Так можно объяснить выбор профессии педагогов целых династий. Одна из них – династия Беляевских из села Горки

Беляевских Тамара Григорьевна приехала в Горки в далекие 70-е прошлого века выпускницей дефектологического факультета Свердловского педагогического института. Ей предстояло встать у истоков становления первой в округе Горковской вспомогательной школы – особой школы для особенных детей. Вместе с Гориной Ниной Павловной Тамара Григорьевна, профессиональные логопед и олигофренопедаг, они задали направление развития и становления опыта коррекционно-развивающего обучения. Молодые специалисты, не имеющие опыта практической работы, лишь только базовые знания института, смогли задать этот вектор развития и поддержать его пусть не практическими, а теоретическими установками.

А после нескольких лет успешной деятельности Тамара Григорьевна была назначена завучем и отвечала за организацию школьного учебного процесса. Целенаправленная и педантичная Тамара Беляевских разрабатывала учебные планы, знакомила коллег с особенностями методики преподавания. Следила за наполнением уроков коррекционным компонентом – это было абсолютно новым для педагогов, имеющих базовое педагогическое образование. Изначально и потом много лет подряд она вела общешкольный семинар «Особенности умственно-отсталых детей». Такая форма методического просвещения была новой не только для школы, но и для района в целом.

Работая в школе, где основным предметом являлось трудовое обучение, Тамара Григорьевна освоила швейное дело и задала ему новое направление – усилилась его практическая направленность. Довести до совершенства трудовые навыки помогает многократное повторение трудовой операции – так требовала методика.

Виды швов, их качество отрабатывались на пошиве постельного белья для всего интерната. Зачем покупать в магазине, когда можно сшить самим? – такую задачу ставила Тамара Григорьевна. Педагог придумала ещё и заправочные наволочки – специально пошитые и украшенные кружевом ручной работы, которое тоже делали девочки на кружках, на уроках и даже в свободное время. И сразу стало уютнее в спальнях интерната, хотя и ворчали мальчишки по утрам, заправляя свою подушку в эту красивую наволочку. Эта традиция сохранилась в группах и по сей день.

А ещё старшие девочки шили одежду для младших воспитанников – домашние платья, рубашки, брюки, юбки. Это позволяло хоть немного экономить школьный бюджет, да и дети были заняты полезным делом. И не нужно было тратить много слов убеждения, чтобы доказать важность трудовой подготовки. Мотивация возникала естественным путём, девочки видели, что их изделия востребованы, их труд нужен школе, они успешны в этой деятельности.

Традиционно к каждому празднику шились костюмы. Обычно из подручных материалов, но как красиво, качественно и со вкусом! Практически сразу же в школе организовали костюмерную – там хранили все костюмы. И никогда не было проблемы: во что нарядить ребёнка в том или ином номере праздничного концерта. Более 40 лет отдала Тамара Григорьевна делу своей жизни, и вклад её в развитие системы коррекционной педагогики огромен!

Любовь к швейному делу передалась дочери Тамары Григорьевны – Наталье. Она не просто переняла опыт, но и творчески дополнила его современными методическими подходами.

Вот уже 27 лет Наталья Николаевна Новикова (Беляевских) успешно преподает швейное дело в Горковской коррекционной школе, она умело привлекает внимание к изучаемому материалу, формирует интерес, показывает практическую значимость своего предмета. Развивает не только трудовые навыки, но и вкус, умение видеть красоту, даёт своим ученикам возможность самовыражения. А победное участие учениц педагога в творческих конкурсах различных уровней – самый яркий результат деятельности!

Увлечения Натальи Николаевны различными техниками рукоделия не знают границ, достаточно побывать в её швейной мастерской, чтобы убедиться в разнообразии таланта одаренного педагога, передающего свои знания и умения порастающему поколению!

Сегодня она не только учитель швейного дела, Наталья Николаевна – мастер производственного обучения по профессии «Швея», она учит девочек профессиональному мастерству. А еще под ее руководством успешно развивается школьная сувенирная мастерская «Ямальский сундучок», которую знают не только в нашем районе, но и за пределами округа! Ее удивительные персонажи сказок, чулочные куклы, меховые талисманы и символы района – стерхи разлетелись по нашей стране, и каждый дарит частичку «Доброшколы», где ее Мастер зажигает творческим светом всё новые звездочки!

Династии педагогов – это, прежде всего, преданность профессии и неугасимая любовь к делу, которому посвящается жизнь нескольких поколений одной семьи.

Сегодня в Мужевской средней школе продолжает педагогическую династию Беляевских внук Тамары Григорьевны – Александр Николаевич Беляевских, который свой педагогический дебют начал с серьезного статуса – советник директора по воспитанию. Пожелаем ему удачи в этом непростом, но благородном труде!

Статья подготовлена по материалам книги «Время выбрало нас», посвященной 50-летию со дня образования Горковской коррекционной школы-интернат.
Авторы: Е.А. Дитц, Н.К. Русских.