PRO-образование

выпуск - 2013

"Школа гордится вами!"
В Горковской средней школе 18 июня прошёл выпускной бал

Выпуск - 2013 Шурышкарского района по праву украсят ещё две медали "За особые успехи в учении". Первая - золотого образца. Её своим безупречным прилежанием в учёбе заслужила выпускница Мужевской средней школы Евгения Пугачёва. Серебряная медаль Елены Гилёвой принесёт славу Азовской средней школе.

- Вот и наступил этот долгожданный день - выпускной бал в Горковской средней школе для выпускников 2013 года! - так начала торжественную часть этого праздника Ирина Зиновьева, заместитель директора школы по воспитательной работе. И в зал сельского Дома культуры, где 18 июня проходило мероприятие, вошли празднично одетые шестнадцать юношей и девушек с красными лентами выпускников.
Нынешних выпускников учили добрые, справедливые и любящие учителя, которых вспомнили в этот праздничный день поимённо. Первая учительница Светлана Тугушева в стихах и прозе пожелала своим повзрослевшим ученикам самого доброго в будущей жизни.
Для вручения аттестатов зрелости слово предоставили Михаилу Зиновьеву, директору школы.
- Сегодня Горковская школа гордится вашими результатами, - сказал Михаил Михайлович. - Мы рады, что вы все успешно сдали два основных предмета, - по русскому и математике, а также по выбранным предметам. При этом Татьяна Кауфман набрала больше всех баллов в районе по истории, а Андрей Чебан - по русскому языку и информатике. И он же, Андрей Чебан, получает серебряную медаль.
Михаил Зиновьев вручает Андрею Чебан красный аттестат выпускника и серебряную медаль за особые успехи в учёбе. Вместе с аттестатом Зиновьев вручает Андрею Похвальную грамоту за особые успехи в изучении пяти предметов: физика, русский язык, информатика, алгебра и геометрия. А также Диплом российской Академии регионального этапа российской олимпиады школьников по математике. Затем аттестаты получают все выпускники класса.
Николай Дейхин, спортивный организатор села, поздравил всех выпускников с праздником, особенно выпускников-спортсменов. А затем вручил Благодарственное письмо главы района Андрея Головина выпускнику Александру Изотову - "за активную жизненную позицию, хорошие результаты в учёбе и высокие спортивные достижения".
Светлана Макеева, классный руководитель выпускников, поздравляя и напутствуя своих подопечных, прочитала целую поэму в стихах, уделив каждому из них отдельную главу.
Поздравили своих повзрослевших детей и родители выпускников, а директор школы вручил самым активным из родителей Благодарственные письма за хорошее воспитание своих детей и помощь школе. Затем объявили прощальный вальс, на который ученики пригласили своих родителей.
Торжественная часть закончилась, выпускники парами покинули зал, но выпускной бал продолжался.

Николай Письменный.
Фото автора

отдохнём!

Время свободы

Как ни крути, а не спешит наша детвора с наступлением каникул расставаться с учителями и школой. Оздоровительные пришкольные лагеря всё также популярны у маленьких северян.
Три июньские недели подряд около 350 младшеклассников по всему району спешат знакомой дорожкой в школу, только не за парты. Классные комнаты переоборудованы в игровые, уроки никто не задаёт, а учителя из строгих наставников превратились в неугомонных вожатых.
В первую очередь организованные летние каникулы были предложены детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе сиротам и тем, кто остался без попечения родителей, детям, чьи возможности здоровья ограничены, или тем, кто проживает в малоимущих, многодетных или неполных семьях, детям с отклонениями в поведении, и детям из числа коренных малочисленных народов Севера. Не остались без внимания и те, кто плодотворно трудился на учебной ниве - победители, призёры и лауреаты различных предметных олимпиад, конкурсов, фестивалей, спортивных спартакиад, чемпионатов.
Всё это время с детьми проведут 23 педагога, которые предусмотрели в программах лагерных смен развлечения с пользой на любой вкус. Здесь они активно сотрудничают с сельскими клубами, библиотеками, музеями. Медицинские работники и обслуживающий персонал - тоже всегда рядом.
На финансирование лагерей дневного пребывания предусмотрено три миллиона рублей. Средняя стоимость одной путёвки - без малого девять тысяч рублей. Все расходы разделили между собой муниципальный и окружной бюджеты, родителям не придётся платить за июньский отдых детей в пришкольных лагерях ни рубля.
На финансирование мероприятий по организации летнего отдыха детей, оставшихся без родителей, окружные власти предусмотрели чуть больше трёх миллионов двухсот тысяч рублей. Управление образования побеспокоилось о путёвках для 40 таких ребятишек: они смогут поправить своё здоровье в южных регионах страны.
О занятости летом детей "группы риска", т.е. состоящих на разных видах учёта, тоже не забыли. Их большая часть (около 80%) смогут отдохнуть с пользой, те, кто постарше, ещё и подзаработать.
Лето-2013 не обойдётся без популярной уже в течение более десяти лет эколого-археологичес-кой экспедиции "Живая вода". Её главными организаторами по-прежнему остаются педагоги Питлярской средней школы. Программа экспедиции этого года предусматривает изучение и эколого-биологическое исследование окрестностей Ханты-Питляра. Организаторы планируют создать условия для интеллектуального и творческого развития школьников, поддержки познавательного интереса к изучению своей малой родины, родной страны, а также предоставить возможность школьникам испытать себя. Экспедиция приглашает учащихся в возрасте от 12 до 16 лет. Старт - 20 июня.
Практически всё лето не расстанутся со своими воспитанниками педагоги Центра воспитания и дополнительного образования. С начала июня по конец августа они готовы предложить детворе тематические игровые программы, викторины, спортивные и интеллектуальные состязания, просмотр мультфильмов, творческие мастерские, участие в акциях, работе кружков, секций, клубов по интересам в рамках лагеря "Альтернатива".



в инновациях - будущее

Педагоги ищут

Педагоги ищут новые пути и формы работы с детьми, а власть ищет возможность инициативных новаторов поддержать и поощрить. Муниципальный конкурс инновационных проектов (программ) на получение грантов в системе образования Шурышкарского района в 2013 году" открыл новые интересные задумки педагогов.
Нина Александровна Горнова, директор Питлярской средней школы "Образовательный центр". В её руках -Свидетельство о внесении образовательного учреждения в национальный реестр "Ведущие образовательные учреждения России", единого информационного ресурса по учреждениям и организациям образования, деятельность которых вносит позитивный вклад в социально-экономическое развитие сферы образования своего региона


Участниками конкурса стали пять проектов:
- МБОУ "Мужевская СОШ им. Н.В. Архангельского" на тему "Разработка пособия для подготовки к Единому государственному экзамену по русскому языку для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений и их родителей";
- МБОУ "Овгортская ОШИС(п)ОО на тему "Интернат семейного типа -современный образовательный центр возрождения традиционной культуры и народных промыслов коренных малочисленных народов Севера "Сынский сувенир";
- МБОУ "Питлярская СОШ "Образовательный центр" на тему "Агро-технологический профиль с экологическим компонентом";
- МБДОУ "Детский сад "Ёлочка" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей" на тему "Разработка стратегии
психологической и педагогической помощи детям, имеющим предпосылки одаренности на основе результатов психологической и педагогической диагностики с учетом образовательно-воспитательной среды ДОУ";
- МБДОУ Детский сад Буратино"на тему "Гендерный аспект в социализации детей младшего дошкольного возраста посредством игры".
Конкурсная комиссия особенно отметила актуальность тем, заявленных на конкурс проектов. Поставленные баллы позволили составить итоговый рейтинг проектов-участников. Победителями согласно положению о конкурсе стали лидеры рейтинга по двум направлениям "общеобразовательные учреждения" и "дошкольные образовательные учреждения".
Наибольшее количество баллов среди общеобразовательных учреждений набрал проект МБОУ "Питлярская СОШ "Образовательный центр". Члены конкурсной комиссии высоко оценили уникальность и актуальность проекта, особенно отметив степень новизны и его детальную проработанность. Питлярские педагоги предлагают через агротех-нологический профиль с экологическим компонентом подойти к социализации личности школьника. Благодаря практической подготовке ученики смогут изучить технологический процесс по выращиванию сельскохозяйственных культур. Практические навыки они могут активно применять, работая на земельных участках дома. А кто-то откроет перед собой путь в профессию, связанную с сельским хозяйством.
Среди проектов дошкольных образовательных учреждений лучшим признан проект МБДОУ "Детский сад "Ёлочка" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей". Этот проект, по мнению экспертов, отличает качество научно-методического обеспечения, универсальность его реализации и технологичность. Получив право самостоятельно определять содержание и форму воспитательной работы, педколлектив детского сада выбрал для себя развитие наиболее качественно и эффективно отслеживать развитие внутреннего потенциала своих воспитанников, воспитатели в рамках осуществления проекта должны овладеть специально разработанными методиками, достаточно информативными и сравнительно не сложными в применении, которые будут стимулировать раскрытие одаренности в дошкольном детстве.
Каждое учреждение-победитель получит грантовую выплату в размере 60 тысяч рублей, которые будут использованы для реализации заявленных проектов.

Фото Татьяны Паршуковой.



после баллов

На финишной прямой
Специалистам ещё предстоит сделать детальный анализ нынешней итоговой аттестации, а пока предварительные результаты кратко

Экзаменационный марафон подошёл к концу. Его результаты одних порадовали, других огорчили, для третьих стали полной неожиданностью. Как бы то ни было, оценки встали на свои места в аттестатах.
В восьми пунктах проведения экзаменов за соблюдением порядка проведения ЕГЭ и Г(И)А-9 следили одиннадцать общественных наблюдателей и восемь уполномоченных Государственной экзаменационной комиссии. Все экзамены прошли в штатном режиме.

Девятые классы

В новой форме девятиклассники сдавали два основных предмета (русский и математику), а также три по выбору: биологию, физику и обществознание.
Лучше других с математикой справились питлярцы, их средняя оценка -4,7. Меньше всего положительных оценок в Шурышкарах и Азовы, средняя оценка здесь - тройка. Общий балл по району - 3,5.
Качественные знания по русскому языку уверенно показали горковчане, заработав средний балл 4,3. Лопхари-нским девятиклассникам многое по русскому ещё надо подтянуть, их средний балл не дотянул и до тройки. В среднем девятиклассники района знают этот предмет также как и математику, на 3,5 балла.
Биология легко "покорилась" питлярским школьникам: средняя оценка их знаний - "хорошо". Средний балл по району (сдавали в пяти школах) - 3,3. Физику сдали в среднем на 4 (результаты трёх школ), лучший результат - снова в Горках. И наконец, обществозна-ние. Сдавали лопхаринцы, овгортчане, горковчане и восяховцы. Впереди по баллам - Лопхари. В среднем же оценка - не выше 3,6.

Одиннадцатые, двенадцатые классы

ЕГЭ по русскому и математике сдавали 105 учащихся 11-х и 12-х классов. Наивысший балл по русскому языку в районе набрал Андрей Чебан - 92 (Гор-ковская СОШ). Не справились с заданиями 4 ученика, два из них из УКП.
Успеваемость ЕГЭ по математике ниже, чем по русскому, здесь больше тех, кто к заветному минимуму баллов так и не подобрался, таких по математике 14, большинство в Мужах. В Мужах же и лучшая работа этого года по предмету - Константина Рочева, у него 92 балла.
По истории ЕГЭ сдавали 15 учащихся из трёх школ района, общая успеваемость 73%. Лучший результат (71 балл) у Татьяны Кауфман из Горок.
22 ученика из шести школ района сдавали биологию. Трое не справились с экзаменом. У Галины Анагуричи из Овгорта - максимальный балл, 70.
Общая успеваемость по физике в районе составила 86%. 79 баллов - лучший результат, он у Андрея Чебана.
А вот ЕГЭ по информатике обошёлся без "двоек". Здесь лучшим снова стал выпускник Мужевской школы Константин Рочев со своими 84 баллами.
По английскому языку у единственного сдающего в районе конкуренции не было, у него 44 балла.
Что касается апелляций, то о нарушении процедуры проведения Г(И)А-9 и ЕГЭ таковых не поступило ни одной. В девятых классах из пяти апелляций о несогласии с выставленными баллами (отметкой) три не удовлетворены, по одной "четвёрка" по алгебре исправлена на "пятерку", по другой (при оценке "5") увеличен объём правильно выполненного задания уровня С на 8%.

Татьяна Паршукова,
методист аналитико-методического центра качества образования.



новое - хорошо забытое старое

Форменное многообразие

Кто-то, недолго думая, уже ищет подходящий по цене вариант, кто-то пытается найти что-то соответствующее новому дресс-коду в шкафу сына или дочери, а кто-то недоумевает, куда теперь девать пуловеры и блузочки, из которых чадо ещё не выросло, но в школу в них уже и нельзя™
Новый "Закон об образовании" вступает в силу с нового учебного года. Это значит, что к 1 сентября в уставах всех общеобразовательных учреждений будут внесены изменения, касающиеся обязательности требований к школьной одежде обучающихся. А Устав образовательного учреждения - обязательный для исполнения порядок. В большинстве школ уже приняты положения, в которых подробно прописано кто, в каких случаях и какую форму одежды должен соблюдать. В одних учреждениях требования прописаны детально, для различных возрастных групп, в других определён лишь стиль одежды.
Такие требования к одежде в школах взяты не с потолка. К ним пришли после анкетирования учеников и родителей, обсуждения на классных и общешкольных родительских собраниях, заседаниях управляющих советов.
Открытым остаётся вопрос приобретения одежды, соответствующей установленным требованиям, для детей из малообеспеченных и многодетных семей. Таких в районе ни много ни мало в каждой категории более пятисот человек. Ориентировочная стоимость комплекта формы, это подсчитали в школах, от 3500 до 5000 рублей. Каждая ли семья сможет позволить себе такую покупку?

Есть мнение
Екатерина, мама двух школьников:
- Не имею ничего против школьной формы. Интересно, а тех, кто не по форме будет одет, в школу пускать не будут?

Елена Юрьевна, учитель:
- Думаю, что введение школьной формы для учащихся необходимо. В чем приходят ученики в школу? И топики, едва прикрывающие живот, и джинсы на бедрах, и спортивные штаны, словно не учиться пришли, а на дискотеку.

Наталья, мама первоклассницы:
- Я за форму. Только хотелось бы, чтобы она была изготовлена из качественных тканей, а не из полиэстера или акрила, чтобы ребёнку в ней было уютно.

Анастасия, старшеклассница:
- Пусть школьная форма будет, только не совсем строгих цветов и фасонов, мы же ещё не офисные служащие...


Спорить о том, нужна ли школьная форма уже не приходится. Для сомневающихся остаётся находить в нововведении свои плюсы. Например, если к определению требований подойти более гибко - допустить различные цвета и фасоны школьной формы, утвердить свободные аксессуары, тогда школьники не будут выглядеть столь однообразно, чего многие опасаются. С другой стороны, надевая обычный классический костюм, ребёнок понимает, что в обществе следует выглядеть аккуратно и опрятно.

Образовательное учреждение - форма одежды

МБОУ "Азовская СОШ "ОВЦ"" - комплект тройка (жилет, пиджак, брюки или юбка)
МКОУ "Восяховская СОШ" - деловой стиль
МБОУ "Горковская СОШ" - деловой стиль
МКОУ "Горковская С(К)ОШИ” - комплект формы для девочек: пиджак, юбка, брюки, блузка, сарафан; для мальчиков: костюм (брюки, пиджак, рубашка, жилет).
МБОУ "Лопхаринская СОШ" - деловой стиль одежды
МБОУ "Мужевская СОШ им. Н.ВАрхангельского" - комплект формы для девочек: пиджак, юбка, брюки, блузка, сарафан; для мальчиков: костюм (брюки, пиджак, рубашка, жилет). Цвет темно-синий
МБОУ "Овгортская ОШИС(П)ОО” - деловой стиль (может быть из различных тканей, цветовой гаммы, но не пестрой, не вызывающей)
МБОУ "Питлярская СОШ "ОЦ" -1-4 классы: деловой стиль черного и бордового цвета; 5-11 классы: деловой стиль черного и серого цвета
МБОУ "Шурышкарская СОШ" - мальчики: черный костюм, галстук красно-синий в клеточку, рубашка повседневная синяя, парадная белая; девочки: основной цвет синий, вставки красно-синий в клеточку, блузка белая


Татьяна Захаревская.



экологическое воспитание

А вокруг -красота!

Педагогические коллективы муниципальных дошкольных образовательных учреждений приняли участие в акции "Сделаем участок детского сада красивым" в рамках основных мероприятий по проведению Года охраны окружающей среды в муниципальном образовании Шурышкарский район в 2013 году.
В рамках акции педагогами детских садов были проведены следующие педагогические мероприятия с детьми дошкольного возраста "Участок нашего детского сада", "Тайны нашего участка", "О чем расскажет участок нашего детского сада", "Украсим участок нашего детского сада", "Что можно вырастить на огороде детского сада", "Накормим птиц" и др.
При помощи родителей были облагорожены и украшены площадки дошкольных образовательных учреждений для того, чтобы пребывание на участке всегда радовало детей, побуждало к игре, влекло к разнообразной деятельности, оздоровляло их физически.
На территориях детских садов расположены клумбы различных форм и размеров с большим разнообразием однолетних и многолетних цветов. Для красоты и оригинальности сюжетных композиций повсюду располагаются сказочные герои: персонажи сказок, фигурки птиц и животных, сделанные из различных подручных материалов (фанера, покрышки от автомобильных колес, пластмассовые емкости и др.). На участках расположены атрибуты спортивно-оздоровительной направленности: игровые комплексы с горкой, шведские стенки, кольцебросы. Для игровой деятельности малые постройки (паровозики, катера, домики). Большинство интересного оборудования и украшений делается своими руками. Во время этого творческого процесса рождаются новые дизайнерские находки, проявляются изобретательские способности педагогов и родителей, а главное - у детского сада появляется своя "изюминка", которая его выделяет и отличает от многих других.
Именно на участке дети ближе знакомятся с природой и познают связь живой природы и человека. А это так важно для маленького человека.

Людмила Балина,
начальник аналитико-методического центра качества образования.


Дети против лесных пожаров

Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя! Е. Евтушенко

Проблема пожаров на природных территориях нашей страны становится с каждым годом всё более острой, а ущерб, наносимый этими пожарами природе и людям, всё менее терпимым. К сожалению, надежды на улучшение ситуации в ближайшие годы нет. Единой системы борьбы с пожарами на природных территориях в нашей стране не существует.
Главная роль в системе охраны природных территорий нашей страны от пожаров должна принадлежать вовсе не МЧС и органам государственной пожарной охраны, а образовательным учреждениям, прежде всего школам. Главным источником лесных пожаров, и практически единственным источником торфяных пожаров и палов сухой травы, является человек. Образовательные учреждения, особенно детские, должны всеми возможными способами доносить до умов школьников две очень простые, но необходимые идеи:
- Это наша страна, и каждый из нас несёт персональную ответственность за её состояние, в том числе за сохранение природных территорий от огня;
- Поджоги сухой травы, лесов и торфяников крайне вредны и опасны, поджигатель несёт ответственность за возможную гибель людей, уничтожение построек и природы.
С приходом долгожданных тёплых дней увеличивается число палов прошлогодней травы, и, как следствие, возгорание в лесных массивах. Сжигая сухую траву и накопившийся за зиму мусор, люди не задумываются, какой вред при этом может быть нанесён окружающей природе, что огонь с полыхающей сухой травы может перекинуться на прилегающий лес и постройки.
Весенние палы сухой травы легко превращаются в рукотворное стихийное бедствие. Травяные пожары наносят существенный ущерб биологическому разнообразию многих типов травяных экосистем. При сильном травяном пожаре гибнут практически все животные, живущие в сухой траве или на поверхности почвы - кто-то сгорает, кто-то задыхается в дыму; на пожарищах очень часто находятся сгоревшие птичьи гнезда со следами яиц, обгоревшие улитки, грызуны, мелкие млекопитающие. Многие виды растений также с трудом переживают травяные пожары - особенно те, чьи почки находятся на самой поверхности почвы или чьи семена наиболее чувствительны к нагреванию. Травяные пожары, особенно если они повторяются ежегодно, приводят к значительному обеднению природных экосистем, потере биологического разнообразия. Приведенных выше аргументов вполне достаточно для того, чтобы отказаться от практики преднамеренного выжигания сухой травы повсеместно, и добиваться максимально возможного сокращения травяных палов, происходящих вследствие неосторожного обращения с огнем или злого умысла.
В мае месяце учащиеся МБОУ "Горковская СОШ" приняли участие во ВСЕРОССИЙСКОЙ АКЦИИ "ЖИВИ, ЗЕМЛЯ!", организованной Президиумом Малой академии наук "Интеллект будущего". Инициатором стала учитель географии С.В.Макеева.
Учащиеся 9а класса: Некрасова Анастасия, Новикова Анастасия, Гаврилич Инна, Саенко Владилена провели среди учащихся младших классов просветительскую работу на тему: "Пожары в природе - бедствие в народе". Активными участниками акции стали учащиеся 2 класса (классный руководитель Г.В.Айдакова), они активно принимали участие в дискуссии, отвечали на вопросы, составили памятку, как правильно вести себя в природе. Учащиеся 5 класса (классный руководитель О.Ю.Козлова) прослушали лекцию о вреде сжигания сухой травы для природы.
Мы думаем, что информированность -главное условие борьбы с пожарами, которые можно своевременно предотвратить, проводя такие мероприятия.

С.В.Макеева,
учитель географии МБОУ "Горковская СОШ".

22 июня 2013 года № 25

Северная панорама