Добро пожаловать на сайт газеты to Северная панорама   Click to listen highlighted text! Добро пожаловать на сайт газеты to Северная панорама
Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Кризис семи лет: почему дети меняются?

Северная панорама
Северная панорама
Северная панорама



Кризис семи лет:
почему дети меняются?

Северная панорама Поступление в школу знаменует начало нового, чрезвычайно важного и ответственного, периода в жизни ребенка и семьи в целом. При переходе от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту поведение ребенка и его отношение к миру и себе сильно изменяется. Старшие дошкольники начинают стремиться к новому положению в системе социальных отношений и к новой общественно значимой деятельности – учению. Появление такого стремления подготавливается всем ходом психического развития ребенка. Новые возможности, приобретаемые ребенком, перестают соответствовать сложившимся ранее взаимоотношениям со взрослыми, и начинается кризисный период в психическом развитии.

Еще в начале XX века психологи отметили в поведении семилетних детей своеобразные черты, что дало им основание говорить о “кризисе семи лет” как закономерном этапе психического развития ребенка. Основными симптомами этого возрастного кризиса являются манерничанье, кривляние, нарочито демонстративное поведение, капризность, конфликтность. В основе этих проявлений лежит потеря детской непосредственности, освобождающая ребенка от давления ситуации. В возрасте семи лет ребенок начинает осмысливать свои чувства, обобщать переживания (“логика чувств”), у него появляются внутренняя психическая жизнь и представления о своих возможностях.

Физиологической основой кризиса семи лет являются изменения в работе эндокринной системы, обусловливающие интенсивный рост тела, увеличение внутренних органов, вегетативную перестройку. Современные дети сталкиваются с этим кризисом раньше, чем их сверстники 80 лет назад, когда впервые были описаны его причины
и проявления. Сейчас большинство детей переживают этот сложный период в возрасте 5,5 лет и лишь немногие из них – в первом классе. При этом изменяется поведение ребенка и в школе, и дома. Ярче всего происходящие перемены проявляются в реакциях ребенка на указания взрослого.

Во время кризиса в процессе становления психики происходит резкий качественный скачок, приводящий к кардинальным изменениям всех сторон психического развития ребенка. На стадии детства кризисы чередуются с относительно спокойными, стабильными периодами, когда накопление изменений происходит постепенно, незаметно. Любой кризис имеет две фазы: негативную, когда появляются сложности в поведении и общении ребенка со взрослыми, и позитивную, когда начинают проявляться новые качества, приобретенные во время кризиса.

Основной причиной негативных изменений в поведении ребенка на кризисном этапе развития является несоответствие привычных, сложившихся ранее отношений новым возможностям и уровню самосознания ребенка. Поэтому, если взрослые вовремя перестраивают свои отношения с ребенком, многих негативных симптомов кризиса удается избежать. У младшего школьника может сформироваться либо трудолюбие, либо при неблагоприятных условиях чувство неполноценности, неуверенности в своих силах. Трудолюбие возникает на основе школьной успешности и ее адекватной оценки учителем, а чувство неполноценности – в том случае, если ребенок сомневается в своих способностях и воспринимает успеваемость как единственный критерий значимости его личности.

Т.С.Порывкина,
педагог-психолог МБОУ “Мужевская СОШ им. Н.В.Архангельского”.

24 октября 2015 года № 43


Северная панорама

“Северная панорама”. При использовании материалов
ссылка на “Северную панораму” обязательна.


Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1940-2020©СЕВЕРНАЯ ПАНОРАМА Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу. Свидетельство о регистрации ПИ № ТУ 72-01224 от 16 марта 2015 г. Индекс 54344.
Click to listen highlighted text!