В первое воскресенье июля свой профессиональный праздник отметили работники морского и речного флота. Для капитана-механика теплохода «Кварц» Александра Валентиновича Трубина это уже десятая по счету навигация. О своей флотской жизни и карьере он нам охотно рассказал

Еще со школьных лет вопрос выбора профессии не стоял перед будущим капитаном-механиком, интерес которого уже тогда пал на флотскую романтику. Именно поэтому по окончании школьного обучения в начале 70-х годов он поступил в Тобольское училище на специальность «Рулевой-моторист». Флотская карьера и первая навигация для Александра Трубина начались сразу после окончания учебы в 1972 году в поселке Тазовский, куда он попал по распределению.

Ходить по акватории Тазовской губы и реки Таз долго не пришлось, так как вскоре пришла повестка в военкомат. Военная служба продолжилась в качестве молодого матроса Военно-морского флота СССР. После шести месяцев учебной части во Владивостоке его направили для прохождения дальнейшей службы на Тихоокеанский флот – на полуостров Камчатка, на атомную подводную лодку. Примечательно, что гражданская профессия повлияла на военно-учетную специальность.

– Порт приписки судна находился в Петропавловске-Камчатском, там и началась настоящая служба, – вспоминает Александр Валентинович. – Я был рулевым корабля. Четыре часа на дежурстве за штурвалом, восемь часов отдыха. Но вообще-то свободного времени было мало – учебные занятия, проверка механизмов, одним словом, работы хватало, не приходилось скучать. Управление подводной лодкой, как в самолете, только там высота, а тут глубина. И все по приборам, по бортовому компьютеру. В ходе службы выполняли поставленные задачи командования, проводили учебные пуски ракет.

Три с половиной года службы не ограничились только плаванием в тихоокеанских водах. Ракетоносец совершал дальние походы в Индийском океане, заходил в территориальные воды восточной Африки, в Красное море. В порту Сомали базировалась целая эскадра советских кораблей, около года атомная подлодка стояла там на дежурстве. Возможность сходить на берег у моряков-подводников иногда имелась. Кстати, по словам капитана-механика, атомная подлодка, как стратегический военный объект, тогда не имела конкретного названия, были лишь бортовые номера, которые менялись через определенное время, потому что все было засекречено. Военную службу Александр Трубин закончил в звании главного старшины.

После армии он вернулся на родину в Тюмень, и устроился на местный судостроительный завод, являвшийся центром судоремонтного и судостроительного производства всего Обь-Иртышского бассейна. На предприятии выпускались тысячи разных судов – теплоходы, сухогрузы, буксиры, плавучие электростанции «Северное сияние». На многих из них он успел поработать за основную часть флотской карьеры.

Сейчас капитан-механик продолжает свою десятую по счету навигацию на мужевском теплоходе-ярославце «Кварц». В состав экипажа входят еще два человека, старший помощник Василий Вокуев и рулевой-моторист Василий Рочев.

– Основная наша задача – обслуживание пассажирских причалов и пристаней. С открытием навигации мы развозим и расставляем стоечный флот в поселениях района и в течение всей пассажирской навигации обслуживаем их, – говорит Александр Валентинович. – Как только вода начинает спадать, мы выходим в рейс, и переставляем их. Кроме того, по текущим заявкам сельских администраций, осуществляем транспортировку стройматериалов и грузов в поселения на обслуживание дорог, строительство детских площадок. Сейчас пока рейсов нет, мы устраняем замечания по речному регистру.

В ходе беседы капитан-механик показал рубку, приборы, рассказал о технических характеристиках судна. Изначально «ярославцы» конструировались как военные сторожевые корабли прибрежного плавания, некоторые из них до сих пор стоят на учете в военкоматах. Раньше на палубе даже был предусмотрен фундамент под установку пулеметов, потом его срезали, сменили двигатели, переоборудовав под гражданский катер. С Большой земли до нашего края суда доставлялись по железной дороге до Лабытнанги, далее, после спуска на воду, катер полностью собирался, монтировалось оборудование. А вот габаритные пассажирские «Метеоры» доставлялись уже по Северному морскому пути на баржах.

Александр Трубин уже давно находится на пенсии, поэтому с закрытием навигации он отдыхает, а весной, еще до ледохода, возвращается в Мужи для подготовки теплохода к очередной навигации. На вопрос, в чем особенность профессии речника, капитан-механик отвечает:

– Мне очень сложно отметить особую специфику, не с чем сравнить, потому что я кроме флота никогда не работал в другой профессии. Конечно, есть необъяснимый интерес ходить по водным дорогам, который привлек меня. Такая работа привычна и повседневность не обременяет. Есть только одна главная неприятность для речника – это сильный ветер и шторм. Опытные работники флота хорошо знают, что такое настоящая болтанка, ее последствия сильнее всего ощущаются, когда сходишь на берег, и кажется, что земля продолжает качку. Вот уже в эту навигацию как раз попали в такой шторм, весь корпус и палуба уходили под воду, соответственно, по прибытии получили определённую порцию морской болезни.

Вениамин Горяев.
Фото автора.