Добро пожаловать на сайт газеты to Северная панорама   Click to listen highlighted text! Добро пожаловать на сайт газеты to Северная панорама
Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности?

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это распространённое явление, встречающееся у 5-10% всех детей школьного возраста. Возникает вследствие нарушения нейронной передачи информации в зонах, ответственных за внимание, концентрацию, принятие решений. Выражается это в импульсивности, неспособности удерживать внимание на чём-либо продолжительное время, асоциальном и даже агрессивном поведении ребёнка. Развитие малышей и подростков, страдающих от синдрома дефицита внимания и гиперактивности, отличается от общепринятых норм и почти всегда вызывает у детей большие проблемы с обучением и социализацией. По статистике у мальчиков это состояние встречается в 3 раза чаще, чем у девочек.

Симптомы у детей и подростков

Первые признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности можно заподозрить у детей 4-5 лет. До этого возраста любые поведенческие нарушения, как правило, поддаются коррекции и считаются вариантом нормы. Родителям нужно насторожиться, если:

• малыш слишком быстро теряет интерес к какому-либо занятию, не может сосредоточиться на задании, отвлекается буквально на любой шорох;

• ребёнок игнорирует воспитательные меры, совершая бездумные поступки, не осознавая их последствия, действует импульсивно;

• малыш не способен играть по заранее определённым правилам, выполнять задачи, требующие концентрации и полного внимания.

Явными симптомами синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста, школьников или подростков служат:

• чрезмерная активность: ребёнок не может усидеть на одном месте, ёрзает, подскакивает, крутит в руках предметы, а на просьбы взрослых или сверстников вести себя спокойно выдаёт обратную реакцию (вскакивает, топает, смеётся, кричит);

• импульсивность: малыши и подростки с СДВГ совершают необдуманные, плохо мотивированные поступки, например, перебивают учителя или выкрикивают ответ раньше, чем задан вопрос; затевают потасовку из-за проигрыша в игре или ожидания в очереди к игрушке, хотят получить желаемое немедленно и не терпят уговоров;

• рассеянность: дети с дефицитом внимания часто теряют или оставляют предметы (ключи дома, дневник в школе, игрушку на площадке), не слышат или быстро забывают обращённые к ним просьбы;

• невнимательность: сосредоточиться на занятии, даже поначалу очень интересном для него, ребёнок с СДВГ не может, он быстро теряет интерес, переключается, начинает откровенно скучать;

• плохая память: даже многократно повторённый минимальный материал не удерживается в голове детей с дефицитом внимания дольше, чем на пару минут, а заучивая стихи или песни, они просто машинально повторяют слова, не осознавая их смысл;

• проблемы с общением: ребёнок с СДВГ с трудом заводит друзей, ему проблематично знакомиться с новыми людьми, он бурно проявляет эмоции, совершает импульсивные действия, чем пугает и отталкивает от себя своих сверстников.

Классификация СДВГ

В зависимости от преобладания симптомов различают три типа патологии у детей:

• гиперактивный или импульсивный тип, который характеризуется непроизвольным желанием постоянно двигаться, при этом ребёнок в состоянии сосредотачиваться на учёбе или занятиях и полноценно впитывать изученный материал;

• тип с преобладанием дефицита внимания, что выражается в невозможности сосредоточиться на определённом действии (чтении, письме, игре); дети с такой формой патологии моментально отвлекаются на малейшие раздражители, с трудом запоминают новую информацию, страдают от невнимательности, при этом признаки импульсивности отсутствуют или выражены незначительно;

• комбинированный или смешанный тип СДВГ.

Причины развития СДВГ у детей и подростков

Достоверно выявить точную причину возникновения синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей пока не удалось. Считается, что влияние оказывают генетические особенности и травмы головного мозга, психологические травмы, полученные в младенческом возрасте.

Определён также ряд факторов, которые способствуют развитию СДВГ. К ним относятся: курение и употребление алкоголя матерью во время беременности; нездоровая психологическая обстановка в семье (скандалы, драки, частое употребление спиртных напитков, криминальное окружение, крики и обвинения, направленные на ребёнка).

Стартовым механизмом могут послужить непомерные психоэмоциональные нагрузки на детей, вызванные большим объёмом учёбы и дополнительных занятий, возложенной взрослой ответственностью, которая не под силу ребёнку.

Диагностика

Неусидчивость, низкий уровень концентрации и другие симптомы не всегда являются следствием СДВГ, под маской синдрома дефицита внимания и гиперактивности могут скрываться иные патологии. Говорить о наличии СДВГ можно только в случае, если у пациента имеется не менее шести ярко выраженных симптомов расстройства, которые сохраняются дольше полугода и выявлены до 8 лет.

Лечение

При подборе лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей и подростков учитывается возраст ребёнка, возможные причины развития и вид заболевания, выраженность конкретных симптомов и дополнительных признаков, обстановка в семье. Своевременное выявление патологии и адекватная коррекция при участии родителей помогают существенно сгладить проявления синдрома и позволяют ребёнку вести полноценную жизнь. Современная практика предполагает комплексную терапию, в которую входят: медикаментозные препараты, действие которых направлено на усиление метаболизма нервных тканей и улучшение работы головного мозга; социально-психологическая поддержка, предполагающая психотерапевтические методики в сочетании с социальной адаптацией детей; педагогические приёмы коррекции, включающие занятия с логопедом, дефектологом, подбор оптимальной схемы обучения.

Профилактика СДВГ – советы родителям

Важно следить за психологической атмосферой в доме, а детей дошкольного и школьного возраста не нагружать излишними занятиями. Самую большую и основополагающую роль в стабилизации состояния детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности играет домашняя обстановка. Родителям необходимо активно принимать участие в жизни ребёнка, обеспечивая достаточной физической активностью, сбалансированным питанием, полноценным сном, психологическую поддержку.

Невролог О.И. Бадмаева

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 + 5 =

1940-2020©СЕВЕРНАЯ ПАНОРАМА Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу. Свидетельство о регистрации ПИ № ТУ 72-01224 от 16 марта 2015 г. Индекс 54344.
Click to listen highlighted text!