, скажем так, по скоростному забеганию на его вершину. Наш гид дважды был первым, и лучшее его время что-то около двух часов. Фантастика! Поэтому, наверное, старт группа взяла довольно резвый.
Через две остановки где-то на уровне 1400 метров жена Галина решила не тормозить группу. Точка невозврата, как сейчас говорят, еще не была пройдена, поэтому пошла назад – с евражиками общаться. В группе, что идет впереди, двое тоже “отвалили”, и вернулись: мешали судороги в ногах. Мы же двинулись дальше. Погода отличная, кругом виды с вулканами, напротив величественный Корякский (потухший) по высоте 3500 метров. “Наш” – 2751 метр. На отметке 1800 метров – обед. Вода уходит из запасов быстро, да еще одна бутылка укатилась в пропасть. Передо мной идет очень резвая “одногруппница”, перед глазами только мелькают пятки ее ботинок, без остановки еще и разговаривает с проводником, что несколько раздражает – не устает что ли? На одной из остановок для передышки она признается, что занималась парашютным спортом и имеет 500 прыжков, у другой ее подруги вообще под 1000 прыжков! Ну, для меня теперь главная задача – не оказаться слабым звеном в этой группе.
Самая трудная часть – конус, угол градусов 60, потому идем траверсами то по снегу, то по осыпям вулканического шлака. На последних 100 метрах еще и страховочный канат от вершины протянут, чтобы не опрокинуться на спину – укатишься метров на 100.
И вот вершина! Кратер дымит, колоссальная пробка застывшей лавы закрыла жерло, но по краям ее пробивается и клубится пар, почва горячая. Фотографии на фоне Корякского и в разные стороны. Удалось даже поймать в этот момент на фото первый “хлопок” вулкана Жупановский. Он от нашей вершины километрах в 30 напрямки. Уже приехав домой, прочел в Интернете, что “Жупан” разошелся не на шутку – выпустил “бакенбард” на 10 километров, да еще рядом с ним три вулкана проснулись. Сами убедились, что вулканическая жизнь здесь беспрерывная и весьма оживленная.
На вершине находились около часу, гуляли вокруг кратера, фотографировали фуморальную активность вулкана. Народ, между тем, на вершине все прибывает, это неорганизованные в группы ходоки. Вот выскочили два разгоряченных молодца (военные), поднялись за четыре часа. Кому-то по телефону шуточно докладывают: “Товарищ генерал, высота взята!”, в ответ из трубки что-то ободряющее, вроде “молодцы, сукины дети!”,- потому что хохочут, довольные.
Спуск прошел более спокойно и быстро – за три часа. Уже другой тропой повел гид. По крутой осыпи шлака вьется тропа, потому движение полупрыжковое, с прокатом, “сыплемся” вниз вместе с вулканическим шлаком, можно сказать. И, тем не менее, весь день ушел на Авачу, а точнее, 12 часов: в восемь утра вышли, в восемь вечера вернулись.
Завершила этот день отличная баня с крепким жаром и дубовыми вениками (их привозят аж из Приморского края).
Будьте первым, кто оставит комментарий!