Умельцы из Шурышкарского района удостоены звания «Мастер народных художественных промыслов и ремёсел ЯНАО»

Художественно-экспертный совет по
народным художественным промыслам
Ямала подвел итоги конкурса на
присвоение почетного звания «Мастер
народных художественных промыслов и
ремесел Ямало-Ненецкого автономного
округа» в 2022 году. Обладателями
почетного звания и грантов от
губернатора в размере 80 тысяч рублей
стали ямальские мастера Егор Наков и
Геннадий Салтыков.

Егор Наков из Питляра и Геннадий Салтыков из Азовы – неоднократные победители различных конкурсов и фестивалей. Заслуженные награды обладателям почетного звания и гранта губернатора будут вручены 25 марта в День работника культуры.

Сегодня мы расскажем о Егоре Егоровиче. Разговор с ним состоялся летом во время проведения фестиваля «Земля мастеровая». Мастер из Питляра – один из немногих, кто возрождает утраченные ремёсла предков. Основы резьбы по дереву он унаследовал от отца, который также неоднократно участвовал в конкурсах, выезжал на выставки и занимал призовые места. Работы отца до сих пор хранятся в коллекции сына.

– Я родился в чуме, где и жил до 10 лет, – рассказывает Егор Егорович. – Жили мы традиционным укладом, с раннего детства я начал вырезать ножом, первые мои поделки – поварешка, ложки, сувенирные нарточки.

Когда семья переехала в Питляр, отец стал работать плотником, а в свободное время продолжал вырезать из дерева. А у Егора появилась возможность совершенствовать свой талант на уроках труда. В старших классах он впервые принял участие в выставке, где были представлены работы опытных мастеров. Эта поездка стала хорошим стимулом для дальнейшего развития.

– Оценив искусство опытных умельцев, я решил, что буду создавать такие же идеальные по форме и исполнению изделия, – признаётся мастер. – Я понял, что работы должны быть презентабельными, именно это влияет на оценку комиссии. Конечно, не сразу к этому пришел, учился годами.

Постепенно Наков освоил еще железо и механизмы, закончил тюменское училище по профессии «дизелист-электрик». Эта специальность пригодилась ему на всю жизнь, даже в армии он служил по профилю. И потом, вернувшись из армии, работал на малой родине по профессии. В 2010 году перешел работать строителем, шагая ровно по стопам своего отца-плотника. Построил себе дом, в деревне предков срубил избушку.

Сейчас Егор Егорович на пенсии и полностью посвящает свою жизнь любимому ремеслу. В его коллекции – традиционная хантыйская деревянная посуда, домашняя бытовая утварь, столы, стулья, хуваны. Изготавливал мастер и замкнутые деревянные цепочки для люльки (обязательно с нечетным числом) – весьма сложная и ювелирная работа. В качестве основного материала он использует березу, так как она не имеет смолы.

– У меня нет какой-то одной самой ценной работы, я их всех ценю и стараюсь работать не на скорость, а для души, – отмечает Егор Егорович. – Этот процесс не терпит спешки. Любое изделие изготавливается на совесть. Поторопишься – испортишь всё и не добьёшься нужного эффекта. Есть сложные работы, вот например музыкальный инструмент «торсапл» (в пер. с ханты «журавль»), который состоит из корня дерева с девятиструнными лосиными жилами. Это долгая и тонкая работа. Нужно было сначала найти подходящий материал. Долго искал. Однажды смотрю, дерево подмыло, река, видимо, русло поменяла, а вода большая была, там кедр завалился и упал. Из него я верхнюю часть ствола на хуван приготовил, а корень оставил для музыкального инструмента. У меня спрашивают, почему инструмент темный, я объясняю, что дерево упало, вот и потемнело, а кору съели насекомые. Вообще, я не рублю все подряд, материал собираю на горельниках, беру упавшие деревья.

Работы Егора Накова можно встретить в МВК им. И.С. Шемановского и в Доме ремесел. Деревянная калданка, охотничьи лыжи, подшитые лосиным камусом – настоящие произведения искусства.

Лыжи я тоже долго делал, – добавляет мастер. – Для камуса нужны были лосиные лапы. Нашел, потом прошивал их, пришивал, клеил. Для клея разводил муку с оленьей кровью – всё, как делали в старину наши предки.

На выставках и фестивалях мастер попутно осуществляет продажу своих изделий. По его словам, спрос на продукцию кустарного производства есть всегда, иногда бывает, что заказы достигают свыше сотни единиц, преимущественно от организаций. В таких случаях устанавливаются ориентировочные сроки, чтобы было время для заготовки материала и производства изделий. Многие заказчики выходят на Накова через тех людей, кто ранее уже приобретал его продукцию. Причем находят контакты мастера часто путем сарафанного радио.

Для изготовления своих работ Егор Егорович использует специальные инструменты и станки, для их приобретения на заре своей карьеры он подавал заявку на предоставление окружного гранта. Сейчас все профессиональные инструменты приобретает самостоятельно по Интернету либо во время поездок на фестивали в Москву, куда он часто ездит.

К слову, имеющимся инструментом он делился со своим «коллегой по цеху», народным умельцем из села Азовы Геннадием Салтыковым. В 2019 году Геннадий Николаевич со своей чашей хуван, выдолбленной из капа дерева, занял первое место в округе, чем обеспечил себе путевку в Москву на всероссийский фестиваль в ВДНХ «Сокровища Севера», однако из-за пандемии не смог поехать. Его работу там представил Егор Наков.

Питлярский мастер старается не пропускать ни единого мероприятия, связанного с народным ремеслом. Ежегодно участвует в районном фестивале «Земля мастеровая», окружном – «Душа тундры». Неоднократно представлял регион в УРФо, презентовал свою коллекцию на всероссийском фестивале «Сокровища Севера».

– Человек не может знать всё, а каждая такая поездка – это новый опыт, который дает возможность совершенствоваться в мастерстве, – говорит народный умелец. – На «Земле мастеровой» в Ханты-Мужах я перенимаю опыт у мастеров постарше меня. На фестиваль в Москве приезжают люди со всех регионов страны, начиная от Кольского полуострова до Камчатки. Знакомлюсь там с их технологией резьбы по дереву, что-то заимствую. А вообще, конечно, у каждого мастера свой стиль, даже у наших местных умельцев можно распознать особый почерк. Взять хотя бы тот же хуван. Вроде бы один и тот же вид посуды, а в итоге у разных мастеров получаются разные изделия, потому как каждый вкладывает свою неповторимую душу.

Вениамин Горяев.
Фото автора.