
Приближается очередная дата Дня образования района и округа. И к этой дате мы не только говорим о сегодняшних достижениях, но и вспоминаем тех, кто вносил немалый вклад в развитие района в порой нелегкие годы нашей истории. И таким человеком в полной мере можно считать Шакро Григорьевича Нраняна. К сожалению, он уже не увидит этот материал, он скончался, едва отметив свое 80-летие, в Тюмени. И как-то это событие прошло мимо нас, тех, кто знал, кто трудился рядом с ним более 40 лет на поприще потребительской кооперации. К этой дате мы подняли и газетных архивов очерк Юрия Афанасьева «Шакро», опубликованный в районной газете «Ленинский путь» в 1990 году, рассказывающий о трудностях начала его пути. Ушел же он с должности председателя Совета Мужевского потребительского общества в 2012 году. То есть, впереди было еще 22 года работы и неуклонного движения вперед. Пусть эти материалы будут доброй памятью о человеке, для которого Север стал почти родным домом и который так много сделал для него. Итак, Шакро…
В 1981 году появился в Мужах новый председатель рыбкоопа. Жители района могут вспомнить, что представлял рыбкооп до этого времени. Из жилья – одна избушка, почему-то называвшаяся домом председателя. Перекосившийся пирс, несколько помещений сарайного типа.
Если заглянуть в отчеты и предписания тех лет, то можно найти документы со следующими выводами. Вся база была закрыта областным пожинспектором. Кругом печное отопление. До 30-40 процентов хозтоваров ржавело под открытым небом.
Новый председатель, а это и был Шакро Григорьевич, только от изумления изогнул брови:
– При такой бесхозяйственности, – поразился он, – и ни одной кражи. До чего же честный местный народ.
С чего начать? Рабочие и специалисты смотрят на рыбкооп как на временное пристанище, поскольку жилья нет, поскольку в складах работать можно только в тулупах и шубенках. Сквозняки, болезни. В конторе – мозговом центре рыбкоопа – условий никаких. Люди на пределе нервного напряжения, часто срываются на крик. Они устали от обещаний, от бесконечно сменяющих друг друга председателей рыбкоопа, залетных, равнодушных…
И решил Шакро Григорьевич все же начать с конторы, расширить и облицевать ее. От такой нищеты да к такой роскоши… Понеслись первые бумаги «доброжелателей» по инстанциям. Остановить безобразие Нраняна, тем более что на время пришлось всю контору разместить в Красном уголке узла связи.
А Нранян уже вложил деньги на расширение пирса, оборудование площадок, ломал старые склады, проводил реконструкцию базы. Были забиты сваи под первый 14-квартирный жилой дом… Ежегодно на строительстве и на жилье осваивалось 300-400 тысяч рублей. Откуда же брались деньги?
А брались они правдой и неправдой. Строительство объектов обгоняло финансирование. Постоянно, естественно, возникал перерасход фонда заработной платы. За это наказывали. Лишали руководителя премиальных. В Межрайрыболовпотребсоюзе ворчали, но тоже вынуждены были искать выход, ведь при строительстве одного объекта закладывался фундамент для следующего.
Выход находился. Из-за нерасторопности в других рыбкоопах округа деньги снимались и «перегонялись» в Мужи. Обычно на конец года. Но здесь требовалось председателю взять на себя ответственность и обязательство, что они освоятся, и ввод объекта будет обеспечен своевременно.
После 14-квартирного дома почти одновременно были построены 4-квартирный и 8-квартирный, а затем еще 2-квартирный дом. В прошлом году возведен 8-квартирный дом. Жилищная проблема в райцентре у работников рыбкоопа стала рассасываться. За эти же годы было построено немало других объектов.
Реставрированы магазины: хозмаг, «Мясо-рыба», раймаг, столовая. Построены новая пекарня, финский холодильник на 100 тонн, столярный цех, теплый гараж на 3 бокса, теплица на 180 кв. метров…
А как же периферия? Если сравнить по разнообразию товарной массы центра и ее, то она ничем не отличается. И все же само строительство торговых точек здесь значительно отстает. Винить в этом только руководство рыбкоопа было бы несправедливым. Дело в том, что по известному положению строительство магазинов, пекарен, жилья для работников торговли возлагается на хозяйственные организации. Для этих целей им специально и планируются деньги. Но пока эти объекты пробиваются и строятся с большим трудом. Правда, Мужевский совхоз построил новую пекарню в Овгорте, магазин в Восяхово, рыбозавод-магазин в Шурышкарах. Но за столько-то лет этого мало.
Однако строительство в рыбкоопе не самоцель. Главное – торговля. За время работы Шакро Григорьевича с 1981 по 1990 годы товарооборот в Мужевском рыбкоопе увеличился на 2 миллиона рублей и составил 7 миллионов 700 тысяч рублей.
Торговля – это политика. Она в немалой степени решает наши социальные вопросы. Можно услышать через местную печать призывы увеличить отпуск сахара, масла, мяса… А за счет чего? Есть фонды, и есть предел этим фондам. Положение с продовольственной программой тяжелое не только у нас в районе, но и по всей стране. Распределяются эти фонды, но, как правило, не более 50-60 процентов от заявок, от того положенного. Ежегодно изучается спрос населения. Но как его удовлетворить? Было бы несправедливым сказать, что в рыбкоопе сидят, сложа руки.
Удовлетворение спроса – самый больной вопрос и для самого Шакро Григорьевича. Но пути выхода из кризиса находятся. Главное в этом деле – оперативность, риск и ответственность. Сегодня, если хочешь быть руководителем торговли, должен отвечать этим требованиям.
В рыбкоопе не ограничиваются только надеждами на межрайбазу, с которой тоже многого не возьмешь. За 1989 год работники торговли побывали в Башкирской АССР, Курганской, Оренбургской областях, Кабардино-Балкарской АССР. Привезли оттуда детскую одежду, платья, сувениры, куртки… Побывали на Верхней базе в Тюмени. Минуя фонды, удалось привезти на 334 тысячи рублей мебели, строительных материалов, верхнего трикотажа, обуви, ковров. В Башкирской АССР было отобрано промышленных товаров на 210 тысяч рублей.
А что дать взамен? Увы, нечего. Отправили в Башкирию немного крышек для закатывания банок. Но все население внимательно следит за продуктовым снабжением. В целом у нас положение не такое уж и плохое. Если бы продукты не «растекались» за пределы района, то местному населению практически их хватало бы.
В прошлом году была увеличена продажа мяса на 38 тонн. Удалось увеличить на 50 тонн поступление муки высокого качества, которая практически в свободной продаже.
За товары повышенного спроса в рыбкооп стали сдавать мясо, баранину, лосятину, кроликов, картофель. В прошлом году было принято от населения 1,5 тонны огурцов.
Но этого все еще мало. Где же выход? А он в участии самого населения. Немалый резерв заложен в сдаче дикорастущих: ягод, грибов, орехов.
Именно за счет сдачи населением ягод удалось в прошлом году рыбкоопу добиться увеличения поставок сахара на 10 тонн, масла – на 2 тонны, колбасы – на 5 тонн, а также сыра и свиного сала.
Запущена столярка. Появился и ширпотреб в продаже: топорища, лопаты, обналичники, посылочные ящики… Увеличился и ассортимент кондитерских изделий. А все это вместе – питательная среда для увеличения товарооборота. Увеличение же товарооборота есть приближение удовлетворения спроса населения. Вот в таком круговороте, если не сказать крепче, Шакро Григорьевич нашел время окончить Новосибирский торговый институт в 1983 году, получив специальность «экономика торговли».
Не каждый год удается Шакро побывать в Закавказье. Наведывается туда, но никогда полного отпуска там не проводил. Всегда не хватало времени, заботы и дела зовут обратно. Там родился, а семья и дела здесь, в наших Мужах. И дел все не убавляется.
P.S. Очерк Юрия Афанасьева был опубликован в 1990 году. А впереди у Шакро Григорьевича было еще более 20 лет нелегкой, но очень плодотворной работы на поприще потребительской кооперации. Трудно перечислить всю энциклопедию добрых дел на этом поприще. И в строительстве жилья и работе торговых пунктов во всех населенных пунктах левобережья Оби. И как уже завершающий аккорд – открытие кафе «У Григорьича» в райцентре. Сегодня уже снесены отслужившие свое склады и базы – настоящие береговые «пакгаузы», куда товары по навигации завозились на весь зимний период.
Но в памяти тех, кто рядом с ним работал, а это сотни людей различных профессий – от речников и пекарей, до продавцов и товароведов, от бухгалтеров до заготовителей помнят его и его добрые дела.
Подготовил Николай Рочев.
Фото из архива «СП».
