Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Нина Шаламова: «Сорок лет в «стихии», в которой ни дня не было скучно»

У каждого человека есть своя жизненная колея, своё предназначение, то, ради чего он появился на Земле. Для Нины Александровны Шаламовой делом всей её жизни стало служение педагогике. 40 лет она отдала учительскому делу

Родилась Нина Александровна в 1950 году в маленьком рыбацком посёлке Ямбура Приуральского района в многодетной семье Александра Артемьевича и Евдокии Акимовны Козловых: в большой семье, где было уже четыре сына, родилась долго-жданная дочь. Когда девочке был год, семья переехала в посёлок Лопхари.

– Мама работала дояркой, пекарем, поваром в школе, ночной няней. Папа – в колхозе, был столяром, плотником. Он клал хорошие печи. Держали корову, овечек. Пока родители были на работе, мы, дети, управлялись с хозяйством. Распределяли обязанности между собой и в течение дня их выполняли, – рассказывает женщина.

В школе девочка училась легко и с удовольствием. Любила бывать в сельской библиотеке.

– Учась в старших классах, я часто помогала библиотекарю: выдавала книги, заполняла читательские формуляры. Иногда даже заменяла её, когда она уезжала. Постоянная связь с книгами не прекращается и сегодня, – говорит Нина Александровна.

В школе Нина, являясь председателем совета дружины, добросовестно выполняла свои обязанности, и пионерское детство вспоминает с особой теплотой.

– Работа в пионерской организации мне очень нравилась своей сплочённостью, патриотизмом, символикой. Мы помогали друг другу в учёбе, оказывали помощь людям старшего поколения, собирали макулатуру, и всё это делалось только на энтузиазме. Никто никого не принуждал – всё добровольно, да еще с задором и песней. Жизнь в школе была интересной и настоящей, – отмечает моя героиня.

В Лопхарях школа тогда была восьмилетняя, и, чтобы окончить 9-й и 10-й классы, Нине надо было учиться ехать в Горки. У девушки было большое желание продолжить обучение.

– Но в начале учебного года меня вызвал инспектор РАЙОНО Григорий Сергеевич Пузырёв и сообщил, что, по решению исполкома, они не могут поставить меня на государственное обеспечение для проживания в интернате. Всё из-за того, что наша семья держала корову. Я тогда так огорчилась, родители мои были старенькие, и пенсия у них была совсем небольшая. Тогда он мне предложил учиться в Салехардском педагогическом училище, договорившись с руководством о моём поступлении.

Этой же ночью на теплоходе девушка выехала в Салехард. Четыре года студенческой жизни были яркими и насыщенными.

– Там учиться было ещё интереснее, чем в школе. В училище была огромная библиотека, кроме этого можно было пойти в городскую. Читала я много и взахлёб. Весной у меня был авитаминоз, постоянно хотелось спать. На занятиях я иногда дремала, и тогда преподавательница Наталья Ивановна Ного говорила мне: «Козлова, опять всю ночь книги читала», – с улыбкой вспоминает моя героиня.

Активное участие принимала студентка в культурно-массовых и спортивных мероприятиях. Дважды довелось ей подняться на гору Рай-Из. Как будто это было только вчера, женщина вспоминает преподавателя по землеведению, занятия, тренировки, походы.

За хорошее окончание училища Нине Козловой, Дусе Елескиной и ещё нескольким девушкам дали направления для поступления в институт, но из-за трудного материального положения они не смогли продолжить обучение. Первым местом работы выпускницы стала её родная школа в Лопхарях, там она проработала два года.

– По комсомольским делам мне часто приходилось ездить в Мужи: до Горок на лошади, а потом на самолёте до районного центра. В Горках подруга меня познакомила с моим будущим мужем Виктором, уже на третий день он сделал мне предложение. Дружили, переписывались, а потом поженились, я переехала в Горки – с улыбкой вспоминает женщина.

Девушка устроилась работать в Горковскую среднюю школу учителем начальных классов.

– В эту школу меня направил Григорий Сергеевич Пузырёв. Так получилось, что этот человек всю жизнь меня курировал. Это был настоящий инспектор, грамотный специалист, всегда внимательный и доброжелательный к людям, – говорит Нина Александровна.

После замужества потекла череда наполненных семейными заботами будней. В 1972 году родился первенец – сын Сергей, через три года – Александр. Подраставшие сыновья часто видели маму, склонившуюся над школьными тетрадками.

Коллектив встретил молодого педагога доброжелательно. С большой благодарностью вспоминает она Марию Фёдоровну Пидшморг, Зою Николаевну Шахову, Анну Васильевну Попову, Веру Николаевну Малькову, Валентину Ивановну Николаеву.

– Долгое время в школе работала завучем Людмила Евгеньевна Иженякова. Она была профессионалом своего дела, сильным преподавателем. От неё всегда исходила душевная теплота. Я её очень уважаю! – говорит женщина.

За годы работы Нины Александровны сменилось несколько директоров. Два года довелось работать под руководством Ивана Тимофеевича Бычкова. Это был культурный, начитанный, вежливый человек. С ним работалось спокойно и уверенно. Он поддерживал учителей, опекал их. Запомнился интеллигентный и внимательный директор Борис Ильич Василько.

Идут годы, и вот уже за плечами диплом Ишимского педагогического института и 28 лет учительской работы. Двенадцать лет Нина Александровна работала по системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

– Однажды я прочитала статью об этой системе и сразу «загорелась». Подумала, это то, что нужно в школе. Ведь ребёнка надо развивать, а не только давать ему информацию. Традиционная советская система обучения меня всегда смущала: общие требования, ограничивающие рамки, строгий план урока, а мне хотелось всегда чего-то большего. Стала изучать литературу по этой системе, затем три года ездила в Москву на обучающие курсы, – рассказывает моя героиня. Программа Занкова призвана развивать индивидуальные способности каждого в классе, а не «подтягивать» отстающих к отличникам или добиваться «среднего арифметического» в успеваемости. Ученику не вкладывают в голову готовые решения, он должен дойти сам до правильного ответа, «добыть» новые знания.

– Конечно, сначала было очень трудно, сложный материал, большая, скрупулёзная работа шла из урока в урок. Программа организована так, что ученик учится сам. Я слушаю детей, направляю их. Открытие новой темы обычно всегда происходило в споре. Могу с уверенностью сказать, что «занковские» дети были всегда наиболее мыслящими, развитыми и самостоятельными, умеющими отстаивать свою точку зрения, – продолжает педагог.

О своей работе Нина Александровна может рассказывать часами, это была её стихия, в которой ни дня не было скучно. Приятно видеть, как при этом светятся её глаза. В 2009 году она вышла на заслуженный отдых. Позади сорок лет педагогического стажа, руководство районным методическим объединением, победы в профессиональных конкурсах разных уровней, победители и призёры школьных, районных, окружных олимпиад. Её ученики Элина Шмидт, Олеся Шостак, Родион Тырлин, Роман Тырлин окончили школу с медалями. За многолетний добросовестный труд педагог награждена знаком «Отличник народного просвещения».

Нина Александровна со своими выпускниками- медалистами Родионом Тырлиным (слева) и Романом Тырлиным, 2016 год

Свободное время Нина Александровна посвящает своим увлечениям: книгам, скандинавской ходьбе, пению, огородничеству. Десять лет она поёт в вокальной группе «Веснянка».

Русский писатель Лев Николаевич Толстой однажды сказал, что хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце. Всё это у Нины Александровны есть. 24 февраля она отметила свой юбилейный, семидесятый день рождения.

Татьяна Созонова.
Фото из личного архива директора Горковской школы Веры Харитоновой.

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1940-2020©СЕВЕРНАЯ ПАНОРАМА Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу. Свидетельство о регистрации ПИ № ТУ 72-01224 от 16 марта 2015 г. Индекс 54344.