PRO-образование

большой педсовет

Горизонты образования
Традиционно большое и важное событие в педагогических кругах нашего района - августовская конференции учителей. Разговор состоялся серьёзный: успехи и неудачи, итоги и перспективы развития муниципальной системы образования. Обсудить это собрались педагоги со всех уголков района.

Северная панорама Выставка достижений школьного хозяйства
Удивляются сами и удивляют других. Выставка "Основные направления деятельности образовательных учреждений Шурышкарского района" как в зеркале отразила то, чем живут наши сады и школы. Здесь можно было увидеть всё: творческие работы детей и педагогов, новинки учебно-методической литературы, отчёты о самых ярких направлениях деятельности. И даже свежие овощи и дикоросы! Презентация успехов проекта "Школьное подворье" оказалась в центре всеобщего внимания. В рамках этого агропроекта, который третий год действует на базе Горковской коррекционной школы-интерната, работают программы "Рыбалка",
"Сбор дикоросов", "Ягодно-овощной отдел". Успехи весомы: в прошлом учебном году старшеклассники выловили около 200 кг рыбы, собрали столько же ягод. Уже сегодня они десятками считают банки с засоленными огурцами и помидорами из собственных теплиц, ожидают приличный урожай картофеля.
Все эти достижения в натуральном виде и были представлены на выставке.
Северная панорама - В течение года наши учащиеся употребляют собранные ягоды в пищу в виде морсов, киселя, всевозможной выпечки, рыбу в виде ухи, пирогов, строганины, колодки и др. национальных блюд, - не без гордости рассказывает директор школы-интерната Светлана Замятина. -У детей круглый год на столе витамины, экологически чистые овощи и рыба. Дети видят результат своего труда на школьных полдниках и семейных праздниках, это очень важно.
В новом учебном году в рамках проекта "Школьное подворье" появится новый учебный предмет "Сельскохозяйственный труд", на котором подростки будут изучать теорию труда, а в часы дополнительного образования войдет практика. Опыт по развитию агропрофиля в этом году продолжат ещё две школы: Питлярская, Овгортская.
Но на этом сюрпризы горковчан не закончились. Их новое приобретение - R.Bot 100 - очаровал окружающих своим "искусственным интеллектом". Его главная функция -обеспечение трансляции видео и звука к оператору (телеприсутствие) и воспроизведение как голоса оператора, так и изображения с вебкамеры. Поскольку оператор может подключаться к роботу как через Интернет, так и локально через беспроводную сеть, то горковские педагоги планируют использовать умного помощника для организации дистанционных форм обучения, например, в случае болезни, смогут удаленно посещать занятия и быть полностью вовлеченным в учебный процесс. Робот может также выполнять функцию программируемого интерактивного логопедического тренажёра, который поможет детям, имеющим речевые трудности, в увлекательной форме оттачивать звукопроизношение, словообразование и т.д. Помимо возможности дистанционного обучения, робот способствует социальной адаптации детей, испытывающих затруднения в общении. На выставке новый член горковского педколлектива приветствовал гостей и отвечал на их вопросы.
Новыми гаджетами удивляли и "дошкольники". Анна Шумская рассказала, как воспитанники "Оленёнка" вместе с воспитателями осваивают цифровой телескоп и интерактивный стол, который в понедельник может быть электронным пианино, в среду полем для компьютерного футбола, а в пятницу показывать мультфильмы.

Северная панорама

“Бесценные” кадры
Конференция началась с чествования педагогов. Со сцены звучали имена учителей - обладателей грантов (в этом году это Эмилия Хозяинова и Ирина Зиновьева), победителей конкурсов (сертификат на сумму 60000 рублей получили руководители образовательных учреждений Нина Горнова и Марина Махова за победу в муниципальном конкурсе инновационных проектов), педагогов, чей вклад в развитие районного образования трудно переоценить (Почётные грамоты и Благодарности управления образования вручены двадцати пяти педагогам). Приветствовали каждого педагога-ветерана поимённо. Трогательным оказалось наставление от Нины Тимофеевны Андросовой, накануне она отметила 75-летний юбилей и полвека педагогической деятельности, а на конференции из рук главы района Андрея Головина получила Почётную грамоту. И здесь же на конференции звучали новые имена - имена, тех, кто только вчера получил заветный диплом и уже сегодня делает первый шаг в учебный класс. Нынче в район прибыли девять молодых специалистов, четверо из которых - выпускники наших же школ. Среди них учитель начальных классов, иностранного языка, физической культуры, педагоги-организаторы, воспитатель ДОУ. Памятные подарки им вручила председатель Шурышкарской районной организации Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации Людмила Балина.

Закон новых возможностей
Марина Кравец, первый заместитель директора департамента образования ЯНАО, гость конференции, рассказавшая в ходе пленарного совещания о том, что ждёт региональную систему образования в будущем, резюмировала: - Проблемы в образовании есть. Если их нет, значит, нет работы. И как раз новый закон об образовании способен отразить все сферы деятельности, указать пути их решения.

Северная панорама
Эту мысль продолжила в своём выступлении начальник управления образования Марина Заваруе-ва, назвав новый главный документ законом новых возможностей.
- Для решения поставленных задач необходима модернизация, прежде всего, самой системы образования, - подчеркнула руководитель, - однако, даже при наличии совершенного законодательства и самого современного оборудования, в системе общего образования по-прежнему ключевой фигурой развития является учитель. От его квалификации, отношения к своему делу зависит успешность учеников.
Продолжить обсуждение поднятых тем учителя, воспитатели, управленцы смогли в рамках рабочих групп.
В новом законе "Об образовании" дошкольное образование закрепляется как один из уровней образования. Однако, в нашем районе доступное дошкольное образование является таковым не для всех жителей. Отсюда - очереди в ДОУ, в них по последним данным 223 ребёнка. Для того чтобы преломить ситуацию, в систему дошкольного образования вовлечены и школы. Родители получают возможность выбора типа образовательного учреждения и режима его работы. Апробируются новые формы организации дошкольного образования и подготовки ребенка к школе: кочевые группы, группы неполного дня, группы предшкольной подготовки. Ольга Конева, участница секции воспитателей дошкольного образования, уже имеет опыт работы в ГПП: - Решенная таким образом подготовка, на наш взгляд, помогает ребенку легко и свободно "войти" в первый класс, сформировать из него содержательный образ школьника, подготовить его к новому типу отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой, т.е. учебному сотрудничеству.
Итоги этого учебного года в части качества образования особенно не порадовали. Если общая успеваемость обучающихся 2-11 классов осталась на уровне прошлого года и составила 99%, то количество хорошистов и отличников и вовсе сократилось. По результатам сдачи Г(ИА)-9 и единого госэкзамена -снижение по всем показателям. Учителя констатируют: снижение результатов говорит о недостаточной индивидуальной работе с отстающими учащимися, резервом хорошистов и отличников. Недостаточна работа администрации с руководителями методических объединений педагогов по работе с детьми с низкой мотивацией к обучению.

Северная панорама
Закон ратует за полную информационную открытость всей деятельности учреждений образования. Руководители понимают, что необходимо актяе перестраивать свою работу с общественностью, видеть в общественниках союзников. Нина Горнова, директор Питлярской школы, делится опытом с коллегами на секции руководителей: - Для того чтобы в школе учебновоспитательный процесс проходил интересно, чтобы родители могли повлиять на то, как и чему учат их детей, мы и создали Управляющий совет, в рамках которого мы можем принять решения о более благоприятном режиме обучения и воспитания детей, о выборе наиболее актуального для учеников профиля обучения; можем влиять на распределение школьных денег и на перспективы развития нашего "Образовательного центра".
Обсудив эти и другие актуальные вопросы образования, в том числе вопросы профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, роли учителя в реализации ФЗ "Об образовании", значения сельской школы, как культурнонравственного центра, педагоги разработали проект резолюции конференции. Именно этот документ станет главным ориентиром развития отрасли в новом учебном году.
Августовское совещание закончено. Новый учебный год начался. Каким он будет - покажет время.
Выступления участников конференции доступны на сайте управления образования http://www.obrmuji.wslab.ru/

Татьяна Захаревская.
Фото Сергея Панащенко.


МАЛАЯ РОДИНА

Шурышкарский район -
территория моей мечты

Вашему вниманию, уважаемые читатели, предлагается эссе победительницы муниципального конкурса творческих работ школьников "Шурышкарский район - территория моей мечты". Таисия Накова, теперь уже выпускница Питлярской СОШ "Образовательный центр", давно увлечённая краеведением, стала ещё на шаг ближе к своей цели. Теперь она студентка Югорского госуниверситета по специальности "менеджер по туризму".

Северная панорама
Здесь жили мои деды и прадеды, здесь живут мои родители, здесь родилась и живу я. Для меня всё вокруг родное, неповторимое. Куда только я уже ни путешествовала! Побывала в старинном болгарском городе Пловдиве, купалась в Азовском море, ходила по старым улочкам сибирской столицы Тюмень, но нигде так не дышится легко и беспечно, не живётся свободно и радостно, как в родном посёлке Питляр.
В нашем селе проживает много национальностей, но мне хотелось бы привлечь внимание к населению, сохранившему традиционный образ жизни, культуру, ведение хозяйства: разведение оленей, рыбалка, охота, сбор ягод, грибов. Это жизнь народа ханты. Природа здесь не тронута добычей газа и нефти, воздух напоён свежестью, шумят вековые деревья в лесу, звенят речные перекаты, темнеют по берегам каменные завалы.
Помня об этом, в скором будущем я хочу устроить в окрестностях родного поселка, в деревеньке Пароват, туристическую зону, заняться эко-и этнотуризмом, создать общину. Рост туристических баз, создание общин позволяет сохранить и возродить культуру народа ханты, его архитектурные традиции и традиционные ремесла. Образцами этнографической привлекательности могут служить язык, религия народа ханты, музыка, традиции, яркий фольклор, история, ремёсла и быт. Туризм нужен для развития поселка, так как поселок небольшой, есть проблема безработицы, падения культуры, низкой рождаемости. Боюсь, что в скором времени, жизнь в нём заглохнет, и он исчезнет, как тысячи исчезнувших деревень по всей России. А мне этого совсем не хочется...
Моя большая мечта - сохранить поселок, тот уклад жизни, который ещё жив, можно что-то развить, вернуть утраченное, сохранить население, статус поселка, чтоб его не забыли, т.е. сделать так, чтобы он процветал, был перспективным. Эту мечту я начала постепенно превращать в цель. Я собираюсь стать специалистом по туризму. Благодаря туризму местные жители будут вовлечены в туристический бизнес, у них появится альтернативный, устойчивый источник доходов, повысится уровень жизни, образования. Туризм будет содействовать охране природы и сохранению местной культуры.
Функциями этнотуризма являются: собирательская, хранительская, исследовательская, образовательная, экономическая и, конечно же, функция формирования ценностей. Я начну с того, что обойду всех старожилов посёлка, проведу опрос. Возможно, кто-то до сих пор помнит старинные песни обрядовые, которые можно будет использовать при проведении каких-либо мероприятий. Попробую воссоздать древние жилища народа ханты, в котором будут храниться предметы бытового назначения. Возможно, эти же предметы будут создаваться по старым технологиям. Здесь уже можно задуматься о проведении мастер-классов. У моей бабушки долгое время хранится одна вещь, которая досталась ей от её мамы: косы, сплетённые из шерстяных ниток, украшенные старинными медными кольцами, цепочками и бляхами. Каким образом она сплетена? Какую роль она играет в судьбе женщины-ханты? Я думаю, это интересно знать людям, которые впервые сталкиваются с культурой другого народа.
Этнографический туризм позволяет любознательному человеку узнать и прочувствовать опыт культуры народа ханты, понять реалии современного состояния народа в соотношении с его историей, получить опыт гармоничного сосуществования с природой, экологические знания. Также можно познакомиться с природой, местными обычаями и культурой, приобрести сувенирную продукцию: сплетённые из бисера украшения, вырезанные из дерева поделки, меховую обувь (в поселке много мастериц), попробовать национальную кухню, посетить стойбища и музеи под открытым небом, сходить на охоту, вдохнуть аромат лесных ягод и ощутить их тяжесть на ладони, поймать на блесну тяжеловесную нельму. Познакомиться с этнографическими праздниками и вволю повеселиться.
Особую тревогу вызывает у меня транспортная схема. Летом по реке, зимой по зимнику или на вертолёте. Но, думаю, гости, которым нравится экстремальный туризм, будут только рады этой проблеме!

Фото из архива МБОУ “Питлярская СОШ “Образовательный центр””.
14 сентября 2013 года № 37

Северная панорама