Добро пожаловать на сайт газеты to Северная панорама   Click to listen highlighted text! Добро пожаловать на сайт газеты to Северная панорама
Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

О крещении детей

Северная панорама

православная страничка



О крещении детей

Если мы вернемся в первые века христианства, то обнаружим, что младенцев стали крестить далеко не сразу. Ведь крещение это не магический ритуал, а духовный выбор, реализация свободы человека. Когда крестят маленького ребенка, этот выбор за него временно делают родители, обещая воспитывать в православной вере. В советское время сам факт обращения за крещением был исповеданием веры. Потом был переходный период, в который Церковь проявила доверие к желающим креститься. И, увидев, что из принявших крещение лишь совсем немногие становятся христианами, Церковь стала проводить подготовку к Таинству, чтобы человек мог осознать, какой серьезный шаг совершает он, приходя креститься.

Детей в тех семьях, где никто из родителей не является постоянным прихожанином какого-либо храма, и, соответственно, никто не будет воспитывать ребенка в вере, крестить нельзя. Странно, когда спорят – обязательно или необязательно крестить. Не “необязательно”, а именно нельзя. То же и со взрослыми, которые еще не поняли, что это такое и зачем оно им нужно, которые не собираются что-либо менять в своей жизни.

Мы знаем из истории, что Синод Русской Православной Церкви в 1848 году признал недействительным крещение многих турецких детей. По той причине, что родители крестили детей не потому, что уверовали во Христа, а из практических целей: турецкие мамы обратили внимание на то, что русские дети при равных условиях жизни и воспитания лучше развиваются, крепче здоровьем. И приписали это “воздействию” крещения и причащения. После чего стали крестить своих детей “для здоровья”.

Причины, по которым люди решают крестить детей, оказываются порой весьма оригинальны в том смысле, что не имеют отношения к Церкви. Крещение может восприниматься как следование семейному укладу: “В нашей семье придерживаются традиции крестить детей. И я не хочу от нее отступать”. Иногда крещение воспринимается как традиция национальная: “Не назову себя воцер-ковленным человеком, для меня это скорее вопрос преемственности и некой идентификации: русский человек – православный христианин”. Таких нецерковных людей, “православных по культуре”, социологические опросы выявляют в российском обществе до 80 %. Именно с этими людьми, когда они обращаются в церковь, желая окрестить детей, происходит наибольшее количество недоразумений, грустных и комичных ситуаций, суть которых одна: они не очень представляют, зачем обращаются, но требуют непременно выполнить просимое. Очевидно, в представлении подобных людей крещение – это просто красивый обряд. Вот и несутся жалобы на отказ “провести ритуал”.

Мы крестим детей по вере родителей. Поэтому, если родительская вера как факт отсутствует, то каковы же основания для крещения младенца? Получается, что мы вручаем ребенку дар благодати, о ценности которого не имеют понятия ни он сам (у него понятия в принципе еще не сформированы), ни его родители. И бесценное сокровище оказывается погребенным, по слову преподобного Григория Синаита, под кучей мусора наших страстей и грехов, всего того, что становится “отходами” без Бога проживаемой жизни. Не спросит ли Господь с нас за то, что обесценили таким образом Божественную благодать? Есть, отчего призадуматься, точно.

Отсюда и необходимая строгость в отношении тех самых родителей, от коих и зависит главным образом, подтвердит ли спустя годы их чадо те обеты, которые были даны за него, пока он либо горько плакал, либо, наоборот, улыбался, глядя прямо в глаза священнику своими еще не ведающими зла младенческими очами. Отсюда же и готовность в крещении отказать, если родители относятся ко всему происходящему в Церкви как к лишенной содержания формальности.

Если мы заранее уверены в том, что в семье нет малой Церкви, знаем, что родители не в состоянии будут дать ребенку церковного воспитания, то зачем тогда превращать Таинство введения в Церковь в некий шаманский обряд? Церковь может крестить ребенка только при условии полного доверия к его родителям. Во-первых, они должны вести благочестивую жизнь. Во-вторых, они должны осознавать всю глубину предстоящей ответственности. В-третьих, безусловно, должны быть или стать воцерковленными людьми, регулярно участвующими в церковных Таинствах Исповеди и Причастия. Родители должны заниматься духовным воспитанием ребенка, научить вере, приучить его к молитве, Причастию и церковной жизни, читать ему соответствующую литературу, чтобы Церковь стала частью жизни ребенка.

Подготовил иерей Александр Родин.

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ В ПРАВОСЛАВНОМ ХРАМЕ
В ЧЕСТЬ СВЯТОГО АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА НА НОЯБРЬ

Северная панорама
Северная панорама

КРОМЕ ТОГО, ХРАМ ОТКРЫТ КАЖДОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ С 11:00 ДО 15:00

Службы совершаются в здании музея “Коми изба” по адресу: ул. Истомина, 7б, вход со стороны храма.

31 октября 2015 года № 44


Северная панорама

“Северная панорама”. При использовании материалов
ссылка на “Северную панораму” обязательна.


Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1940-2020©СЕВЕРНАЯ ПАНОРАМА Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу. Свидетельство о регистрации ПИ № ТУ 72-01224 от 16 марта 2015 г. Индекс 54344.
Click to listen highlighted text!