Одна из историй наших земляков: они много лет живут в другом регионе, но не перестают гордиться своей принадлежностью к Северу

Заочное знакомство с Ларисой Нестеровой, уроженкой Шурышкарского района, началось с письма в районную администрацию, в котором она попросила выслать буклеты о селе Мужи и деревне Кушеват. «Ведь это моя Родина!» – написала женщина. Тогда для Ларисы Сергеевны собрали посылку: Книгу памяти Шурышкарского района, сборник о местных мастерах декоративно-прикладного искусства, специальный выпуск о Кушевате, который разработала, сверстала и напечатала редакция газеты «Северная панорама», буклет о Мужах и поздравительный адрес главы района. Нам же захотелось познакомиться с землячкой и историей её семьи поближе.

В Шурышкарский район родители Ларисы Сергеевны попали по направлению партии. Жили сначала в Горках, потом в Мужах. Отец Сергей Осипович Макаев, кандидат в члены ВКП(б), работал продавцом, заведующим столовой. Мама Клавдия Владимировна – посудницей в рыбкоопе.

– 13 сентября 1941 года отца забрали на фронт. Нас осталось четверо: Анатолий 1926 года рождения, Валентин – 1928 года, Геннадий с 1937 года и я, 1940 года рождения. В 1942 году на папу пришла похоронка. В 1944-м и старшего брата призвали на войну, в конце 45-го он вернулся, хотя мы и получили на него извещение как о без вести пропавшем. Анатолий устроился работать учителем физкультуры в школу, и в 1947 году мы переехали в Кушеват. Мы были маленькие, остались без отца, и мама приняла решение переезжать, чтобы поднять нас на ноги. В Кушевате она познакомилась с семейной парой, они порекомендовали город Кузнецк Пензенской области, о котором мы до этого ничего не слышали и не знали. Так в 1948 году мы оказались здесь. До сих пор поражаюсь, какой сильной женщиной была наша мама! – увлечённо рассказывает о своей семье Лариса Сергеевна.

Четыре года жили на съёмных квартирах, а в 1952 году Клавдии Владимировне, как вдове фронтовика, дали комнату в коммуналке, с общей кухней на три семьи. Замуж она больше так и не вышла, хотя была молода. Никогда не забывала жизнь на Севере. Остался суровый край в мыслях, разговорах и даже гастрономических предпочтениях: из мяса мама всегда выбирала оленину, любила рыбу. У Ларисы Сергеевны остались краткие, но трепетные воспоминания о малой Родине.

– В Мужах, помню, мы жили при столовой, которая стояла на обрыве над рекой. Когда переехали в Кушеват, нам выделили от школы домик, что был на краю деревни. За ним – тайга и высоченные кедры. Вспоминаю, как мы с братом ходили в школу «по флагу». Были очень сильные морозы, окно промерзало, мы дыханием отогревали на стекле дырочку и смотрели, если флаг поднялся – значит, в школу мы идём, нет – можно остаться дома. У меня была малица, унты из оленьих шкур, – рассказывает Лариса Сергеевна.

Делом жизни для женщины стал сбор по крупицам информации о своём отце. Даже для детей его биография усыпана «белыми пятнами».

– Мы мало знаем об отце. Где он родился? Мама – из Омска, и брак они зарегистрировали там. В одном документе год его рождения – 1904, в свидетельстве о браке – 1905, а дата рождения и вовсе не указана. Старшие братья делали запросы, но они оставались без ответа. С помощью интернета стала появляться какая-то информация. Так мы узнали, что отец воевал в Ржевской битве, его имя занесено на монумент, но в искажённом виде: фамилия указана Макеев, а отчество – Иосифович, – говорит женщина.

Поэтому посылка, в которой находился экземпляр двухтомника «Книга памяти» для семьи фронтовика – источник ценной информации и бесконечно приятный «привет» с Родины. Лариса Сергеевна признаётся, что радость и волнение, которые она испытала, получив издания, не отпускают её до сих пор.

– Моя Родина всегда со мной! В 1970-м году мы уезжали в Ташкент, там я работала на заводе. Познакомилась с молодым человеком, который был из Тюмени. Он, узнав, что я уроженка Мужей, подарил мне книгу «Живун» Ивана Истомина. Это «ваша» книга, и я её бережно храню, как и все воспоминания о родном Шурышкарском районе! – говорит женщина.

Валентина Никитина.
Фото из личного архива Л.С. Нестеровой.

На фото из семейного архива – семья Макаевых. Мама и маленькая Лариса – в центре. Цвет старый снимок приобрел благодаря современным технологиям.