Welcome to Северная панорама   Click to listen highlighted text! Welcome to Северная панорама
Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Река – его стихия

Last updated on 6 ноября, 2020

27 октября на реках Большая и Малая Обь завершилась навигация. Общая протяжённость водных путей в районе составляет 960 километров: от острова Пароходский до посёлка Устрём Берёзовского района

Эта навигация выдалась относительно спокойной, без посадок судов на мель, – говорит производитель путевых работ 15-ого прорабского участка Владимир Петрович Калягин. – В связи с ограничениями, связанными с пандемией, передвижений пассажирских судов по воде в этом году было значительно меньше. Перевозки по маршруту Берёзово – Салехард – Мужи, приостановленные в июне, были возобновлены только в августе. А вот грузовой флот отработал по максимуму, грузооборот этим летом был больше, чем в прошлом.

Жизнь у работников флота циклична. В тот сезон, когда Обь освобождается ото льда, жизнь у них кипит. С наступлением же поздней осени и зимы появляется возможность отдохнуть. 35 лет «по кругу», пройдя путь от рулевого-моториста до производителя путевых работ, отдал флоту житель села Горки Владимир Калягин. Река – его стихия, и уже в детстве он мечтал стать капитаном.

Мой сосед учился в Омском речном училище. Красивый, подтянутый, в форме. Мы с другом, слушая его рассказы о флоте, «загорелись» и тоже решили поступать в речное училище, – рассказывает мужчина.

Окончив восьмилетку, Владимир поступил в Омское профессиональное училище на моториста-рулевого. Получив диплом, пятнадцать дней проходил практику: мыл палубы, чистил, красил вместе с другими матросами, а потом его назначили рулевым теплохода «Беломорский-23». Проработать на нем молодому человеку довелось две навигации, в 1972 году он получил повестку из военкомата. Новобранца без лишних разговоров определили на флот. Началась армейская служба в войсках береговой охраны в городе Севастополь, но уже через месяц часть расформировали, и солдат отправили служить в Монголию.

Так что служил я в сухопутных войсках, – поясняет Владимир Петрович. – После службы сразу вернулся на флот. Три года отработал боцманом: сначала на большом сухогрузном теплоходе «Беломорский-24», потом на теплоходе «Морской-4». Уже в апреле для нашей команды начиналась навигация. Работали не только по всей Оби, выходили с грузом в Карское море. Обеспечивали жителей посёлков Тазовский, Сеяха, Новый Порт, Тамбей, Дровяной, Гыда продуктами, углём и всем самым необходимым. Здесь, на Шурышкарской земле, я встретил свою вторую половинку. В 1975 году мы выгружались в селе Питляр, а Зоя была там в командировке.

Молодые люди сразу друг другу понравились, два года переписывались. Доказательства чувств влюблённых – письма, которые бережно хранятся в семейном архиве Калягиных. В декабре 1976 года Владимир приехал к девушке в гости, а в феврале 1977 года они поженились,

Три года молодая семья жила в городе Тара, в 1980 году переехали в Горки и нисколько об этом не жалеют. «Здесь у нас жизнь сложилась», – говорят супруги. На новом месте Владимир Петрович устроился в техучасток старшим помощником капитана – мастером путей, где отработал два года. Потом его пригласили работать в рыбозавод, которому он посвятил 13 лет своей жизни, занимая разные должности: капитан, главный механик, главный инженер, заместитель директора.

Запомнилось мне, как сплавляли плоты по Куноватке и Логасю по 2000 – 3000 кубометров для строительства жилых домов, бударок. Речки непредсказуемые, течение сильное – 12 километров в час. Надо было быть очень осторожным. Не сразу, но постепенно у меня стало получаться, – вспоминает мужчина.

1990-е годы были тяжёлым периодом для жителей нашей страны. Россия переживала глубокий экономический кризис.

В эти годы пришлось нелегко. Зарплату не платили, выдавали продукты. Нужно было учить старшего сына, поэтому пришлось уволиться. Устроился работать на больничный катер «Вильмс», на котором возили врачей, пациентов. Потом две навигации отработал на паромной переправе Салехард – Лабытнанги, а затем два года главным специалистом в администрации посёлка, – говорит он.

2006 году Владимир Петрович перешёл работать в техучасток и по сей день трудится там в должности производителя путевых работ. Позади 51 год рабочего стажа, 35 из них флотские.

Участок у нас сложный, поэтому от мастерства капитана на воде зависит многое. Опытные мастера путей – Юрий Викторович Петрачук и Николай Николаевич Беляевских. Они много лет работают капитанами теплоходов, и на них всегда можно положиться. В этом году у нас два новых капитана. Сейчас с кадрами плохо, а в 80-е годы желающих работать на флоте было много, – сетует мужчина.

По мнению Владимира Петровича, главное в его работе – быть ответственным, добросовестным, уравновешенным и, конечно же, хорошо знать своё дело.

Моя обязанность во время навигации состоит в обеспечении безопасной работы флота. Один раз в месяц я объезжаю свой участок: смотрю обстановку, просматриваю каждый плавучий знак. Из-за ветра буи уплывают, надо следить за этим. На берегу тоже работы хватает: где-то надо траву выкосить возле знака, где – то тал выпилить, чтобы не закрывал обзор. Река каждый год вносит свои коррективы – изменяется русло, образуется мель. В течение всего лета делаем промеры, чтобы суда беспрепятственно проходили, – рассказывает он.

Болезненно переживает, когда на водной магистрали происходят происшествия. В прошлом году около деревни Ишвары сел на мель метеор. Один человек пострадал, пятеро получили небольшие ушибы. Владимир Петрович сразу же выехал на место для выяснения обстоятельств произошедшего.

Для человека, работающего на флоте, важно иметь надёжный тыл. Тогда многие испытания, которые выпадают на его долю, не кажутся такими трудными. И такое плечо у моего героя есть – его супруга.

Зоя – моя верная спутница. Я всю навигацию, с мая по октябрь, был в рейсах, а на ней – дети, огород. Она никогда меня не упрекала, хотя ей приходилось совсем нелегко. Большую помощь, конечно, нам оказывала тёща Анна Акимовна Замятина, – говорит Владимир Петрович.

Вместе супруги Калягины уже 43 года. Вырастили троих детей. Старший сын Алексей пошёл по стопам отца. Работал на пассажирском теплоходе «Родина», на ледоколе «Капитан Чудинов», в компании «Палмали», которая осуществляла перевозки нефтепродуктов в разные страны по Чёрному, Средиземному морям. Сейчас он – капитан теплохода «071» ГКУ «Службы по охране биоресурсов ЯНАО». Средний сын Сергей получил специальность «инженер радиосвязи», работает вахтовым методом в посёлке Ямбург. Дочь Анна также получила высшее образование, живёт и работает в городе Омск. Две внучки Екатерина и Вероника – продолжение рода Калягиных.

Радость супруги находят во всём вместе: летом ходят в лес за грибами, за ягодами, зимой – рыбачат, увлекаются скандинавской ходьбой. Так проходят будни Владимира Петровича, жизни он себе другой и не представляет. Хотя, конечно, о выходе на заслуженный отдых думает всё чаще. Счастлив, что в профессиональном выборе не ошибся: «Человеку должна нравиться его работа, тогда будет результат. На свою работу я всегда ходил с большим желанием!»

Татьяна Созонова.
Фото из личного архива В.П. Калягина.

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1940-2020©СЕВЕРНАЯ ПАНОРАМА Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу. Свидетельство о регистрации ПИ № ТУ 72-01224 от 16 марта 2015 г. Индекс 54344.
Click to listen highlighted text!