Добро пожаловать на сайт газеты to Северная панорама   Click to listen highlighted text! Добро пожаловать на сайт газеты to Северная панорама
Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Как мужигортские идолы Италию покорили

Северная панорама

культурное наследие


Как мужигортские идолы Италию покорили

Директор Шурышкарского музейного комплекса приняла участие в конференции Международного совета музеев и посетила национальный музей
антропологии и этнографии при Флорентийском университете

Северная панорама
Во время доклада на конференции

В конце ноября 2015 года мне довелось принять участие в слёте представителей профессиональной международной организации, объединяющей музеи и музейных специалистов – ИКОМ (Международный совет музеев).

Для справки:

ИКОМ был создан в 1946 году в Париже, его штаб-квартира и теперь находится во французской столице. Цели и задачи организации формулируются так:

– содействие развитию музейного дела во всем мире;

– сохранение наследия и борьба с запрещенной торговлей культурными ценностями;

– обучение музейных работников и повышение профессиональных стандартов;

– оказание помощи музеям и музейным работникам;

– налаживание сотрудничества между музейными учреждениями и специалистами различных стран.

Все это, в свою очередь, способствует развитию сотрудничества и взаимопонимания между народами. В настоящее время в ИКОМ входят более 30 тысяч
индивидуальных и коллективных членов из 165 стран мира.

Россия, в прошлом Советский Союз, вошла в ИКОМ в 1957 году. Российский комитет (ИКОМ России) сегодня объединяет более 500 коллективных и
индивидуальных членов.

На пороге своего 70-летия ИКОМ подводит итоги работы и переосмысливает свою деятельность. Летом 2016 года состоится юбилейная Генеральная конференция ИКОМ в Милане (Италия), посвященная современным музеям и их взаимодействию с территориальными системами, природными и городскими ландшафтами. И тема музеев и культурных ландшафтов уже широко обсуждается в музейном сообществе, а на 2016 год предложена как основная в тематике Международной музейной акции “Ночь в музее”.

До большой конференции, на которой собираются тысячи музейщиков, Международный совет обычно проводит предварительные встречи специалистов. Такая встреча состоялась 28 ноября 2015 года. На ней члены ИКОМ предложили свое видение заданной тематики, сделали акценты на тех или иных вопросах взаимодействия современного музея и культурных ландшафтов. Будучи членом ИКОМ с 2012 года, я направила в оргкомитет конференции тезисы моего доклада и получила приглашение.

Северная панорамаПредметы из Сибирской коллекции С. Соммье в экспозиции музея во Флоренции

Утром 27 ноября самолет пересек величественные Альпы и приземлился в аэропорту Мальпенса города Милан. Италия встретила нас забастовкой железнодорожников, поэтому весь день ушел на то, чтобы сориентироваться, найти транспорт и добраться до назначенного места. Конференция проходила в небольшом, но очень живописном городке Брешиа, что на севере Италии, у подножия Альпийских гор. История его началась со времен Древнего Рима, и сам город – вроде археологического и архитектурного музея под открытым небом.

Участниками встречи стали не более 150 человек со всего мира, в основном руководители различных тематических комитетов, входящих в состав ИКОМ, а также представители Национальных комитетов. Из России нас было только двое – сотрудник Государственного мемориального и природного заповедника “Музей-усадьба Л. Н. Толстого “Ясная Поляна”, президент Международного комитета литературных музеев и музеев композиторов Галина Алексеева и я, как представитель Российского национального комитета ИКОМ. Официальным языком конференции был английский, на нем общались все участники и в зале заседаний, и за чашкой чая. Пришлось освежить в памяти вот уже 10 лет как невостребованное знание языка и на несколько дней перейти на английский.

Докладов на конференции представлено было немного – пять пленарных от руководителей президиума ИКОМ и председателей Национальных комитетов Франции и Италии, а также 17 сообщений – в основной части конференции, в том числе и мой доклад. Докладчики были из Италии, Франции, Нидерландов, Швейцарии, Соединенных Штатов Америки, Словении и Сербии. Темы организаторы подобрали так, чтобы они отражали разные направления работы музеев, находящихся в природных, культурных, городских ландшафтах. В моем докладе речь шла о музее, существующем в этнической среде, неразрывно связанной с природным ландшафтом, – о Природно-этнографическом парке-музее “Живун”. Думаю, не случайно координаторы выбрали для презентации этнической тематики именно российский музей, так как многонациональная Россия, как никто другой, обладает огромным опытом межэтнического взаимодействия и передовыми музейными технологиями в области создания социо- и этнокультурных ландшафтов.

Северная панорама Мужигортские идолы в витрине музея

Именно таким и является наш парк-музей “Живун”. Я рассказала о пути, который прошел музей в своём 16-летнем развитии – от архитектурного музея, размещенного в природном и поселенческом ландшафте деревни Ханты-Мужи, до музея, воссоздающего национальную этническую среду северных хантов, формирующего современный социокультурный ландшафт Шурышкарского района и Ямало-Ненецкого округа.

В качестве примера я привела коллегам один из последних проектов – реконструкцию так называемого Мужигортского святилища – забытого и утраченного места поклонения духам-хранителям нынешней деревни Ханты-Мужи. В 2014 году удалось воссоздать его в общих чертах благодаря материалам итальянского ботаника и антрополога Стефано Соммье, который в 1880 году побывал в наших местах и на том самом святилище. Исследователь подробно описал святилище, забрал с него семь деревянных идолов и вывез их в числе прочих многочисленных предметов этнографии в Италию. Сегодня коллекции Соммье хранятся и выставляются в одном из ведущих этнографических музеев страны – Национальном музее антропологии и этнографии при Флорентийском университете. По фотографиям и зарисовкам итальянца мастера Шурышкарского района вырубили 21 деревянную фигуру для реконструированного Мужигортского святилища в экспозиции парка-музея.

Судя по заданным впоследствии вопросам, наш музей вызвал интерес у собравшихся. Интересовали условия работы, взаимодействие с носителями традиционной культуры, источники финансирования. Но чаще всего спрашивали о том, насколько холодные в Мужах зимы, как долго до нас добираться и далеко ли находятся газовые вышки. Несмотря на мой достаточно скудный английский, удалось завязать многочисленные контакты и даже получить приглашение вступить в Комитет этнографических музеев, который, к моему удивлению, возглавляют представители США.

Обстановка на конференции была очень доброжелательной и располагающей к общению. Никакой политической напряженности в музейном сообществе нет и в помине. Хотя когда после всех докладов в зале появилась президент Комитета по культуре и образованию Европейского парламента
Сильвия Коста, начался серьезный разговор о роли, которую могли бы взять на себя музеи в деле адаптации беженцев к европейской среде.

Вероятно, этот разговор продолжился и на следующий день, когда представители многочисленных ИКОМовс-ких комитетов собрались в Милане на организационное собрание. Но в это время поезд вез меня из северной в центральную часть Италии – во Флоренцию, центр европейского Ренессанса, город художников и скульпторов. Моей главной целью был Музей антропологии и этнографии, который оказался аналогом Российского музея антропологии и этнографии имени Петра Великого в г. Санкт-Петербурге, широко известного как Кунсткамера. И тот и другой – старейшие учреждения, оба относятся к ведущим научноисследовательским организациям (Флорентийскому университету и Российской Академии наук) и располагают широчайшими коллекциями по этнографии народов всего мира от Европы до Австралии и Океании.

Северная панорама
Пояс князя Артанзеева

Но все мое внимание сконцентрировалось на небольшом зале, одном из первых от начала осмотра экспозиции, относящемся к разделу “Азия”. Здесь в трех витринах я увидела знакомые предметы: меховые тутчаны, берестяные короба, куклы акань с утиными клювами, детскую деревянную люльку, весла для лодки, рыболовные гим-ги, стрелы с оперением и металлическими наконечниками, большой деревянный лук и черкан на горностая, шаманский бубен с колотушкой, берестяные маски для медвежьего праздника… и среди всего этого – семь потемневших от времени деревянных фигур. Этикетка рядом с ними гласит: “Антропоморфные идолы. Остяки, Мужевский священный лес, Западная Сибирь. Коллекция Стефана Соммье, 1880 год”.

Вот они – хранители Мужигортского святилища, теперь сами охраняемые. В чужой стране, среди чужих людей. Более 150 лет назад их вырубили топорами жители Мужигортских юрт (ныне деревня Ханты-Мужи), представители родов Тогачевых и Пастыревых. Здесь, в итальянском музее, необычные суровые божества выглядят печально и грустно. В одной витрине с ними выставлен мужской пояс, выкупленный С.Соммье у остяцкого князя Артанзеева, о чем ученый подробно писал в своих дневниках.

Сегодня Шурышкарский музейный комплекс начинает разработку международного проекта по изучению сибирской коллекции С.Соммье. К участию в реализации проекта с российской стороны приглашен окружной музейно-выставочный комплекс имени И.С.Шемановского. Надеюсь, мы сможем заинтересовать флорентийских музейщиков и получить доступ к хранящимся предметам (не только тем, что в экспозиции, но и в запасниках), чтобы узнать о них больше и, может быть, когда-нибудь увидеть на временной выставке в окружной столице.

Анна Брусницына,

директор Шурышкарского

музейного комплекса.

Фото предоставлено автором.

16 января 2016 года №3


Северная панорама

“Северная панорама”. При использовании материалов
ссылка на “Северную панораму” обязательна.


Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1940-2020©СЕВЕРНАЯ ПАНОРАМА Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу. Свидетельство о регистрации ПИ № ТУ 72-01224 от 16 марта 2015 г. Индекс 54344.
Click to listen highlighted text!