Судьба простого человека разная: с радостями и горечью, праздниками и потерями. Это настоящая и искренняя история, которая продолжается уже 85 лет

Римма Ефимовна Рочева отпраздновала свой юбилей в первый день лета. С самого утра в её уютной квартире не замолкал телефон – звонили дети, внуки, племянники. Всем хотелось произнести в адрес мамы и бабушки самые тёплые и приятные слова. В её большом и добром сердце есть место для каждого из них.

Римма родилась в большой семье оленеводов Коневых Ефима Ефремовича и Марии Алексеевны. Появилась на свет в чуме, но скоро мама с детьми осели в Мужах, жили у сестры отца, а он продолжал каслать ещё много лет. В семье родились восемь детей, в живых осталось лишь пятеро. Пять сестричек! Таисия, Матрёна, Александра, Римма и Раиса Ефимовны. Всегда друг за друга и друг за другом! Судьбы сестёр переплелись между собой подобно изящному кружеву.

– Мы – как пять пальцев на руке, всегда были вместе, – говорит моя героиня. – Ничего и никогда между собой не делили. Жили всегда рядом, дружно. Когда Мотя из-за травмы практически перестала выходить на улицу, собирались у неё, в карты играли. С Шурой жили в одном подъезде.

Ей было шесть, когда началась война.

– Помню, на фронт забирали дядю Гришу, его дочери Валюше в то время не было и года. Он подозвал меня и наказал маленькую девчонку не бросать, караулить и нянчить. На берег ходили, народу много, теплоход даже на одну сторону накренился. Женщины плачут, кричат. Мужья им говорят, мол, не плачьте, мы немного повоюем и приедем. Никто почти оттуда не вернулся… – вспоминает женщина.

Отец находился под «бронью» поскольку работал в оленеводстве, его на фронт не призвали. Привозил семье мясо, рыбу – на них дети и выросли в тяжёлое, голодное время. Римма окончила лишь три класса школы. Рано начала работать. Семнадцатилетней была принята в совхоз, зимой заготавливали дрова, летом – сено.

– Косили до первого снега. И ведь даже сапог в то время не было, мама шила чуни из оленьих шкур. Но однажды Константин Васильевич Чупров, бригадир, позвал к себе и выдал резиновые сапоги. Сам смеётся: «Идите, по воде бегайте, ноги сухие будут», а ведь это были первые в моей жизни сапоги, – рассказывает Римма Ефимовна.

С совхозом оказалась связанной вся её трудовая жизнь, выполняла разную, бывало даже мужскую работу. Трудилась в теплицах, потом в строительстве – зимой приходилось «рубить» песок из замёрзшей кучи, но дома строили «на совесть», тёплые и крепкие. Позже стала работать поваром на звероферме, оттуда и ушла на заслуженный отдых.

Да что говорить, и с мужем их познакомил совхоз. Николай Николаевич работал там плотником. Когда Римме было двадцать, молодые поженились. Прожили вместе пятьдесят шесть уютных лет, воспитали восьмерых детей. Супруг умер девять лет назад, до этого полтора года был прикован к постели. Не раз его предлагали госпитализировать в стационар, под присмотр и уход медиков. Но Римма Ефимовна все подобные предложения отвергала, приняв на себя всю заботу о парализованном муже и подарив ему возможность уйти в кругу семьи.

В их молодой семье первенцем стала дочь Светлана. В декабре ей исполнится 65 лет. Сейчас она живёт в Челябинске, вместе со своей дочерью и внуком хотели приехать к маме и бабушке на юбилей, но ограничения из-за коронавируса разрушили надежды на большой семейный праздник.

Через два года на свет появился сын Пётр, он живёт и работает в Мужах. О длительных декретных отпусках, как сейчас, в то время и не слышали. После родов женщине давали два месяца на отдых, потом наступало время выходить на работу. Грудничка – в ясли, с кормлением от мамы по расписанию – в полдень и в три часа дня.

Ещё через два года родилась Зоя, и она сегодня рядом с мамой. Четвёртым ребёнком четы Рочевых стал сын Николай, названный в честь отца. Дочь Людмила, отучившись в педагогическом, работала учительницей в Тарко-Сале. Валентина, окончив школу, приняла решение не поступать в институт, тем самым чуточку облегчив заботы многодетных родителей по обучению детей, работала на почте. Николая, Люды и Вали уже нет. Их жизни унесли разные причины и обстоятельства, а хоронить своего ребёнка для матери – всегда неподъёмное горе. Младшие дочери живут в Мужах, Нина – вместе с мамой, помогая ей во всех хлопотах. Галина, в феврале ей исполнилось 50 лет, работает в центральной районной больнице.

“Традиция” заводить большую семью, можно сказать, передаётся в этом роду из поколения в поколение. В семьях Риммы Ефимовны и её мужа было по восемь детей, сами супруги воспитали восьмерых. Сестра Тася дала жизнь двенадцати ребятишкам, Шура родила четверых, Раиса – троих. А ещё среди них «принято» проживать долгую жизнь. Маме было 75 лет, Таисия умерла в возрасте 83 года, Матрёна ушла, прожив ещё год после девяностолетнего юбилея, младшая Раиса умерла совсем недавно в возрасте 81 года. Из пяти сестричек Римма осталась одна…

Вся её жизнь – труд. Время было такое, да и неугомонный характер не давал сидеть на месте. Пятьдесят лет держала коров, только когда переехала в многоквартирный дом, пришлось продать кормилицу. Шила бурки, меховые тапочки и шапки, вместе с другими зыряночками продавали их на пристани, приезжающим на теплоходах туристам. Шила для себя коми платья. Национальную одежду она, как и три другие сестры, носит с момента свадьбы.

– Многое приходилось шить самой. Помню, старший сын пошёл в школу, нужна была белая рубашка. Все магазины оббегала, не нашла. Взяла отрез ткани и сшила сама. Или ещё вот случай. Мальчишкам нужны были куртки, в магазинах дефицит. В сентябре собирали ягоды, сдавали их в рыбкооп, в обмен на верхнюю одежду. Только одному то сыну куртка есть, а другому нет. Такое было время! А сейчас, чего ребятишек не рожать и не растить? В магазинах всё что угодно можно купить, – искренне говорит Римма Ефимовна. Она бесконечно восторгается и удивляется времени, в котором мы живём. Вспоминает, как приходилось носить воду вёдрами, теперь же в её квартире центральный водопровод и тепло.

Ей восемьдесят пять, но в энергичности и бодрости Римма Ефимовна не уступит молодому. Вот рассказывает, что подготовила к высадке рассаду огурцов, ещё планирует посадить три грядки картошки. Теплица стоит во дворе у сына. Удивляюсь, неужели и правда в таком почтенном возрасте есть ещё силы на огородные хлопоты. Скромно пожимает плечами, не понимая моего недоумения. Она помогает с правнуками, сама хлопочет по хозяйству и никогда не унывает. Главное богатство бабушки двадцать два внука – три внука, восемь внучек, пять правнучек и шесть правнуков. И о каждом она знает всё и может говорить бесконечно!

– Здоровья бы побольше, а больше ничего и не надо! – вот такая она Римма Ефимовна, и её простая человеческая судьба.

Валентина Никитина.
Фото Татьяны Паршуковой и из личного архива Р.Е. Рочевой.