Добро пожаловать на сайт газеты to Северная панорама   Click to listen highlighted text! Добро пожаловать на сайт газеты to Северная панорама
Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Задабривание “лесного хозяина”

Северная панорама

традиции и современность


Задабривание “лесного хозяина”

Как прошёл обрядовый праздник “Медвежьи игрища”

Северная панорама

С 10 по 15 марта род Куртямовых (Щеркан рут) принимал гостей в своей родовой деревне Вытвожгорт. На празднике присутствовали жители деревни, гости из соседних гортов, стойбищ, из Овгорта, Ямгорта, Мужей, Шурышкар, Лопхарей, Салехарда, Берёзово и Казыма.

– Месяц и день были изначально определены для проведения мероприятия. Все важные события у ханты народа раньше проводились на растущую луну, – говорит один из организаторов Степан Куртямов.

Северная панорама

Для обряда мужчины устанавливали два чума на лесной поляне. Местность была подобрана сакрально чистая – среди елей и сосен. Чумы были едва видны с дороги. Один из них большой, просторный для проведения игрищ. Другой – для хозяйственных нужд.

На “Медвежьих игрищах” по традиции за всё отвечают мужчины. Они и варят, и разделывают мясо, и накрывают стол, и убирают. Женщины на празднике – гостьи.

После обряда очищения наступает главный момент действа: на оленьих упряжках привозят шкуру и голову убитого медведя. Упряжки объезжают территорию три или пять раз (нечётное количество). Люди громко приветствуют “лесного хозяина”. Затем охотники просят у него прощения за то, что усыпили, одаривают главного героя, опрыскивают водой и снегом всех собравшихся.

Северная панорама

Медведь в миропонимании ханты – это не зверь, а возвышенное существо. Когда-то он жил на небе, его неудержимо влекла земля. Отец, верхний бог Торум, уступил просьбам сына и отпустил его в люльке на землю, поручив блюсти порядок и справедливость, не причинять вреда людям. Однако, медведь нарушает некоторые установки отца, его убивают охотники, а потом, как предписано богом, устанавливают в честь небесного зверя обрядовый праздник. И сегодняшние игрища, по словам добытчиков медведя Олега Петровича и Афанасия Кирилловича Куртямовых, получился “по желанию лесного
хозяина”. В Вытвожгорте давно не было игрищ, на Сыне его проводили в Оволынгорте.

– Поздней осенью, когда медведь уже должен был спать, он начал беспокоить жителей деревни, – говорят мужчины. – Он стал безобразничать, ломать деревянные строения, пугать людей. Мы его отпугивали, старались не встречаться с ним, обходить его, но, в конце концов, пришлось его усыпить, чтобы избежать беды.

Северная панорама

Очень важно, отправляясь за медведем, проходить обрядовое очищение с произнесением соответствующих заговорных текстов. Для охотников специально был разработан тайный лексикон, в который входило около 500 слов. Так, например, самого медведя называли “зверь”, шкуру – “изготовленная матерью мягкая одежда”, снег – “белая пыль”, ружьё – “гремящая вещь” и т.д.

Обряды, исполняемые на медвежьем празднике, несут не только сакральную нагрузку. Это праздник, на котором радуются большой добыче и воздают должное мужеству и отваге человека. Немаловажно и то, что медвежий праздник позволяет встретиться людям, живущим в этих редконаселенных деревнях.

Северная панорама

Фольклорный пласт праздника включает в себя песни нескольких разновидностей, женский и мужской танцы. Обычно на праздник приглашаются певцы и танцоры из других деревень. Вот и на этот раз в обрядах были задействованы приезжие носители языка и культуры: Тимофей Молданов из ХМАО, Валентин Вальгамов и Геннадий Кельчин из Салехарда, детская фольклорная группа из Лопхарей (рук. Екатерина Конева). Первый был главным исполнителем ритуальных песен. Опираясь на впитанные с детства знания о традициях своего народа и на литературные данные, Молданов дал научную характеристику и сделал анализ древнейших пластов мировоззрения северных ханты.

Под вечер первого дня исполнители начали рассказ о небесной жизни медведя и
его земных деяниях. Тимофей Молданов исполнил песни о Сыне, о Казыме. Наутро медведю пели песни пробуждения, хвалебные песни.

Северная панорама

– Мне впервые пришлось исполнить такие серьёзные вещи, как отрывок из легенды “Зов предков”, – делится Валентин Вальгамов. – Песню “Ун куща вой” (“Большой начальник”) я впервые услышал в исполнении Константина Устиновича Новьюхова… Важно показать особенности старинного пения, суметь это сыграть. (Валентин также порадовал игрой на национальном инструменте нарс-юх).

В исполнении Геннадия Кельчина прозвучала старинная песня “Хаты ики ар” (“Песня старого мудреца”).

– Когда-то её исполнял один из старейших жителей Лохпотгорта – Леонид Васильевич Шиянов, – говорит Геннадий Павлович, – сейчас таких исполнителей уже мало, но они есть, их надо искать. “Хаты ики ар” – очень душевное произведение. Когда ты его исполняешь, наверное, проживаешь всю жизнь. Это песня о разделении мира на три части (верхний, средний, нижний), каждый из миров отвечает за определённую сферу.

Девочки из Лопхарей стали настоящим украшением праздника. После выступлений они поделились впечатлениями.

– Мне очень хотелось попасть на Сыню, в деревне Евригорт жили мои родители,-говорит Екатерина Петровна Конева, учитель истории и обществоведения Лопхаринской средней школы. – Я помню, когда была ещё маленькой, на Медвежьих игрищах танцевали мои мама и тети. Хочется, чтобы наши дети знали национальные танцы и песни. Мои подопечные приезжают на такое мероприятие уже второй раз. До этого мы ездили в Казым. Девочки с интересом смотрят на всё, учатся и сами танцуют.

Северная панорама

Катя и Настя Коневы учатся и живут в Лопхарях, Кристина Канева учится в Горковской средней школе.

– В Казыме всё происходило в доме, а здесь на свежем воздухе, – говорит Кристина. Природа такая красивая,
воздух чистый. Нам всё очень понравилось, начиная от самой встречи. Мы попали в настоящую хантыйскую деревню. Всё так интересно!

Помимо песен и танцев, особенностью игрищ являются драматические представления. Получилось так, что маски пришлось делать на месте. На костре в большом котле женщины отваривали бересту, разворачивали её и делали из неё маски.

По традиционным представлениям ханты, белый цвет символизирует благополучие, здоровье и изобилие. Маски из бересты очень легкие и выступать в них легко.

Актерами становятся мужчины, при исполнении женских ролей они надевают поверх своей одежды платок и ягушку. Сценки разыгрывались в течение нескольких вечеров. Мы увидели и трусливого охотника, и неудачное сватовство, и столкновение с чиновниками.

– Сегодняшние сценки уже отличаются от старинных, -говорит Вера Николаевна Еприна. – Они ставятся на злобу дня, и сегодня в них встречается много современного: рыбоохрана, телевизор, Интернет.

В настоящее время к хантыйским обрядовым праздникам приковано пристальное внимание учёных из Русского географического общества и даже из Японии.

– В такие праздники люди объединяются, поют эти песни, ставят сценки. Это не просто язык, а другое виденье мира, который необходимо беречь, – говорит Владимир Анищенко, член Русского Географического общества. – Я думаю, что этот мастер-класс нужно проводить с детьми, чтобы они узнали самое главное из жизни предков. Всякая культура может остаться на сцене в плясках, если ею не жить, а играть в неё. Традиционную культуру северных народов необходимо сохранить на века, ведь это подарок миру. Мы должны быть благодарны, что есть такая культура, и мы можем полюбоваться ею.

Лариса Жаринова.

26 марта 2016 года №13


Северная панорама

“Северная панорама”. При использовании материалов
ссылка на “Северную панораму” обязательна.


Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1940-2020©СЕВЕРНАЯ ПАНОРАМА Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу. Свидетельство о регистрации ПИ № ТУ 72-01224 от 16 марта 2015 г. Индекс 54344.
Click to listen highlighted text!