PRO-образование

региональный компонент

Этнокультурное образование
Из опыта работы педагогов Восяховской СОШ

Работы обучающихся по программе элективного курса «Резьба по кости и дереву» завоевывают дипломы на различных конкурсах и фестиваляхВ конце марта в Салехарде состоялась Всероссийская научно-практическая конференция "Педагогика Севера: партнерство во имя ребенка", организованная в рамках проведения 7-го съезда коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. В работе конференции приняли участие более 200 представителей из Норвегии, Финляндии, Боливии, 23 регионов Российской Федерации. В одном из пунктов заключительного документа конференции прописано "развивать систему конкурсных мероприятий для одаренных и талантливых детей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ", "организовать разработку примерных основных образовательных программ с учетом этнокультурных и региональных особенностей для общеобразовательных учреждений, функционирующих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ".
В Восяховской средней общеобразовательной школе накоплен большой опыт по внедрению этнокультурного образования.
Восяхово - это старинное северное село со сложившимися культурными, национальными и трудовыми традициями. В силу социальных причин происходит разрушение традиций. Исторически сложилось так, что именно школа является фундаментом при формировании национальной самоидентификации и самоопределения.
Миссией образования является формирование нравственного, образованного, трудолюбивого, физически и духовно развитого, способного к саморазвитию и творчеству, любящего свой край и свое Отечество гражданина. Что может сделать школа для своего села? Современная школа получила возможность свободно обращаться ко всему ценному, накопленному национальной культурой. Этнокультурный компонент в образовании - это не реставрация прошлого, а поиск и внедрение всего того, что способствует развитию творческих возможностей учащихся, их успешному вхождению в динамично развивающееся общество.
Каждый ребенок талантлив по-своему, но большую роль в становлении молодого поколения играет педагог. На протяжении многих лет в школе ведется два родных языка - ханты и коми, которые преподают Надежда Степановна Аляба и Эмилия Филипповна Хозяинова. Это настоящие энтузиасты своего дела. Их ученики занимают 1 и 2 места в районной викторине "Лучший знаток родного языка", 1-3 места в конкурсе сочинений "Лучший знаток родного языка", межрегиональной олимпиаде по краеведению и родным языкам, участвуют в мероприятиях районного музея "Коми-изба", принимают участие в окружном фестивале "Все краски Ямала", в ежегодном мероприятии "День коми письменности", проводят совместную работу с филиалом Централизованной клубной системы Шурышкарского района, результатом работы был спектакль по роману Ивана Истомина "Живун".
Кружок "Занимательная ханты грамматика", который ведет Надежда Аляба, имеет познавательно-практическую направленность. Большая работа кружка уделена подготовке к школьным, муниципальным и региональным олимпиадам по родному (ханты) языку, кроме этого, учащиеся на занятиях кружка плетут из бисера, вяжут из цветных ниток пояса, участвуют в школьных мероприятиях по краеведению.
Кроме того, педагоги родного языка успевают заниматься и научно-методической деятельностью. Они принимали участие в Межрегиональной научно-практической конференции "Актуальные проблемы изучения культуры и образа жизни коренных народов Севера" с выступлением "Радости и проблемы в изучении родного языка"; в Межрегиональном семинаре "Традиции и инновация педагогического опыта в предметной области с этнокультурным компонентом: проекты, презентации" с выступлением "ИКТ на уроках коми языка"; в 13-ом Всероссийском интернет-педсовете.
На протяжении восьми лет учащиеся школы под руководством педагогов Н.С.Аляба, Н.А.Чупровой, Н.П.Артеевой, Т.Г.Кинчи-ной занимаются исследовательской работой по разным направлениям. Активно участвуют в научно-практических конференциях "Ступень в будущее", которые проводятся в школе, на уровне района и округа, где занимают призовые места. Так, Зоя Озелова была награждена дипломом за мастер-класс "Музейная студия" в номинации "Глубина и креатив" за оригинальный и конструктивный подход в работе по сбору материала и созданию концепции тематической экспозиции в Региональной олимпиаде по краеведению и родным языкам (руководитель Н.С.Аляба). Исследовательская работа Ивана Тогачева "Пояс как атрибут национальной одежды народа ханты" была напечатана в научно-методическом журнале "Исследовательская работа школьников" № 1, 2010 год, г.Москва (руководитель Н.С.Аляба). Работа Елены Карасимовой "Глагольные префиксы ханты языка" и работа Зои Озе-ловой "Священные места" были удостоены Дипломами 1 степени на школьной научной конференции "Ступень в будущее" (руководитель Н.С.Аляба). В окружном конкурсе "Патриот Ямала -патриот России" работа Тамары Чупровой и Анастасии Ефремовой "Сохранение культуры коми-ижемцев через национальный костюм" стала дипломантом в номинации "Электронные презентации" (руководитель Т.Г.Кинчина), а работа Елены Коневой "Детство, опаленное войной" заняла 1 место (руководитель Л.А.Конева). Работа Яны Петровой "История моего села" заняла 2 место в районном конкурсе натуралистов-экологов (руководитель Т.Г.Кинчина). Работа Натальи Шашковой "Своеобразие коми головных уборов" - 2 место в районном конкурсе "Ступень в будущее" (руководитель Т.Г.Кинчина). В районном конкурсе декоративно-прикладного искусства Юлия Севли заняла 1 место в номинации "Подарок маме" (национальная сумочка с орнаментом) и Валентина Конева - 2 место (украшение из бисера) (руководитель Н.П.Артеева).
Большая работа в данном направлении ведется и коллективом пришкольного интерната, которым руководит Алёна Валерьевна Богданова. Традиционными стали такие мероприятия, как "Вороний день", "День матери", эстафета "Сильнее, дальше, быстрее". Воспитанники интерната принимают участие во Всероссийских, окружных и районных конкурсах. Во 2-ом Всероссийском дистанционном семейном конкурсе "Сказка на ночь" команда воспитанников заняла 1 место (руководитель А.В.Богданова); в 1ой Международной викторине "Мир вокруг нас" - 1 место (Алексей Тыликов, ученик 2 класса, руководитель А.В.Богданова); во 2-ом Всероссийском дистанционном конкурсе по национальной культуре "Культура моего народа" - 3 место (Михаил Сухарин, ученик 2 класса, руководитель О.Ф.Ануфриева); в окружном конкурсе "Патриот Ямала -патриот России" - 1 место (Алексей Конев, 9 класс, руководитель Р.А.Конева); во 2-ом Всероссийском конкурсе детского творчества "Талант с колыбели", "Все, что сердцу дорого" приняли участие Николай Севли (руководитель И.Д.Костина), Геннадий Ребась, Тамара Тогачева, Лилия Озелова (руководитель А.В.Богданова), Денис Ребась (руководитель Р.А.Конева).
Плодотворную работу с одаренными детьми в рамках этнокультурной педагогики проводит Михаил Иванович Ануфриев - преподаватель авторского курса "Резьба по кости и дереву" МКОУ Восяховская СОШ, учитель высшей квалификационный категории, Почётный работник общего образования Российской Федерации.
Михаил Иванович является разработчиком программы элективного курса "Резьба по кости и дереву", которая прошла экспертизу в ГОУ ДПО ЯНОИПКРО. На сегодняшний день в программу курса внесены изменения, но она также успешно реализуется преподавателем. Выпускник творческой мастерской Николай Романов является автором герба муниципального образования Шурышкарский район. Среди учеников педагога есть заслуженные мастера России. Евгений Аляба являлся заслуженным косторезом России.
Выпускники Михаила Ивановича успешно обучаются по данному профилю в различных учебных заведениях, продолжают его дело в школах округа.
Показатель эффективности работы М.И.Ануфриева - увеличение числа подготовленных победителей и дипломантов конкурсов и фестивалей декоративноприкладного искусства различных уровней: "Будущее для всех", "Все краски земли Ямальской", "Ямальчик"; дипломами международной выставки-конкурса "Дети русского Севера и Аляски в защиту природы".
Основополагающим в работе педагогов Восяховской школы является воспитание каждого обучающегося как творчески активной личности. В учебной деятельности педагоги приветствуют творчество, нестандартную мысль, учат самостоятельно планировать реализацию той или иной учебной цели, быть последовательным при её достижении, проявляя максимальное творчество, выдумку, сообразительность.

Людмила Конева, директор МКОУ Восяховская СОШ.
Фото предоставлено автором.




конкурс мастерства

Рутина отчётности -
враг творчеству педагога

Эта фраза прозвучала во время школьного конкурса
"Самый творческий педагог года"

Ольга Козлова с детьми своего класса
исполнила песню на школьную темуНе совсем обычно начался конкурс "Самый творческий педагог-2013" в Горковской средней школе, который состоялся в помещении сельского Дома культуры.
Участники театральной студии "Овация" показали инсценировку по мотивам легенды о Данко по рассказу М. Горького "Старуха Изергиль". Этой постановкой ребята сравнивали работу педагогов с подвигом Данко, которые выводят своих учеников из тьмы невежества к свету просвещения.
На первом этапе конкурса участвовали все педагоги школы. Во второй этап вышли те, кто предоставил информацию о своей педагогической деятельности за учебный год. В этом году 18 педагогов приняли участие во втором туре конкурса. Восемь педагогов набрали от 50 до 100 баллов и получили статус участника конкурса. А шесть учителей, преодолев стобальный барьер, стали номинантами конкурса "Самый творческий педагог-2013". Эти шесть педагогов заняли места за столами конкурсантов: Галина Айдакова, Татьяна Созонова, Евгения Дубинина, Ольга Дейхина, Светлана Макеева и Ольга Козлова.
Для определения самого творческого педагога номинанты должны были пройти два испытания: творческое самопредставление и открытая дискуссия. Оценивало номинантов жюри, в состав которого вошли Нина Шаламова, отличник образования, Ирина Зиновьева, заместитель директора школы по воспитательной работе, Нина Серёдкина, социальный педагог школы, Татьяна Халиулина, член совета школы, Анастасия Семикина, глава школьной организации "Город Кедров".
В творческом конкурсе не могут быть все победители, но и проигравших тоже не бывает. Потому что, благодаря своей активной деятельности и неравнодушному отношению к профессии, педагоги получают возможность расширять свои контакты, повышать профессиональное мастерство. Всех педагогов объединяет одно: любовь к детям, преданность своему делу и постоянный творческий поиск.
В этом году учителя Горковской школы принимали участие в различных конкурсах педагогического мастерства и многие стали лауреатами и дипломантами. В самом главном конкурсе педагогического мастерства среди педагогов Шурышкарского района победителем стала учитель начальных классов Горковской средней школы Галина Айдакова. Она первая представила свою визитную карточку на этом конкурсе.
Следующими творческое самоопределение представили и другие участники конкурса. Среди них оригинальным было выступление учителя русского языка и литературы Ольги Козловой, которая помимо своих профессиональных качеств продемонстрировала и артистические способности: вместе с детьми своего класса она исполнила песню на школьную тему, а затем сольно исполнила песню о школьной жизни молодого педагога, чем заслужила бурные аплодисменты зрителей зала.
Следующим этапом конкурса стала открытая дискуссия на тему "Сельский учитель, его жизнь и работа на селе с точки зрения мыслителей - педагогов 19 века и современности". Высказывая своё мнение, конкурсанты согласились, что нынешний учитель должен быть разносторонне развитой личностью, творческим человеком, старшим другом для учеников. В то же время он должен быть и примером для своих учеников, так как всегда на виду у жителей села.
Встречный вопрос задал Михаил Зиновьев: как сделать так, чтобы нынешняя молодёжь стремилась работать в школе? Оригинальный ответ дала не конкур-сантка, а член жюри Нина Шаламова: нужно освободить нынешнего педагога от лишней работы, которая не нужна школе, - от рутинной работы многочисленной отчётности, которую нужно переложить на специальных работников управления образования. Эта рутина занимает огромное количество времени, отнимая его от преподавания и творчества.
Подведя итоги конкурса по количеству баллов и по качеству выступлений, "Самым творческим педагогом-2013" жюри выбрало Галину Айдакову, подтвердив её высокие педагогические и творческие способности.

Николай Письменный.
Фото автора.




региональный компонент

Маленькие знатоки
культуры народа ханты

В детском саду «Буратино»
прошла викторина на знание национальной культуры

Через игру и разучивание детских стишков прививается интерес воспитанников к родному языкуВ один из будничных дней умники и умницы из детского сада "Буратино” собрались дружной компанией, чтобы ответить на вопросы "Что? Где? Когда?".
Целый учебный год они со своим педагогом-наставником Ларисой Жариновой с интересом знакомились с традиционной культурой народа ханты. Через легенды и сказки, которые многие годы собирают фольклористы, благодаря песенным и танцевальным произведениям, слушая звучание народных музыкальных инструментов, дети познавали мир многогранной культуры малочисленного народа.
Педагог и её помощница -кукла Катя, - умеющая говорить, настолько возбудили любопытство детей, что им сначала захотелось научиться произносить и понимать слова на ханты языке. Лариса Петровна уверенно и смело, применяя все свои профессиональные умения и навыки, вела детей по необъятной стране, в которой главные жители - знания, открытия, опыт.
А для того чтобы показать своим друзьям, воспитателям и родителям, что узнали, чему научились, с кем познакомились в течение года, стали крутить веселый игровой волчок, как известные и знаменитые знатоки игры "Что? Где? Когда?". Вопросов и заданий было подготовлено очень много. Проверить прочность знаний юных воспитанников детского сада "Буратино" захотели учителя средней школы. На их вопрос "Какие ягоды заготавливают семьи на зиму и как народ ханты воспевает эти сочные плоды в своих произведениях?" ребятишки отвечали бойко. Коллеги из детского сада "Алёнушка" интересовались: "Каких северных писателей знают маленькие игроки?". И здесь они не спасовали, потому что слушать стихотворные и поэтические произведения талантливых поэтов и писателей Ямальского Севера - одно из любимых их занятий. По этой же самой причине никто не удивился тому, что дети знают много стихотворений на ханты языке, которые с удовольствием рассказывают, одновременно радуясь тому, что у них получается и что их чтение нравится зрителям. Не обошлось и без мудрых загадок народа ханты. И пусть дети не сразу отвечали, но все же они были все отгаданы.
К игре очень долго и тщательно готовились. И, пожалуй, самым трудным заданием было подготовить инсценировку национальной сказки. Но и здесь ребятишки справились неплохо, не зря в народе говорят, что дело мастера боится.
На протяжении всей игры сохранялся особый эмоциональный настрой, все были в приподнятом настроении, в атмосфере хозяйничали интерес и наивное детское желание поделиться своими знаниями и практическими навыками. Получилось всё очень здорово, благодаря совместным усилиям всего педагогического коллектива, где каждый словом и делом старался помочь в организации и подготовке итогового обобщающего занятия по ханты языку. А самое главное, что наши маленькие воспитанники начинают понимать, что знание национальной культуры очень важно и необходимо.

Любовь Бочарникова,
музыкальный руководитель ДОУ «Буратино».
Фото из архива «СП».




на перемене

Кормят вкусно, готовят с душой!
Активисты Мужевской школы побывали с экскурсией
в школьной столовой

Главный повар Александра Рекичанская ознакомила учениц с новым оборудованиемВ апреле ученическое самоуправление МБОУ "Мужевская СОШ имени Н.В. Архангельского" решило посетить самое любимое место всех учеников -школьную столовую. Экскурсия оказалась интересной и необычной. Необходимо отметить, что хозяева нашей столовой, даже и не подозревали о визите "управленцев".
Ежедневные обеды и полдники - это то, что видят и едят все. А вот как еда готовится, знают только повара. Во время экскурсии они охотно поделились с нами своими "секретами". Ученики узнали, что работа школьной кухни начинается с 6 часов утра. Именно тогда происходит заготовка продуктов. Приготовленная еда хранится не более 3 часов. Прежде чем еда дойдет до школьника, в обязательном порядке проба пищи будет осуществлена членами бракеражной комиссии из числа педагогов.
Все продукты хранятся отдельно, соблюдается товарное соседство. Проверка блюд происходит каждый день. Все требования по СанПиНу соблюдаются. Меню разнообразное, составлено опытным медицинским работником, а главное, соответствует тем калориям, которые необходимы школьнику для роста, развития и умственной деятельности.
В начале этого учебного года обновилось оборудование школьной столовой: появилась новая посуда. После использования она проходит полную термообработку в новых посудомоечных машинах. Появились новые шкафы, паркон-вектоматы, в которых котлетки готовятся на пару. Также приобретены линии раздачи. Коллектив нашей столовой очень дружный, в нем работают только женщины. В этом году состав работников обновился, в том числе и главный повар - Александра Рекичанская.
О том, нравится ли школьникам столовская еда, мы решили спросить у самих ребят. И вот какие отзывы мы услышали:
"Меня все в нашей столовой устраивает. У нас хорошо готовят. Замечательная выпечка, булочки, особенно кулич. Очень вкусные салаты, вторые блюда".
"Я ем все с удовольствием, и даже гороховый суп, от которого дома отказываюсь. В школе он почему-то вкуснее, с колбаской (пусть моя мама на меня не обижается!)".
"Нравится еще и то, что повара с нами советуются, что в какой день лучше приготовить. Если праздник, то пирожные, сладкие пироги, фрукты, и даже йогурт".
"Мы, старшеклассники, уже с выработанным рефлексом, после четвертого урока начинает "сосать под ложечкой". Кушать хочется! Вы знаете, даже бывает, с нетерпением ждем момента, когда уже можно идти в столовую. Наши повара - мастера своего дела! И с добавочкой не обидят".
"В столовой устраивает все. Повара вкладывают в свою работу всю душу, и поэтому еда получается как домашняя. Все очень вкусно и всегда разнообразно. Большое спасибо всем взрослым, кто организовывает школьное питание!".
"...А я больше всего люблю макароны".
"...И я люблю макароны, но больше картошку и курицу. Это тоже в нашей столовой часто бывает".
А вот что сказала и.о.директора школы Любовь Дмитриевна Молчанова:
- Учащиеся находятся в школе большую часть дня. Поэтому так важно, чтобы они все получали горячее питание. Все обучающиеся у нас получают бесплатные завтраки и обеды. Это стало возможно, благодаря Постановлению губернатора ЯНАО Д.Н.Кобылкина. Вопросы питания, в том числе и стоимость, всегда обсуждаем с родителями на общешкольных собраниях, классных собраниях. Составляя меню завтраков, обедов, постоянно опрашиваем детей, что бы они хотели получить. Мы уже знаем, что любят шипи дети, и чего не любят. Тем не менее, приучаем и к тем блюдам, которые им кажутся невкусными. Совершенно неверное бытует мнение, что дети не любят первые блюда. Практика доказывает обратное. Наши ребята с удовольствием едят щи, супы, борщи и неизменно просят добавки. Очень любят блюда из капусты - солянки, салаты.
Постоянно в рационе мясное и рыбное. Гарниры самые разнообразные, а еще свекольные винегреты и многое другое. Среда у нас - молочный день, когда первые и вторые блюда (супы и каши) приготавливаются на молочной основе, а также творог вводится в рацион в виде запеканки. Четверг, как водится, - день рыбный.
Во всех классах прошли родительские собрания по теме Разговор о правильном питании", а тематика бесед самая разнообразная: "Правильное и здоровое питание", "Рацион питания первоклассников", "Питание и режим дня", "Как и чем накормить нехочух", "Как сохранить здоровье ребёнка", "Возрастные особенности питания" и др. Всего было охвачено 447 родителей, а полную информацию о питании учащихся разъяснила школьный педиатр А.В.Тарасова.
Если кто-то из взрослых сомневается и не доверяет нашим поварам, милости просим отведать наши школьные завтраки. Приятного аппетита!

Актив ученического самоуправления
РР "РИТМ" МБОУ "Мужевская
СОШ им.Н.В.Архангельского".
Фото из архива школы.

Северная панорама