Добро пожаловать на сайт газеты to Северная панорама   Click to listen highlighted text! Добро пожаловать на сайт газеты to Северная панорама
Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

“В кризисе надо видеть возможности”

Северная панорама

от первого лица


“В кризисе надо видеть возможности”

Дмитрий Кобылкин ответил на вопросы журналистов региональных СМИ после масштабного реформирования собственной команды. Сохранятся ли социальные выплаты населению, что будет строиться, как жить в кредит – эти и многие другие темы удалось обсудить в результате полуторачасовой беседы. Приводим ответы Главы региона на некоторые – часто задаваемые и жителями округа – вопросы.

Северная панорама “Искусство управления –
не останавливаться,
когда тяжело”

– Дмитрий Николаевич, 2016 год начался с кадровых перемен. Сменились главы в ряде муниципалитетов, меняются директора департаментов. Могут ли уже
действующие руководители считать, что ротация завершена?

– Это нормальный процесс, он не может иметь остановки. Мы все живые люди, у всех разные причины ухода. Многие по возрасту уходят, потому что время приходит, кто-то по состоянию здоровья, у кого-то иные личные обстоятельства, по-разному у всех. Я с большой благодарностью отношусь к людям, которые уходят и понимают, что они всё возможное сделали для нашей работы. Поэтому не стоит сильно на этот счет переживать, выискивать тенденции. Плановое обновление переживает любая, в том числе, и коммерческая структура. Это нормальный жизненный процесс. Задачи меняются, планки ставятся выше – идет смена, это нормально и правильно.

– Недавно Ямал получил первое место в рейтинге антикризисной устойчивости. Одна из федеральных телекомпаний, на наш взгляд, не совсем корректно
сравнила жизнь на Ямале с жизнью в Ярославской области, которая, кстати, последняя в этом рейтинге. На ваш взгляд, чем отличается жизнь на Ямале
от всей России и в чём наше преимущество, почему мы первые?

– Я не знаком с их системой оценки, но могу сказать, что регион, который из 110-миллиардного бюджета в один год теряет сорок миллиардов прибыли и при этом остаётся на ногах и оказывается первым в рейтинге – это результат.

И такой результат сам собой не достигается. Этим занимается большое количество людей. Вы знаете – мы реализуем очень крупные инфраструктурные проекты, и они все направлены на диверсификацию экономики. Еще в 2010 году мы задекларировали, что будем строить новый Ямал. Это подразумевает то, что мы хотим перейти на переработку, на постоянные рабочие места, на возможную конкурентную среду в мире и не только в части поставок нефти и газа. Я неоднократно говорил, чем раньше наша страна слезет с нефтегазовой иглы, тем увереннее мы будем себя чувствовать – как во внешней, так и во внутренней политике.

Что касается дня сегодняшнего, для Ямала никаких критических, непреодолимых проблем нет. Они существуют, безусловно, но имущественные налоги компаний пока покрывают выпадающие налоги по прибыли. Кроме того, уже в следующем году мы начинаем вводить очень крупные проекты. Поэтому у меня нет сомнений, что мы удержимся на ногах.

– При всем этом некоторые аналитики пророчат десятилетия низких цен на энергоресурсы. Как долго в этом случае Ямал сможет оставаться
благополучным регионом? Давать льготы, переселять пенсионеров и так далее?

– Ну, давайте начнем с того, что у нас долгое время держались необычно высокие цены на углеводородное сырье. Просто был сделан огромный скачок в течение практически одного года, и на 100-110 долларах за баррель цена зафиксировалась. Ну и кто-то решил, что так будет всегда… А тем временем мир, понимая, что энергоносители, произведённые из углеводородного сырья, стоят дорого, начал программы, связанные с альтернативной энергетикой. И они уже не остановятся, это очевидно. Нефть, возможно, больше не будет стоить столько, сколько стоила раньше.

Но это – не смертельно. Надо смотреть не на стоимость продажи, а на себестоимость производства. Мне известна позиция Алексея Миллера, Вагита Алекперова. Они говорят, что в принципе ситуация не критическая, даже если цена за баррель еще снизится. Но здесь не стоит забывать – чем уникален российский нефтегазовый комплекс? Он на себе несёт очень большую социальную ответственность. Во многих местах строится инфраструктура, которая, ну не должна ложиться в затраты, понимаете? У нас не просто нефтегазовые компании – это нефтегазовые компании государственного масштаба. Они реально выполняют во многом государственную функцию. И именно в этом аспекте возможны какие-то сокращения издержек. И это, конечно, нас тревожит.

– Не с этим ли связаны сокращения объемов инвестиций в программу “Сотрудничество” с Тюменской областью? Приостановлено строительство ямальских
микрорайонов?

– Я сразу хочу сказать, что в этом нет вины губернатора Тюменской области Владимира Якушева. Спасибо ему огромное, он сделал всё для того, чтобы мы построили два микрорайона. Огромная в этом заслуга и Алексея Миллера, который профинансировал эту программу. Но как я уже сказал, сегодня нет прежних объемов прибыли, и “Газпром” попросил паузу в год. Может быть, это будет и два года – трудно сказать. Но это не значит, что мы обязательства по переселению наших граждан остановим.

Я когда пришел на пост губернатора, Ямал переселял в год 200-220 человек. Программа была очень простая

– мы не строили жильё, мы давали деньги, и люди переезжали. Сегодня нам по силам к этой цифре пока вернуться, чтобы ручеек не иссяк. В эти 200 человек должны, безусловно, первоочередными попасть те, кто особо нуждается в переселении и наши заслуженные ветераны Севера.

Мы уже успели переселить более 5 тыс. человек, которые нуждались в этом. Среди них – и инвалиды первой, второй, третьей степени. Дальше, в случае, если у нас появятся дополнительные финансовые возможности, мы сами сможем эти программы продолжать. К примеру, будет запущен завод “Ямал СПГ”, который сможет значительно пополнить налогооблагаемую базу региона. Еще раз отмечу, здесь вины кого-либо из губернаторов нет. Программа “Сотрудничество” формировалась из прибыли. А по прибыли, как я уже говорил, мы здорово просели – на 40 с лишним миллиардов рублей.

– В продолжении о перспективах сжиженного газа интересно спросить.

– Вообще для России рынок СПГ -это необычный рынок. Но в будущем, при запуске “Ямал СПГ”, сахалинских и питерских проектов мы займем около 20 процентов на мировом рынке. Но это не весь сегмент, который мы могли бы занять. И мы, наверное, как никто другой, более конкурентны в этой среде и более комфортны для таких стран, как Китай и Япония, которые делают прогноз жизни своих стран на 100-200 лет вперед.

А то, что страны будут переходить от трубного газа на сжиженный природный газ, у меня нет никаких сомнений. Потому что это независимость. Потому что труба, и вы видите это сами, всегда является некой точкой торга. И многие страны поэтому не хотят с этим “заморачиваться”.

Мы уверены в том, что в отличие от того же австралийского, катарского, новозеландского газа, наш всегда будет в плюсе. По трем причинам. Во-первых, наш находится в естественном холодильнике, во-вторых, его производство мы организуем прямо на месторождениях. И, в-третьих, прямо с завода у нас есть выход на мировой океан.

– За последние годы в округе построено более 1,5 млн квадратных метров жилья. Повлияет ли временное сокращение окружного бюджета на темпы
строительства в целом: по социальным объектам, по жилью?

– Однозначно останутся детские сады и школы, также часть других социальных объектов – тех, которые находятся в высокой степени готовности. Новые объекты мы пока закладывать не будем. Но те, которые начали, будем заканчивать. Непростая ситуация сейчас, да. Ставки в банках высоковаты. Думаю, что нужно выйти с инициативой, чтобы процентную ставку банка уменьшать в период кризиса.

Это очень важно, и не только для муниципальных образований и субъектов РФ, а для самих людей. Это наши, рублевые кредиты, и они не должны иметь такую огромную ставку. В конце концов, государству надо взять на себя обязательства по компенсации процентов, в какой-то степени. Или тогда нас сориентировать -регионы, чтобы мы могли компенсировать ее. Чтобы людям было комфортно брать деньги в банке.

“Главное – не лежать на печке, а работать”

– То есть, вы не видите ничего страшного в жизни за счет кредитов?

– Я не вижу ничего страшного в том, чтобы жить за счет кредитов, если эти кредиты ты можешь обслуживать, брать и возвращать, зная личный прогноз и прогноз дальнейшей положительной динамики развития региона. Я не хочу называть страны, многие считаются лидерами в мире вообще, которые закредитованы на 100%. И они живут, и с такими амбициозными претензиями на хозяев мира. Наоборот, какие-то кредиты подхлестывают в определенной степени и провоцируют на то, чтобы не лежать на печке, а работать.

Ямал вообще мог никакие кредиты не брать в течение этих пяти лет. Вот всё, что мы сделали сегодня, в стройке и переселении, могло и не быть. Но сегодня, уже сегодня – есть. У нас всегда есть запас прочности. Если мы имеем возможность на 100% закредитоваться, то сейчас регион закредитован на 30 процентов. Переживать не нужно. Но если будет совсем уже плохо, и мы не сможем зарплаты людям выплачивать или еще что-то, то мы и дальше будем кредитоваться. У нас есть разгон.

– Понятно, что год сложный. У региона много социальных обязательств. Будут ли какие-то изменения в этом направлении?

– Была создана рабочая группа под руководством Ирины Борисовны Соколовой. Итоги рабочей группы я заслушивал недавно. В целом регион выплачивает около 6 млрд рублей субсидий и компенсаций разным категориям граждан. Но там те категории, которые нуждаются в помощи и поддержке, особенно сейчас, когда не происходит роста зарплаты, как хотелось бы, и рубль не так крепок, и продукты питания не дешевы. Этот миллиард, который можно было бы сократить, не спасет нас нигде и ничем, а для людей оставить эти деньги гораздо лучше. И в этом плане, конечно, удивительно: обычно экономисты – все порезать и убрать, но здесь мы в правительстве были единогласны в том, чтобы имеющиеся льготы сохранить.

– Недавно министерство транспорта не исключило банкротства и ухода с рынка ряда региональных авиакомпаний. Какова судьба авиакомпании “Ямал”? В
Салехард уже летает авиакомпания S7. Планируется ли расширять этот список?

– Мы на самом деле оживили рынок авиаперевозок. Это та задача, которую я себе ставил после задачи сохранения авиакомпании “Ямал”. Там огромное количество людей работает, вы знаете. Когда мы начинаем ругать АК “Ямал”, мы должны понимать, что ругаем не генерального директора Василия Крюка, который долгие годы руководит, кстати, довольно успешно, этой компанией. Мы говорим об огромном количестве людей, которые работают на территории Ямала, Тюменской области и других регионов, где мы летаем. Мы же летаем и с Уфы, и с Екатеринбурга, и с Перми, с разных аэропортов осуществляем перевозки.

Авиакомпания сохранена, и у меня нет сомнений, что мы плавно перейдем от Boeing и Airbus на Sukhoi Superjet, произведенные в России. Это значительно дешевле с учетом огромной курсовой разницы валют. Мы получаем три самолета Superjet, всего заявлено 25 самолетов. Но их поступление зависит не от нас, а от возможностей завода. Сегодня Минтранс запустил очень хорошую программу. По поручению президента Минтранс начало субсидировать региональные перевозки, что важно. Потому что за счет этого мы сможем запустить свои магистральные самолеты. Это сложная программа, но мы ее начали, и обратного пути не будет. Она выполнима.

Недавно на правительстве мы рассматривали вопрос о снижении имущественных ставок для аэропорта Салехарда, который считается самым дорогим аэропортом России. Сюда никто не захочет летать, если мы не снизим эти ставки. Мы посмотрели в целом по нашим аэропортам, где имущественный комплекс принадлежит региону, и снизили ставки, чтобы наши аэропорты стали конкурентоспособными. Это наша задача как власти. Так что, я думаю, есть условия для появления на Ямале новых авиаперевозчиков. А кризис всех заставил искать новые варианты и решения.

– Осенью у нас выборы, очередной выборный цикл. В этот раз мы выбираем представителей от ЯНАО в Госдуме. Что вы ждете от этого созыва депутатов?

– От депутатов Госдумы, конечно, я жду более практической деятельности, направленной на то, что нужно Ямалу. Мы многого добились, но есть много законов, которые не учитывают специфику отдельных регионов. В этой специфике нашим депутатам придется детально разбираться и принимать решения. По Тюменской областной думе у меня пожелание простое – чтобы наши депутаты не забывали Ямал, несмотря на то, что в Тюменской области более комфортно и тепло. Нам многого не нужно. Всегда говорил, что наша забота – это старики и дети в семьях, которые переезжают в Тюмень, и наши студенты, которые там учатся. Но этой заботой их окружает губернатор Владимир Якушев. Кстати, недавно Якушев вышел с инициативой о том, что Тюменская область может поддержать Ямал в части компенсации высокой процентной ставки в проекте строительства дороги “Надым – Салехард”. Если получится сократить проценты хотя бы на 1 млрд рублей, это будет здорово. Владимир Якушев понимает, что от скорого окончания строительства этой дороги выиграет и Тюменская область.

– Расскажите о проекте “Открытый регион”, который был запущен после вашего послания. Уже проходят встречи с чиновниками, люди отправляют свои
вопросы представителям власти разного уровня. Какие перспективы у этого проекта на ваш взгляд?

– Пока это эксперимент. Но мне кажется, что он будет иметь успех. Ведь это еще один способ коммуникаций между властью и населением. Мы должны делать более комфортную среду для людей. Не нужно замыкаться на себе. Приведу в пример Ставропольский край, где до прихода нового главы (Владимир Владимиров, – прим. редакции) губернатор был царь и бог. Он создал вокруг себя пирамиду, которая не работала и не подпускала никого к себе. Люди в конечном итоге перестали задавать вопросы, потому что поняли, что они власти не нужны. Это пример отсутствия сообщения между властью и обществом. На Ямале, я считаю, связи между населением и властью были всегда выстроены еще со времен Юрия Неелова. Я эту практику перенял и хочу дальше ее развивать.

Беседовал Сергей Алексеев.

Фото пресс-службы

губернатора ЯНАО.

19 марта 2016 года №12


Северная панорама

“Северная панорама”. При использовании материалов
ссылка на “Северную панораму” обязательна.


Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1940-2020©СЕВЕРНАЯ ПАНОРАМА Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу. Свидетельство о регистрации ПИ № ТУ 72-01224 от 16 марта 2015 г. Индекс 54344.
Click to listen highlighted text!