Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это распространённое явление, встречающееся у 5-10% всех детей школьного возраста. Возникает вследствие нарушения нейронной передачи информации в зонах, ответственных за внимание, концентрацию, принятие решений. Выражается это в импульсивности, неспособности удерживать внимание на чём-либо продолжительное время, асоциальном и даже агрессивном поведении ребёнка. Развитие малышей и подростков, страдающих от синдрома дефицита внимания и гиперактивности, отличается от общепринятых норм и почти всегда вызывает у детей большие проблемы с обучением и социализацией. По статистике у мальчиков это состояние встречается в 3 раза чаще, чем у девочек.

Симптомы у детей и подростков

Первые признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности можно заподозрить у детей 4-5 лет. До этого возраста любые поведенческие нарушения, как правило, поддаются коррекции и считаются вариантом нормы. Родителям нужно насторожиться, если:

• малыш слишком быстро теряет интерес к какому-либо занятию, не может сосредоточиться на задании, отвлекается буквально на любой шорох;

• ребёнок игнорирует воспитательные меры, совершая бездумные поступки, не осознавая их последствия, действует импульсивно;

• малыш не способен играть по заранее определённым правилам, выполнять задачи, требующие концентрации и полного внимания.

Явными симптомами синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста, школьников или подростков служат:

• чрезмерная активность: ребёнок не может усидеть на одном месте, ёрзает, подскакивает, крутит в руках предметы, а на просьбы взрослых или сверстников вести себя спокойно выдаёт обратную реакцию (вскакивает, топает, смеётся, кричит);

• импульсивность: малыши и подростки с СДВГ совершают необдуманные, плохо мотивированные поступки, например, перебивают учителя или выкрикивают ответ раньше, чем задан вопрос; затевают потасовку из-за проигрыша в игре или ожидания в очереди к игрушке, хотят получить желаемое немедленно и не терпят уговоров;

• рассеянность: дети с дефицитом внимания часто теряют или оставляют предметы (ключи дома, дневник в школе, игрушку на площадке), не слышат или быстро забывают обращённые к ним просьбы;

• невнимательность: сосредоточиться на занятии, даже поначалу очень интересном для него, ребёнок с СДВГ не может, он быстро теряет интерес, переключается, начинает откровенно скучать;

• плохая память: даже многократно повторённый минимальный материал не удерживается в голове детей с дефицитом внимания дольше, чем на пару минут, а заучивая стихи или песни, они просто машинально повторяют слова, не осознавая их смысл;

• проблемы с общением: ребёнок с СДВГ с трудом заводит друзей, ему проблематично знакомиться с новыми людьми, он бурно проявляет эмоции, совершает импульсивные действия, чем пугает и отталкивает от себя своих сверстников.

Классификация СДВГ

В зависимости от преобладания симптомов различают три типа патологии у детей:

• гиперактивный или импульсивный тип, который характеризуется непроизвольным желанием постоянно двигаться, при этом ребёнок в состоянии сосредотачиваться на учёбе или занятиях и полноценно впитывать изученный материал;

• тип с преобладанием дефицита внимания, что выражается в невозможности сосредоточиться на определённом действии (чтении, письме, игре); дети с такой формой патологии моментально отвлекаются на малейшие раздражители, с трудом запоминают новую информацию, страдают от невнимательности, при этом признаки импульсивности отсутствуют или выражены незначительно;

• комбинированный или смешанный тип СДВГ.

Причины развития СДВГ у детей и подростков

Достоверно выявить точную причину возникновения синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей пока не удалось. Считается, что влияние оказывают генетические особенности и травмы головного мозга, психологические травмы, полученные в младенческом возрасте.

Определён также ряд факторов, которые способствуют развитию СДВГ. К ним относятся: курение и употребление алкоголя матерью во время беременности; нездоровая психологическая обстановка в семье (скандалы, драки, частое употребление спиртных напитков, криминальное окружение, крики и обвинения, направленные на ребёнка).

Стартовым механизмом могут послужить непомерные психоэмоциональные нагрузки на детей, вызванные большим объёмом учёбы и дополнительных занятий, возложенной взрослой ответственностью, которая не под силу ребёнку.

Диагностика

Неусидчивость, низкий уровень концентрации и другие симптомы не всегда являются следствием СДВГ, под маской синдрома дефицита внимания и гиперактивности могут скрываться иные патологии. Говорить о наличии СДВГ можно только в случае, если у пациента имеется не менее шести ярко выраженных симптомов расстройства, которые сохраняются дольше полугода и выявлены до 8 лет.

Лечение

При подборе лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей и подростков учитывается возраст ребёнка, возможные причины развития и вид заболевания, выраженность конкретных симптомов и дополнительных признаков, обстановка в семье. Своевременное выявление патологии и адекватная коррекция при участии родителей помогают существенно сгладить проявления синдрома и позволяют ребёнку вести полноценную жизнь. Современная практика предполагает комплексную терапию, в которую входят: медикаментозные препараты, действие которых направлено на усиление метаболизма нервных тканей и улучшение работы головного мозга; социально-психологическая поддержка, предполагающая психотерапевтические методики в сочетании с социальной адаптацией детей; педагогические приёмы коррекции, включающие занятия с логопедом, дефектологом, подбор оптимальной схемы обучения.

Профилактика СДВГ – советы родителям

Важно следить за психологической атмосферой в доме, а детей дошкольного и школьного возраста не нагружать излишними занятиями. Самую большую и основополагающую роль в стабилизации состояния детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности играет домашняя обстановка. Родителям необходимо активно принимать участие в жизни ребёнка, обеспечивая достаточной физической активностью, сбалансированным питанием, полноценным сном, психологическую поддержку.

Невролог О.И. Бадмаева