Для контроля биоресурсов в районе горной реки Войкар стоит модульный кордон Службы по охране, контролю и регулированию использования биоресурсов ЯНАО. Там посменно несут дежурство сотрудники территориального отдела
Кордон находится в северо-западной части Шурышкарского района. Его месторасположение обусловлено рядом факторов. Во-первых, здесь проходит сезонная миграция лосей, во-вторых, водится боровая и водоплавающая дичь, и потому ведется охота активно. И в-третьих, конечно, рыбалка: в горной реке нерестится сиговая рыба – пелядь. Чтобы обеспечить законный промысел и своевременно пресечь нарушения, госинспекторы несут службу, периодически проводя рейдовые мероприятия.
База представляет собой пять модулей. Два из них жилые, в остальных предусмотрена отдельная кухня, баня и мастерская. На территории есть участок для посадки вертолета. Здесь, как и на кордоне №1, расположенном на южной границе района в протоке Патрохас, о котором мы рассказывали ранее, постоянное дежурство несет один государственный инспектор. Смена длится две недели. Сдача и прием смены проводится, можно сказать, по нормам «армейского наряда»: проверка имущества по описи и оборудования на исправность, а также порядка в помещениях и на прилегающей территории. Место кордона у берега открытое, обдуваемое ветрами, поэтому комаров летом здесь не так много. В лесу растут почти все дикоросы, включая морошку.
Однако, в отличие от первого кордона, обстановка здесь в осенний сезон более насыщена в плане контроля и охраны биоресурсов. Плановые рейды, в том числе совместные с представителями территориального отдела по рыболовству здесь не редкость.
К моменту нашего прибытия на кордоне находился ведущий специалист Дмитрий Кректунов, который двумя часами ранее заступил на дежурство, сменив своего коллегу. Он вкратце рассказал об особенностях работы и жизни в лесу.
– Сейчас в преддверии ледостава, а здесь, в Войкарском сору вода застывает быстрее, наступает затишье, – рассказывает инспектор, – как и в начале лета, когда рыбаки из Вершина-Войкар уезжают на соровой промысел на летние угодья. Пик сезона приходится на раннюю осень с открытием охоты. Проверяем всех охотников на наличие необходимых документов, разрешений, путевок, осматриваем лодки. Встречаются и случаи незаконного вылова определенных пород рыб. Часто осуществляем рейды с представителями Отдела по охране водных биоресурсов. Они приезжают сюда, размещаются на кордоне и в течение нескольких дней осуществляют контроль местной акватории.
Не только охотники и рыбаки в районе реки Войкар ведут промысел. Давно ни для кого не редкость встретить здесь туристические группы. Туристы, прибывающие из разных городов и регионов страны, по словам Дмитрия, чаще всего встречаются в июне-августе. Любители таежного экстрима выезжают на вездеходах из Республики Коми, Харпа и потом спускаются по горной реке. Они, как и все, подвергаются проверке местной инспекцией на наличие дичи, огнестрельного оружия и необходимых документов.
– Обычно, как только река встанет, жители близлежащих поселений выходят на промысел, хотя в этих местах нарушителей нечасто встретишь, – говорит ведущий специалист. – Те, кто охотится на лося, в основном имеют лицензию, так как штраф за добычу даже одной особи
весьма существенный. А вот при промысле боровой или водоплавающей дичи далеко не все придерживаются правил охоты.
По мере обнаружения охотников, визуально или по звуку выстрела, инспекторы кордона самостоятельно осуществляют патрулирование ближайшей местности. Для этого у них имеется аэролодка, способная передвигаться как по снегу, так и по мелководью.
Ну а в перерывах между рейдами на кордоне течет своя жизнь. Имеется электричество, правда, не круглосуточно – обычно свет включают ближе к вечеру. Есть спутниковое ТВ, ловит мобильная связь и даже сигнал интернета, пусть и весьма слабый: по словам инспектора,
нет-нет да придет сообщение в мессенджер. Удобства как в деревне, по старинке: вода из реки, отопление печное, туалет уличный.
На вопрос о том, как живется две недели в почти полном одиночестве на дикой природе, Дмитрий Кректунов ответил, что за четыре года работы для него это уже стало привычно. На кордоне он и его коллеги постоянно держат связь с руководством, докладывают о текущей ситуации, совершают плановые объезды, скучать не дают и хозяйственные дела. Доступность связи позволяет в свободное время общаться с близкими.
Вениамин Горяев.
Фото автора.