В детском саду «Оленёнок» созданы необходимые условия для обеспечения образованием детей с ограниченными возможностями здоровья

Реабилитация, абилитация, успешная социализация людей с ОВЗ и инвалидностью – ответственные задачи, которые специалисты разных взаимосвязанных сфер начинают решать как только у человека выявляются нарушения в физическом или умственном развитии. К сожалению, случается, что нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта встречаются у детей.

Однако не нужно пугаться «диагноза» и опускать руки: благодаря вниманию, заботе и усердной работе взрослых дети с особенностями развития могут быть такими же счастливыми, как и их сверстники.

Одним из приоритетных направлений государственной политики является создание условий для предоставления детям с ОВЗ и детям с инвалидностью равного доступа к качественному образованию, в том числе в дошкольных учреждениях. Госпрограмма «Доступная среда» реализуется и в детских садах Шурышкарского района. Так, согласно Карте доступности, прилегающая территория мужевского детского сада «Оленёнок», пути движении к объекту, входы в здание, санитарно-гигиенические помещения полностью доступны для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, умственного развития, а также для людей, передвигающихся на коляске. В детском саду обустроен пандус, раздвижные двери, кнопка вызова персонала, имеются парковочные места для инвалидов. Однако среда должна быть безбарьерной не только в материальном отношении.

– В современном образовании поставлена цель – обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому дошкольные учреждения принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы они были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми, – говорит заведующая МБДОУ «Детский сад «Оленёнок» Анна Александровна Шумская. – В соответствии с федеральными требованиями развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребёнка с учётом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации.

Слова руководителя организации подтверждаются на практике. Сейчас в садике воспитывается ребёнок с ДЦП. Для него педагогами детского сада разработана адаптированная образовательная программа, закуплено специализированное оборудование для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, наряду с групповыми проводятся индивидуальные коррекционные занятия с педагогом-психологом и логопедом, организовано постоянное тьюторское сопровождение.

– Когда девочка поступила к нам, педагоги прошли курсы повышения квалификации, диплом тьютора после профессиональной переподготовки получила воспитатель Валентина Александровна Пермякова, – отмечает старший воспитатель Ольга Владимировна Ослина. – По рекомендациям ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия) и с согласия мамы мы готовим адаптированную программу для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Для ребёнка с особенностями здоровья были приобретены вертикализатор, прогулочная коляска, специальные столик со стульчиком и другие вспомогательные устройства. Сейчас Тане Русмиленко уже шесть лет, она посещает подготовительную группу детского сада, и спустя несколько лет специализированное оборудование нужно девочке меньше, чем ранее.

– Безусловно, за прошедшие три года у неё большие достижения! Таня кушает и занимается за обычным столиком со всеми детьми, сама сидит на стульчике, держит ложку, умывается, сама может снять туфельки, колготки. Стараемся ходить: держу за ручку, и она спускается по лестнице, учу её держаться за перила, чтобы в будущем она могла делать это одна. Ходим на прогулку с группой, с удовольствием Танюша качается на качелях, – делится тьютор Валентина Александровна. – Вместе со всей группой посещаем занятия, которые ведут воспитатели, а затем вдвоём повторяем пройденный материал программы, посещаем с ней индивидуальные занятия, развивающие мышцы и мелкую моторику.

Адаптированной образовательной программой предусмотрено проведение индивидуальных коррекционных занятий с психологом и логопедом.

Педагог-психолог детского сада «Оленёнок» Светлана Владиславовна Рочева посредством занятий на релаксацию, консультаций и встреч с законными представителями и других методов ведёт динамику взаимодействия ребёнка с коллективом, родителями, другими детьми, чтобы он был адаптирован к социуму.

– Прогресс заметный! Поначалу девочка была замкнутая, сейчас она очень общительная, – резюмирует специалист. – И дети к ней хорошо относятся, они общаются и развиваются наравне.

В арсенале педагога не только глубокие знания и отточенные профессиональные навыки, но и материально-предметная база: счётный материал, пирамидки, наборы карточек на обобщающие темы, развивающие игры и пособия для формирования логики, восприятия, координации движений, мелкой моторики.

Учитель-логопед Светлана Дмитриевна Пасьмарова работает над развитием речи воспитанников детского сада. Кабинет оснащён специальным оборудованием для развития и коррекции нарушений: профессиональный интерактивный стол логопеда «Антошка» с зеркалом, дидактическими играми для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми. Также для коррекционной логопедической работы по звукопроизношению, фонетическому восприятию, лексическому запасу используются такие материалы, как рабочие тетради, речевое домино, логопедическое лото, дидактические игры, наборы картинок. Для развития мелкой моторики в упражнениях и играх задействуются матрёшки, шнуровки, пирамидки, трафареты. Светлана Дмитриевна отмечает, что особых различий между здоровыми ребятишками и ребёнком с нарушением опорно-двигательного аппарата по результатам занятий практически нет:

– Не все движения даются Тане легко, а вот речь у неё хорошая, девочка хорошо занимается, – говорит педагог. – Через игры, упражнения развиваем, в том числе, мышцы, мелкую моторику, чтобы впоследствии ребёнку было легче адаптироваться в обществе.

Не менее важен в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья спорт. В детском саду предусмотрен такой инвентарь, как сибирский борд, доска-балансир, игра-парашют, мешочки с песком, ходули на шнуре, мягкие модули, твистер, степпер и многое другое. Ребёнок с нарушением опорно-двигательного аппарата посещает занятия в группе, при этом индивидуально девочке помогает тьютор.

– Движения – будь то на занятиях по физической подготовке или привычные в быту – она выполняет медленно, но у неё есть стремление к самостоятельности, и это очень важно, – резюмирует тьютор Валентина Пермякова. – А главное, Таня – девочка дружелюбная, открытая миру, и со сверстниками общается наравне.

Элина Витязева.
Фото из архива МБДОУ «Детский сад «Оленёнок».