вести с урока биологии

Первые шаги юных цветоводов

При появлении первого настоящего листа сеянцы пикируют
на расстоянии 5-7 см один от другого в горшочки

Растениеводство - это одно из самых приятных видов хобби жителей сельских поселений. После зимних морозов особенно хочется окунуться в прекрасную атмосферу цветов, овощных культур и других растений. Разумеется, можно восхищаться цветниками, которые посадил кто-то другой, но намного приятнее осознавать, что эту клумбу посадили именно вы своими руками.
Вот и в нашей школе под руководством учителя биологии Любови Дмитриевны Молчановой прошла посадка таких прекрасных цветов, как астры. Из-за того, что у астр очень длинный вегетационный период, учащиеся 6-7 классов нашей школы начинают заниматься посадкой рассады ещё в марте.
В этой статье вы можете узнать условия посадки астр рассадным способом.
Астра - одно из самых известных красивоцветущих однолетних растений.
Если вы сейчас побываете у нас в кабинете биологии, то обратите внимание, что рассада уже подросла и имеет ярко-зелёную окраску, значит все в порядке. А занимались мы этим с большим удовольствием, вкладывали частичку своей души и теплоты.

Занимались мы рассадой астр с большим удовольствием

Расцветут наши цветочки в июле на клумбах пришкольной территории и будут радовать глаз жителей села до глубокой осени.

Анастасия Дропка.
Фото из архива школы.



Условия посадки:

- При рассадном способе выращивания семена сеют в конце марта - начале апреля в ящики или непосредственно в грунт теплицы - в бороздки, присыпая семена землей (0,5 см), поливают водой и накрывают бумагой или пленкой. Через 3-5 дней, когда появляются всходы, с ящиков снимают бумагу и ставят их в светлое место, чтобы сеянцы не вытягивались.
- При появлении первого настоящего листа сеянцы пикируют на расстоянии 5-7 см один от другого в горшочки, ящик или в грунт теплицы, так как рассада астры хорошо переносит пересадку даже с открытой корневой системой. Пикировка - это ощипывание главного корня, для того чтоб развивались боковые корни у растения.
- Через неделю после пикировки начинают подкармливать рассаду (один раз в семь дней). В открытый грунт ее высаживают уже с середины мая, поскольку растение это холодостойкое - может выносить заморозки до минус 3-4°С. Но мы в наших северных условиях будем высаживать наши цветочки только в июне.
- Место этих растений нужно выбирать светлое, ровное, чтобы вода при поливе и в дождливую погоду не застаивалась. Мы уже облюбовали место для высадки астр.
- В почву вносят удобрения, но если почвы хорошо окультурены, богаты питательными веществами, то можно обойтись и без удобрений. Перед высадкой рассаду обильно поливают, особенно если она выращивалась без горшочков. У нас рассада рассажена в коробочки из-под сока и молока.
- Высаживать растения лучше вечером на расстоянии 20-30 см (в зависимости от пышности и высоты сорта). Через 7-10 дней после высадки астры можно подкормить комплексным удобрением и повторить подкормку через 3-4 недели. В засушливую погоду растения умеренно поливают.




прекрасное далёко

В этом году Районная Дума объявляла для школьников конкурс сочинений под названием "Шурышкарский район в 2020 году". 16 ребят из Мужей, Шурышкар, Овгорта и Питляра прислали свои размышления. 10 авторов были отмечены дипломами за 1, 2, 3 места. Некоторые работы мы предлагаем вашему вниманию.

Изменившийся счастливый Овгорт

Странно создан человек: ему всегда чего-то не хватает: искусства, воды, радости, солнца, тишины ... А вот мечты всегда находят своё место в душе каждого человека. Мечтать нужно - без мечты нет жизни, счастья, удовольствия. Они, мечты, имеют свойство частенько сбываться.
Вот и я мечтаю о том, что после окончания школы (я пока учусь в 5 классе и мне всего 10 лет), закончу первый курс вуза, а затем, получив образование, вернусь в Овгорт, на мою малую родину. Что же я увижу в селе? Надеюсь, что меня всё поразит, очарует, и я останусь здесь.
По ровным дорожкам (заасфальтированным!) иду в школу. Не узнать родную альма-матер! Не только внешне изменилась она, но и сами ребята какие-то приветливые, радостновозбужденные. И понятно - заняты в цифровых лабораториях, ищут способы решения облагораживания района и села. И это прекрасно: мы и теперь хотим сделать наше село красивее, уютнее и привлекательнее.
Меня встречают незнакомые дети, я прошу их рассказать об изменениях. Они с удовольствием приглашают на экскурсию по селу.
Всё оно какое-то чистенькое, светленькое, как новорожденный цыплёнок! Что поражает, так это обилие цветов на улицах, приусадебных участках (нет лошадей, которые объедали раньше все насаждения, не путаются под ногами собаки). Чистота, водопровод с очищенной водой, огромные теплицы, сквозь пленку которых просвечивают огурцы, томаты. Рядами растёт картофель, сквозь зелень выглядывают стручки гороха. А у домов столько кабачков, капусты, что можно поставлять на продажу в окружную столицу. Всё радует меня! Сколько детей в Овгорте! И заняты вместе с родителями трудом: на сельских огородах, на приусадебных участках, на стройке детского городка (песочного, конечно!). А самих детских городков - не площадок - множество. И все они красивы и заполнены детворой. Смех и радость всюду, значит, жизнь хороша.
Благодарю за экскурсию и иду домой. Вечереет. В реку садится солнце, но улицы не пустеют. Припоминаю, что в мою бытность не на всех столбах горели лампочки. А сегодня новая электростанция, гула которой не слышно, все улицы освещены ровным светом. Тени легли на дома, и я забываю о том, что я в селе: двухэтажные и трёхэтажные дома приглашают заглянуть на огонёк. Нет старых покосившихся домишек-лачуг. Мало места было в Овгорте для постройки добротных домов. Нашли же способ улучшить жизнь и вид села. И это произошло за несколько лет! Всё это сделано руками сельчан. Хочу здесь жить и работать!
Всем счастья, добра и мира! А мне - работы в Овгорте по сердцу и по призванию.

София Сибильская, 5 класс,
1-е место среди учащихся 5-8 классов.



"Притяжение сынской земли”

Время стремительно идёт вперед. Но иногда в суете повседневности хочется остановиться, помечтать, поразмышлять....
Наступает новое десятилетие третьего тысячелетия. А зима, как и раньше, верховодит, не сдает свои позиции и в век нанотехнологий. Может, она проверяет людей на прочность? Морозы крепчают, но северный народ не из робкого десятка, и вот, несмотря на сорокаградусный мороз, вертолет чартерного рейса совершает посадку на аэродроме родного Овгорта. Я встречаю свою любимую бабушку - уроженку Мужей, перешагнувшую 80-летний рубеж. Она не была на шурышка-рской земле с 2005 года. Прогуливаясь по поселку вместе, я, как коренной житель, взял на себя роль экскурсовода. Мы побывали на новой набережной, где в далеком детстве бабули причаливали "моторки", калданки. Идем дальше. Сверкает здание краеведческого музея - гордость Сыни, новое, двухэтажное, газифицированное. Но особой радостью засветились родные бабушкины глаза, когда подошли к небольшой деревянной церкви с куполом и звонницей, гармонично вписавшейся в таежный ландшафт. Узнала бабушка и о том, что на сельском погосте теперь есть часовенка. "Можно спокойно умирать на родной земле, но только в другой раз", - пошутила она. Рассуждая о прошлом и настоящем, не заметили, как оказались у зверофермы, возрожденной, снова действующей.
Многому удивлялась моя собеседница, выросшая в Овгорте и пронесшая в своем сердце через всю жизнь любовь к шурышкарско-му краю. Поразили её и люди, такие же приветливые, скромные, гостеприимные, как и много-много лет назад. Истинные северяне. А главное - на детских игровых площадках резвится множество ребятни, и детсад уже не один, недавно торжественно открыли второй. Ну, а где есть дети, там есть и будущее.
Незаметно пролетела наша прогулка по застраивающемуся селу. Но эта долгожданная встреча на сынской земле родных людей совсем неслучайна. Эта встреча разных поколений, века XX и XXI. Встреча-притяжение прошлого и настоящего родного края, родных троп, родной северной земли, у которой, бесспорно, громадное будущее.
Красивы мне твои верховья,
Твои леса, твои поля!
И разноцветные селенья!
О Сынская земля моя!
Люблю тебя за доброту, за ласку,
За каждый день почти, как в сказке!

Роман Рочев, 9 класс,
1-е место среди учащихся 9-11 классов.



Вспомнить прошлое в будущем...

Я хочу, чтобы мое село оставалось селом, а не преобразилось в каменный бездушный город. Рай - это здесь, в моем селе, и пусть оно будет вечно райским уголком! Наступит тот день, что наш район снова будет богат рыбой, мясом, овощами. Богат веселой ребятней, которая будет встречать "плашкоуты" с рыбой и наблюдать, как работают настоящие мужчины на Оби; придумывать разные новые "кричалки" взлетающим вертолетам и самолетам: "Самолет-вертолет, унеси меня в полет. ; ходить в походы в ближайший лес, разводить костры и отмахиваться от надоедливых комаров. А как здорово зимой! Наши поселения будто под огромной снежной меховой шапкой: всюду ярко- белый снег, и его так много, что ослепляет глаза! Детям в радость: они строят землянки-штабы, катаются на лыжах, рубят дрова, убирают снег.
А я - профессиональный футболист, мое имя прославило мой Шурышкарский район. Я рад, что весь мир узнал о Шурышкарах благодаря мне, а обо мне - моим Шурышкарам, которые благословили меня на верный путь. Я открою фонд "Помощь детям-сиротам" и постараюсь, чтобы каждый ребенок села чувствовал мою поддержку. Это будет замечательно! Вспомнить прошлое в будущем.

Дмитрий Возелов, 8 класс,
2-е место среди учащихся 5-8 классов.



Моя малая Родина в 2020 году

Моя малая Родина. Шурышкарский район. Село Шурышкары. Что ждет вас, милые моему сердцу места, через много лет? Меня, как и многих односельчан, тревожит будущее моего района, родного села. Но в одном я уверен, что Шурышкарский район из года в год будет процветать, развиваться, преодолевая непреодолимые, на первый взгляд, трудности.
На дворе 2020 год.
Решена животрепещущая транспортная проблема района. Добраться до соседних сел и до столицы Ямала стало намного проще, потому что возведены мосты через реки, по которым мчатся скоростные поезда, проложена автомагистраль; современные вертолеты и самолеты беспрестанно совершают рейсы по территории района.
Наряду с традиционными источниками энергии в районе используются альтернативные: весной и летом - солнечные станции, зимой и осенью - ветровые установки. Опыт скандинавских стран пригодился и на Ямале.
Реки с чистой водой снова полны рыбой, и это результат всероссийской экологической программы "Мы за будущее!" Важнейшее достижение - отсутствие мусора в поселках и деревнях. Мусор стал товаром для перерабатывающих предприятий.
В районе завершилась газификация. Стоит ли объяснять, насколько удобней, проще стало отапливать дома, больницы, садики, школы.
В каждом селе построены спорткомплексы, школы искусств, школы с углубленным изучением предметов. Молодежь села, да и взрослое население, с удовольствием посещают разные спортивные секции, где тренерами работают настоящие профессионалы. Есть первые плоды труда школ искусств: на больших сценах столичных городов выступают шурышкарские артисты, проявляют свои таланты художники, живописцы, литераторы из моего родного района; известные биологи и химики - уроженцы сел со знакомыми названиями: Питляр, Мужи, Восяхово.
Не забываются традиции предков. В каждом селе имеется краеведческий музей, куда в первую очередь стремятся попасть туристы, которых в последнее время становится все больше и больше.
Недалек тот час, когда район из дотационного превратится в прибыльный. И это будет результат неутомимого труженика села.
Нам есть к чему стремиться!

Андрей Озелов, 10 класс,
2-е место среди учащихся 9-11 классов.






доброе дело

Субботник с гитарой и костром
В День пионерии мужевские школьники и педагоги
решили совместить приятное с полезным


Дело сделано...

Такую идею - устроить субботник на поляне за Юганом в День пионерии - нам подала Татьяна Ивановна Паршукова, автор статьи "В гармонии с природой?". Вернее, она спросила, сможем ли? - Сможем и организуем! - ответила я ей, -потому что рядом со мной работают замечательные люди, а в школе обучаются самые лучшие ученики, которым знакомо чувство долга, чести и достоинства.
Решение было принято: актив ученического самоуправления школы Ребячьей Республики "РИТМ" вместе со своими наставниками-учителями безоговорочно в День рождения пионерии организуют и проводят акцию по очистке прибрежной полосы р. Юган (район за бывшей зверофермой).
Погода была просто замечательная. 19 мая в моей памяти ассоциируется с обязательным пионерским костром, спортивными соревнованиями, конкурсами, помощи ветеранам, субботниками по сбору металлолома, макулатуры. В этот день было всегда тепло, и отдыхали юные пионеры весело и дружно. Работа на природе - это тоже отдых!
На нашу акцию откликнулись 25 педагогов и ученическое самоуправление. Сама Татьяна предупредила, что прийти не сможет: будет находиться в командировке...
Строем, с песней и речёвкой отправились к месту назначения! Но... увидев такое безобразие, молча, принялись за работу. Разбрелись по всему берегу, только успевали доставать заготовленные пакеты для мусора. Педагоги и дети трудились без устали. И правильно Татьяна написала в статье ".Красивая природа, чудесный чистый воздух дарили нам прекрасное настроение и заряд бодрости.".

можно и отдохнуть!

Все участники были поражены удивительной находкой, можно сказать, чудом природы, которое отыскал Александр Усольцев.
Ржавая банка, набитая стеклом, а в ней. проросшее семя маленького кедра. Жажда жизни! Скорее всего, упрек Человеку! Стыдно как-то стало. Есть такая притча: "Одну лягушку бросили в кастрюлю с горячей водой, она в шоке выпрыгнула и осталась жить. А другую - поместили в кастрюлю с теплой водой, которую поставили на медленный огонь. Она сварилась и погибла". Так мы как раз сейчас и находимся в этой кастрюльке на медленном огне!..
Дело сделано! Акция удалась! Светило яркое солнце, легкая ласковая рябь Югана, как бы благодарила нас всех за доброе дело. Легкий ветерок обдувал лица детей и взрослых. Природа-Матушка повернулась к нам! Мы были в гармонии с Природой!
Все участники акции расположились уютно у костра, доставали из своих рюкзачков походный паек. Григор Григорян всех удивил и угостил невообразимых размеров московским лавашем. Повар школьной столовой Александра Андреевна - пирожками с капустой и фруктами. А потом все дружно пели песни под гитару, танцевали, играли и шутили. И взрослые, и подростки получили большой заряд бодрости от сотрудничества, а главное -чувство гордости за сделанное дело. Всего в акции приняло участие 40 человек. Это мероприятие еще раз доказывает слова песни "Вы нам только шепните. Мы на помощь придем!".

Любовь Молчанова.
Фото предоставлено автором.



вести с урока биологии



История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого необходимо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Термин "экология" (от греч. oikos - дом, жилище и logos - наука) введён в 1866 Э. Геккелем, считавшим предметом исследования экологии связь живых существ со средой.
Состояние окружающей среды во многом обусловливает здоровье человека. Проблемы социальной экологии учёные рассматривают как проблемы отношения человека к человеку, человека к природе. Различные аспекты экологических знаний направлены на оптимизацию деятельности человека по использованию природы, достижение гармонии отношений между обществом и природой. Решению этой задачи благоприятствует процесс экологизации всех областей науки, производства, искусства, морали, права и образования.
На уроках биологии школьники анализируют не только проблемы экологии Планеты, но и экологические проблемы нашего села. Некоторые такие рассуждения учащихся девятых классов мы предлагаем вашему вниманию.


"Река Обь, на берегу которой находится наше село, является водной транспортной магистралью. Вследствие чего в воду попадают не только бытовые отходы, но и бензин, мазут, не самые полезные вещества для всего живого. Всё это отрицательно влияет не только на обитателей водоёма, но и на здоровье жителей села. Ведь всем известно, что грязная вода сокращает продолжительность жизни человека в среднем на 6 лет. Стоит ли после этого факта задуматься о строительстве водоочистных сооружений. Думаю, стоит". (Алёна Усольцева).
"Я считаю, главная экологическая проблема села - наши котельные. В воздух выбрасывается сажа, копоть. И таким воздухом мы дышим, а некоторые дети дышат таким воздухом сразу после рождения, т.к. одна из котельных находится близ роддома, детского сада "Олененок" и стационара больницы. Необходимо решить эту проблему путём установки фильтров на дымогарных трубах. Ещё одна проблема в Мужах - большое количество автомобилей. Если учесть, что один автомобиль за год поглощает более 4 тонн кислорода, а человек всего 12 кг, то нетрудно рассчитать, что основными потребителями кислорода в селе являемся не мы, а автомобили. Кроме того, каждый автомобиль в среднем выбрасывает 800 кг углекислого газа, 40 кг оксидов азота, до 200 кг различных продуктов сгорания и 1 кг свинца. Все эти вещества оседают в грунт или растворяются в атмосферном воздухе. Даже растения не могут выжить в таких условиях. Замерив количество автомобилей, проходящих в течение часа по дорогам в разных участках села, можно сказать, что интенсивность движения возле школы и больницы ничуть не меньше, чем в других местах". (Вячеслав Завьялов).



"На мой взгляд, каждый из нас должен уважительно относиться к окружающей среде, и обязательно в селе нужны очистные сооружения". (Анна Остапова).
"Большая проблема в селе - это накопление бытовых отходов и их утилизация. При поджигании мусора на свалке попадает большое количество вредных веществ в атмосферу, почву, в воду". (Зоя Ребась).
"Из всех проблем села можно выделить проблему большого количества бездомных собак, гуляющих по улицам села. Собаки являются распространителями чумы и бешенства. Собираясь в стаи, они становятся очень опасны для человека. Поэтому, необходимо построить питомник для бездомных собак". (Лидия Ершова).
"Безответственные граждане села заводят собак, а потом оставляют их без присмотра. Каждый должен быть ответственным за своих питомцев, и должен, прежде всего, начинать с себя". (Ксения Липатникова).
Мы, школьники, призываем всех жителей беречь окружающую среду, животный и растительный мир, и тогда наше село станет краше, а здоровья у каждого прибавится на 100 лет!

Подготовила Любовь Молчанова Фото из архива «СП»

Северная панорама