Добро пожаловать на сайт газеты to Северная панорама   Click to listen highlighted text! Добро пожаловать на сайт газеты to Северная панорама
Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

“Каждый из нас понимал, что работать надо”

Северная панорама

у войны не детское лицо



“Каждый из нас понимал, что работать надо”

Северная панорама

Людмила Николаева, 1950 год

Война глазами ребенка -воспоминания о страхе, боли, голоде и о надежде на мир и тишину. Тяжело морально слушать рассказы ветеранов, детей войны и тружеников тыла о том страшном военном времени и трудно представить, каково было маленьким, слабым от недоедания ребятам выживать и трудиться с раннего утра и до позднего вечера…

Горковчанка Людмила Васильевна Николаева – ветеран труда, Ямала, труженица тыла. Когда началась война, ей было 14 лет. Школьная активистка, добрая и весёлая подруга, гордость родителей – достойный пример для младшего брата и сверстников.

– Я родилась в городе Чистополь в 1927 году, – рассказывает Людмила Васильевна. – Мой отец Василий Федотович Ловкачов был механиком на буксире. Мама Наталья Ивановна ходила вместе с отцом в рейсы по Оке, Каме и Волге. В течение навигации мы жили на буксире, затем обосновались в Набережных Челнах, там я и пошла в первый класс. Через год переехали в село Батраки (Куйбышевской) Самарской области, а с 1937 года мы стали жить в Ялуторовске. По тем временам наша семья считалась маленькой -родители и двое детей. Средств на жизнь хватало, ведь папа зарабатывал достаточно для содержания семьи: он выполнял по 2-3 нормы в день. Мама была домохозяйкой, занималась подсобным хозяйством, держала корову и несколько овец. Трудовой карточки у неё не было, помню, что она занималась еще и общественными работами, была так называемой квартальной: знала всех эвакуированных, репрессированных калмыков и немцев поименно и потому, когда их привозили в Ялуторовск, мама занималась расселением спецпереселенцев.

Когда началась война, в городе прошла мобилизация. Молодых парней и мужчин забирали партиями по годам рождения. Отцу Людмилы Васильевны на тот момент был 51 год и так как он всю жизнь проработал механиком, его умения и мастерство были необходимы на производстве. Он работал механиком на сплаве леса, занимался ремонтом оборудования. Приходил за полночь, уходил ранним утром. Со временем в доме Ловкачевых установили телефон, каждую ночь раздавался звонок, после которого Василий Федотович спешил на рабочий объект для устранения очередных неполадок техники.

В военные годы Людмила Васильевна, как и многие другие ребята, во время школьных летних каникул работала на колхозных полях. Детей тогда отправляли в соседние села в сопровождении учителей.

– Формировались группы по 10-15 человек, – вспоминает Людмила Николаева. -В одном колхозе работали в течение недели, затем нас отправляли в другой колхоз. Временно нас размещали в школах, в красном уголке или на подселении в домах местных жителей: нам расстилали на полу матрацы или сено, спали на полатях. Утром нас кормили завтраком, обедали на рабочих местах и ужинали дома. Первым делом мы пололи зерновые. Раньше комбайнов не было, поэтому собирали урожай с помощью серпов, закладывали снопы и молотили
их. А еще зерно нужно было веять, а во время веяния колючая шелуха от зерна разлеталась и попадала за шиворот, в волосы, в глаза. Большую нагрузку выполняли взрослые, чаще всего мы подносили и подавали снопы, убирали солому, собирали зерно и складывали в мешки. Еще мы “лопатили” зерно: перемешивали его лопатами, чтобы оно не начало гнить. Однажды нас привезли в колхоз, разделили на два звена, вторую бригаду отправили на ремонтные работы, а нас встречал старичок, этакий дед Щукарь из произведения Шолохова “Поднятая целина”. С хитрым прищуром и легкой ухмылкой он сказал, что наше звено пойдет “крючить” горох. Что это означало, мы не понимали, но мальчишки в голос закричали: “Ура, мы пойдем “крючить” горох!”. Пришли мы на большущее колхозное поле, гороха -ешь, сколько хочешь. Дед объяснил нам суть работы: наклоняешься, дергаешь из земли кустики гороха. Мы с энтузиазмом принялись за легкое, казалось бы, задание, но, когда время приблизилось к обеду, выглянуло солнышко, стало жарко, мы вспотели так, что одежда стала мокрой, стали сильно
болеть спины и ужасно заболели животы, потому что мы объелись гороха. В конце рабочего дня на лошади с телегой приехал хитрый дед Щукарь. На следующий день учительница объявила, что наша бригада идет работать на скотник, а “крючить” горох отправляется второе звено. Те ребята отправлялись на работу довольные с криком: “Ура!”. Еще мы работали на сенокосе: кто умел косить траву – косил, кто не умел – ворошил, копнил, складывал сено. Вместе с нами на покосе работали и шести -, семилетние дети, которые весь день, сидя верхом на лошади, возили копны сена. Мы, городские, работали меньше, чем колхозные ребятишки, так как приезжали в колхоз на определенное время, а деревенские трудились с раннего утра и до позднего вечера. За труд денег не платили, работали “за палочку”: выполнил норму -в документах ставилась отметка, обозначающая трудодень, а осенью, после сбора урожая колхозникам выдавали овес, картофель и другое продовольствие по норме, положенной за один трудодень.

Северная панорама
Студентки 2
курса Тюменского педагогического института. 11 сентября 1947 года. Людмила Васильевна слева в верхнем ряду

Во время войны был создан Фонд Обороны, туда сдавали облигации, золотые украшения, деньги. Часть средств, которые мы зарабатывали, направлялись в этот фонд. Рабочие колхозов проводили собрания, где принимали решение о том, что ежемесячный двухдневной заработок или трехчасовой заработок каждого человека направлялся в Фонд Обороны. У многих деревенских семей было частное хозяйство: коровы, куры, свиньи, козы. И им нужно было в год сдавать определенное количество молока, мяса, яиц. Сдавали и овечьи, свиные шкуры. Для городских жителей, которые держали хозяйство, норма сдачи молока была 120 литров в год.

Зимой городские школьники работали на заготовке дров. Мальчишки бегали на лесозавод за бракованным материалом. Старшеклассники закидывали бревна на плечи и несли до школы, помогали и малыши: изо всех сил таскали плахи вдвое тяжелее их самих, а главной наградой за труд для них было то, что их отцы, ушедшие на войну, обязательно будут гордиться трудолюбивыми сыновьями.

– Мы были тимуровцами, ходили и помогали по хозяйству женам красноармейцев. Приходили тогда, когда женщин не было дома: носили воду или кололи и складывали дрова. Мы любили собирать посылки на фронт, отправляли чистую бумагу, карандаши, газеты и табак; а еще в посылки клали платки с вышитыми фразами – “Самому смелому”, “Самому сильному”, “Моему брату”, “Мы гордимся вами” и так далее. В нашей школе был госпиталь, и мы помогали медработникам: гладили и сматывали бинты, мыли и подготавливали палаты для новых пациентов, читали письма и газеты тем, кто потерял зрение. Организовывали концерты для раненых солдат, пели песни и частушки. Отмечу, что раньше учителя уделяли много времени патриотическому воспитанию школьников. Был один случай, когда двое ребят из начальных классов по пути в школу встретили солдата с погонами на плечах, а до 1943 года у красноармейцев погон не было, были лычки или кубики на воротничке. Мальчишки, не зная о введении погон, приняли вернувшегося домой советского солдата за фашиста и решили, что им надо незаметно проследить за подозрительным объектом и сообщить о незнакомце взрослым. За внимательность, бдительность и патриотизм мальчишек похвалили на школьной линейке.

Чувство долга, ответственности, взаимопомощи и поддержки проявляли ребята и при встрече с эвакуированными и привезенными детьми – немцами Поволжья, блокадниками Ленинграда. Приносили им еду, рассуждали о войне и вместе пытались понять жестокость того времени, дружили и жили так, чтобы эвакуированные дети могли хотя бы на миг отвлечься от воспоминаний о пережитых, страшных событиях.

– Всегда с нетерпением ждали треугольных писем с новостями с фронта от своих родных и любимых братьев, отцов, – рассказывает Людмила Николаева. -Когда видели в классе заплаканных ребят, понимали, что в их семьях случилось горе и старались не лезть с лишними вопросами. И если во время урока, кто-то начинал плакать, то уже трудно было сдержать слезы всем, ведь у большинства ребят из класса были на фронте родные. Учительнице приходилось успокаивать целый класс, приговаривая: “Представьте, если во время боя ваши отцы начнут плакать и тогда станут плакать его однополчане. Как они смогут выиграть войну?”…

Будучи старшеклассниками, многие ребята на время летних каникул устраивались на работу на завод по производству сухого молока, Люда с подругой устроилась на лесозавод, который относился не к лесной промышленности, а к железнодорожному транспорту, так как главной продукцией этого завода были шпалы. Работа шла в две смены: первая -с 6 утра до 6 вечера, вторая -с 6 вечера до 6 утра. Людмила была учётчиком.

– Казалось бы, лёгкая работа – измерить с вершины по диаметру лес и следить за сплавом брёвен, но если был затор, приходилось брать двухметровый багор с крюком на конце и разгонять бревна, – поясняет Николаева. – Когда приходил поезд за готовыми шпалами, после

12-тичасовой смены шли на загрузку, помогали взрослым: что-нибудь почистить, убрать, принести. Конечно, уставали, но мы всегда подбадривали себя тем, что наш труд – помощь советским солдатам-фронтовикам. Никто и никогда не говорил, что не хочет работать или не может, каждый понимал, что работать надо! Для фронта! Для Победы! 9 мая не бежал только тот, кто был безногим. Все обнимались и поздравляли друг друга, плакали от радости, пели, плясали, чувства и эмоции кипели и переполняли нас.

В июне 1945 года Людмила окончила Ялуторовскую среднюю школу и вместе с подругами отправилась в город Иваново для поступления в текстильный институт. Спустя некоторое время она поняла, что хочет осуществить свою детскую мечту -стать учителем. Так в 1950 году Людмила окончила Тюменский педагогический институт по специальности учитель русского языка и литературы. В студенческие годы она вышла замуж за однокурсника Виталия Михайловича, и молодая семья педагогов отправилась в Салехард. Людмила стала работать учителем в 3-й школе 501 стройки, а супруг – учителем в школе №1. В 1963 году чета Николаевых переехала в Горки. Вырастили и воспитали троих детей – Михаила, Наталью и Юрия. Педагогической карьере Людмила Николаева посвятила 39 лет.

Сейчас Людмиле Васильевне 88 лет, но она полна энергии. Много лет она посвятила общественной работе: Л.В.Николаева не просто председатель совета ветеранов села Горки, но и идейный вдохновитель, организатор патриотических мероприятий и встреч ветеранов со школьниками. В 2012 году Людмила Васильевна Николаева вместе с Елизаветой Михайловной Москвиной была приглашена на празднование Дня Победы в город Севастополь.

– Особо запомнилось мне праздничное шествие моряков: плечом к плечу, единой, дружной колонной шли русские и украинские ребята. А еще шествие организаций и “Севастопольский вальс” в исполнении оркестра, посещение Пантеона Памяти оставили массу эмоций и впечатлений. Мы встретились и пообщались с ветеранами из разных уголков страны, вместе спели песни военных лет, долго делились воспоминаниями. Я считаю, что нужно больше рассказывать о военном времени нашим детям, внукам, правнукам, ведь воспоминания и рассказы старшего поколения людей, тех, кто жил в военное время, могут передать молодому поколению то чувство патриотизма, которое было в наших душах и сердцах. Чтобы снова на нашей планете не повторилась та война, надо, чтобы наши дети и внуки об этом помнили, как мы!

Анжела Гис.

Фото из личного альбома

Л.В.Николаевой.

2 мая 2015 года № 18


Северная панорама

© “Северная панорама”. При использовании материалов
ссылка на “Северную панораму” обязательна.


Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 17 = 18

1940-2020©СЕВЕРНАЯ ПАНОРАМА Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу. Свидетельство о регистрации ПИ № ТУ 72-01224 от 16 марта 2015 г. Индекс 54344.
Click to listen highlighted text!