Зима на Сыню приходит раньше, чем в междуречье Оби. И осенне-зимние заботы уже встают в полный рост перед жителями верхних сынских деревень-гортов

В прошедшую субботу, когда мы поднимали на лодке с водометом от Овгорта, после морозного утренника уже появились забереги, и по реке понесло плитки шуги.

Нынешнее лето и на Оби было мелководно для больших судов, Сыня же обмелела в июле-августе до критического уровня. А в верхние деревни даже на моторной лодке было подняться проблематично.

КС ка пассажирская доходила лишь до Ямгорта, и уже в августе были пущены рейсы пассажирского вертолета по зимней схеме – понедельник, четверг.

Доставка стройматериалов, продуктов также оказалась весьма затруднительной, чему свидетельством является гора песка на берегу на полпути от Ямгорта к Овгорту. Продукты и товары для магазинов нынче идут «с пересадкой». На глубоко сидящих судах предприниматели доставляют груз до Ямгорта, а отсюда уже по договору владельцы КС ок доставляют его в Овгорт. Вот такие сюжеты преподнесла природа.

Сразу скажу, что верхние деревни в те воскресные дни были малолюдны, большая часть их обитателей была еще в Овгорте, запасаясь продуктами и всем необходимым на период ледостава и распутицы.

На угодье, что в переводе с хантыйского означает «Лошадиная грива», встретились со старым знакомым Юрием Рохтымовым, проверяющим крупноячеистую сеть. Он с 1986 года является штатным промысловиком: раньше – в Овгортском отделении совхоза «Мужевский», и до сего дня – в сельхозпредприятии «Мужевское». Рыбачил на Большой Оби в Таловых Лангивожах в те времена, когда еще добывали и осетра, и нельму, и муксуна. А в последние годы в летнюю путину он на ставном лове в междуречье. Правда, нынешний сезон, говорит рыбак, был не особо удачным. Но не унывает опытный промысловик. Сейчас запасается на зиму клюквой. Живет здесь постоянно. В этом месяце еще и «приютил» двух ихтиологов из Екатеринбурга.

В Оволынгорте о жизни деревни нам рассказал самый возрастной обитатель – Семён Николаевич Лонгортов. Эта деревня единственная из верхних гортов централизованно снабжается от подразделения «Ямалкоммунэнерго» электроэнергией, правда, не круглосуточно. Таксофон здесь в этот день не работал, что-то с аккумулятором. В целом же, как рассказывает ветеран, снабжаются продуктами и товарами первой необходимости из Овгорта.

Пенсия приходит на банковский счет. В основном местное народонаселение теперь уже живет на два дома – в Овгорте и, по сезонам, на своих родовых угодьях.

Сейчас идёт активный подъем белой рыбы на нерест, но лов для сдачи ее запрещен. Потому ловят черную рыбу: налима, щуку. Сам же пенсионер, да еще и инвалид (ампутирована одна нога) живет здесь постоянно. В Овгорте своего угла нет, потому по отработанной годами схеме готовится к зиме.

Есть уже запас дров, умудряется рыбачить – ловит и консервирует налима, щуку. Имеет резервный электрогенератор, газовую плитку. А спутниковая тарелка позволяет быть в курсе событий в мире и стране. Для экстренных случаев от администрации поселения выделен спутниковый телефон. Но хотел бы, конечно, признался, переезжать, хотя бы на зиму, в Овгорт.

Тильтим – самый верхний горт, куда смогли подняться на лодке через перекаты и отмели. Народу здесь тоже было негусто. Константин и Роман Талигины, сыновья знатного в прошлом рыбака Иосифа Алексеевича Талигина, достраивают дом, что возвели еще с отцом. Да Геннадий Михайлович Талигин, приехавший на воскресные дни из Овгорта, к брату. Снабдили мы их, как и жителей других деревень, журналами и газетами. Здесь нет электростанции, но таксофон работает, и можно бесплатно дозвониться на сотовый. Зарядка аккумулятора от солнечной батареи.

Жизнь в верхних сынских гортах идет в выработанном веками ритме, с элементами современных технологий – спутниковое ТВ, таксофоны, электрогенераторы, газовые плиты, спутниковое ТВ. Но основное занятие традиционное – рыбалка, правда, уже на черную рыбу.

Николай Рочев.
Фото автора.