Скажи-ка, прадед, где твоя могила?
В каких степях тебя настигла смерть?
И чья рука глаза твои закрыла,
Когда упал ты на земную твердь?

С этими вопросами, глядя на выцветшую фотографию, мысленно обращаюсь к своему прадедушке Филиппову Давыду Григорьевичу.

Он смотрит на меня серьезными глазами и молчит, а я размышляю о его жизни, о войне, о людях, которые погибли и не вернулись домой…

В 1944 году, во время Великой Отечественной войны, прадед пропал без вести. Его история жизни получилась короткой, длинной в 37 лет. Родился прадед Давыд в селе Овгорт Шурышкарского района в семье Григория и Евдокии. Детство и юность прошли у реки Сыня.

Семья Давыда занималась рыболовством и оленеводством. Это дело было их смыслом жизни и главным доходом. Жизнь семьи проходила в обычном сельском ритме: домашние хлопоты, воспитание детей, заготовка рыбы, мяса, дикоросов.

Давыд рос в любви и заботе вместе с братом и сестрой. Став взрослым, устроился работать в колхоз и встретил Анастасию. Через некоторое время они поженились и родили троих детей – Николая (моего дедушку), Полину и Михаила. Сколько бы им суждено было прожить, если бы не война, теперь остается только догадываться…

В сентябре 1942 года, мой прадед был призван на фронт для того, чтобы защищать нашу Родину от фашистских захватчиков. Расставание с женой и детьми было болезненным. С тяжелым сердцем и слезами на глазах состоялась разлука с семьей. Тогда он еще не знал, что ему никогда не суждено больше увидеть родных…

Прадедушку направили служить в сухопутные войска. Это было почетно, потому что сухопутные войска являлись главной сокрушительной силой противника. Они играли важную и решающую роль в достижении победы над врагом. Служить ему довелось в военной части 122 станции Татищево Саратовского Пересылочного пункта. Он защищал родную землю, яростно бил врага, выполнял поставленные задачи, не жалея своей жизни. Прадед верил в Победу и ждал долгожданной встречи с женой и детьми…

В августе 1943 года прадед Давыд был ранен, после чего проходил лечение в госпитале №1306 города Саратов. 6 августа 1944 года красноармеец Филиппов Давыд Григорьевич выбыл из Саратовского пересыльного пункта и следы его затерялись.

Мы не знаем дальнейшей его судьбы, но один из моих родственников описал его возвращение с войны в книге «Снегопад», которая для нашей семьи является историческим фактом. Конечно, все, что в ней написано домыслы, но мы, близкие, верим именно в эту версию. В книге «Снегопад» автор называет моего прадеда Тит Васильевич.

«Закончив боевой путь демобилизованный Тит Васильевич добрался до Тюмени, затем на машине доехал до Тобольска. Мысли о доме кружили ему голову. Он представлял, как его встретят, какие слова он скажет, как взберется на колени сын и будет трогать награды. Добирался до Мужей Тит Васильевич очень долго. На катере он добрался до поселка Кондинское Ханты-Мансийского округа, где в ожидании завершения ледостава прожил у мужичка, которого встретил по дороге. Когда закончился ледостав, отправился пешком домой. Он ночевал в лесах, в поле, в стогах и снова шел и шел, прошел пешком сотни верст и добрался до Березово. Там из-за сильного истощения пролежал в больнице. После больницы обменял у пожилой санитарки сапоги на валенки, взял у нее охотничьи лыжи и вновь отправился в дорогу. В день он проходил не более 15 километров и ночевал в снегу. Где-то под Азовы его настиг очень сильный снегопад. Из-за снега он не смог идти дальше и лег отдохнуть на лыжи. Шум тайги убаюкивал его. Он вспоминал свою семью, а снегопад продолжался.

Пышным саваном легли великие снега на землю. Под ним невидимый лежал Тит Васильевич и спал уже вечным сном…»

Слезы наворачиваются на глазах от такой истории. Мне печально, что мой прадед не смог вернуться домой. Он заплатил высокую цену за то, чтобы я сейчас могла любоваться мирным небом, тихими рассветами, пением птиц. Для меня он останется героем, спасшим мир от зла.

Варвара Сизова, ученица 5а класса МБОУ «Мужевская СОШ имени Н.В. Архангельского».