PRO-образование
PRO-образование

Реализация проектов в системе образования

Северная панорамаВ минувший понедельник, 28 октября, в здании ЦДиНТ прошли публичные слушания по теме "Реализация инновационных проектов в образовательных учреждениях Шурышкарского района". Руководители четырёх ОУ рассказали собравшимся о том, как повлияли инновационные проекты на общую картину деятельности их учреждений, на что были потрачены средства от полученных грантов, поделились планами и перспективами на следующий год.
Как отметила начальник управления образования Марина Заваруева в самом начале собрания, с публичными докладами руководители ОУ выступают впервые, в дальнейшем эта практика станет регулярной.
- Мы собрались сегодня, чтобы выстроить с вами диалог, - обратилась она к собравшимся, - чтобы услышать от вас вопросы и предложения в адрес управления или выступающих.

Проект первый -"Кадеты"
Первой презентацию проекта - проекта "Кадеты" -представила директор Му-жевской средней общеобразовательной школы им.Н.В.Архангельского Елена Костылева. Кадетский класс оборонно-спортивной направленности существует в Мужевской школе с 1 сентября 2012 года. Первоначально планировалось создать два кадетских класса, один - эстети-ческо-художественной направленности, второй - оборонно-спортивной, но в итоге последний оказался наиболее востребованным среди учащихся и родителей. Сформирован класс на добровольной основе, ребята принимались на основании заявлений от родителей. Главные цели создания кадетского класса - нравственное и патриотическое воспитание, подготовка к государственной и военной службе, профориентация и служение Отечеству. Первый год ребята являлись воспитанниками кадетского класса, с 6 по 8 классы они будут носить гордое название "кадет" и с 9 по 11 классы будут считаться выпускниками. Надо отметить, что в прошлом учебном году все воспитанники успешно были переведены на следующую ступень, и этот год для них ознаменован новой ступенью. Елена Костылева объявила, что в ближайшее время для ребят будет организовано "Посвящение в кадеты".
Чем же отличаются учащиеся этого проектного класса от остальных учеников? Во-первых, внешним видом. Каждый вошедший в школу с первого взгляда выделит кадета от других школьников. Полюбоваться шестиклассниками в черно-бело-красной форме представилась возможность и пришедшим на слушания.
Второе, что отличает кадетов от других учащихся, это нагрузка, точнее время, проведённое в стенах школы. В первой половине дня кадеты обучаются по основным предметам, а во второй - посещают дополнительные занятия, такие, как: строевая подготовка, этика, правила этикета, изобразительная деятельность. Потому для этого класса организовано в школе двухразовое полноценное питание. Куратором кадетов является воспитатель-наставник Александр Лямин, помогают ему следить за дисциплиной и успеваемостью в классе сами ребята. Ученическое самоуправление представляют в классе заместитель командира и командиры взводов. Как отметила докладчик, в идеале у кадетов должен быть ещё классный руководитель, который бы находился рядом с детьми в первую половину дня, но пока в штатном расписании учреждения не предусмотрена такая единица.
Присутствующие родители учащихся-кадетов включились в разговор и ответили на вопросы заинтересовавшихся проектом слушателей. Они отметили, что их дети стали более дисциплинированными и организованными, но длительное пребывание в школе сказывается на их состоянии не лучшим образом: ребята устают, на домашнюю самоподготовку у них порой не хватает сил ни физических, ни моральных. Но, как заметила директор школы: "Тяжело в учении - легко в бою".

Проект второй -"Малокомплектная сельская школа-детский сад"
Второй докладчик - директор Питлярского образовательного центра Нина Горнова - представила сразу два проекта. Она рассказала о модели "школа-детский сад" и о школьном музее как средстве социализации личности.

Северная панорама

Тандем школы и детсада в маленьком селе имеет множество плюсов. Во-первых, это позволяет иметь единую систему образования, во-вторых, даёт оптимизацию кадров и помещений, но, главное, как отметила Нина Александровна, совместная деятельность педагогов решает проблемы преемственности. Это подтверждает проведённый анализ адаптации первоклассников.
Но прежде чем прийти к такой модели, руководству учреждения пришлось проделать колоссальную работу по изменению нормативно-правовой базы и получений разрешений от органов санэпидемнадзора и пожнадзора.
Большую роль в совместном образовании и воспитании детей играет в Питляре пришкольный музей финно-угорской культуры. То, что это не просто кладовая исторических и этнических ценностей, а целый проект, который был удостоен гранта, "СП" уже писала в одном из приложений "Рго-образование". На слушаниях Нина Горнова рассказала, что на гранты (а их было несколько за последние три года - и от района, и от округа) учреждение закупило мини-лаборатории, мобильный класс, театральные костюмы, микроскопы, уличную игровую площадку, цифровые фотоаппараты и другое современное оборудование. Кроме того, на эти же средства школой была приобретена теплица, и теперь здесь развивается агротехнологическое направление. Уже в этом году со школьного огорода было получено полтонны картофеля, а тепличный урожай составил 100 килограммов огурцов. В перспективе учреждение планирует закупить ещё оборудование для занятий ландшафтным дизайном, а в рамках программы "Я - краевед" педагоги с учащимися собираются организовать экспедицию в стойбище оленеводов.

Проект третий -"Социализация личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья через практикоориентационную деятельность"
Социализации учащихся был посвящен и доклад заместителя директора по УЧ Горковской корреционной школы Альбины Слоновой. Для учреждения, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, этот аспект является одним из важнейших всей деятельности.
- Выпускников нашей школы не очень охотно принимают в заведения начального профессионального образования, - начала свой доклад Альбина Викторовна. - Единственную специальность, которую могут получить наши дети, это штукатур-маляр, ну и ещё швея. Чтобы дать путевку в жизнь учащимся,
80 процентов которых составляют представители из числа коренных малочисленных народов Севера, мы ввели в программу такие предметы как "Основы рыболовства" и "Основы растениеводства (ягодно-овощной отдел)". Учитель технологии Сергей Милютин приобщает мальчишек к истокам традиционного ремесла, обучая их вязанию и ремонту сетей и выезжая с ними на промысел. Так, в прошлом учебном году ребята под руководством наставника выловили 323 килограмма чёрной рыбы.
А о результатах растениеводческой деятельности учащихся коррекционной школы мы также уже неоднократно писали. С выставками "Школьное подворье" это учреждение "гремело" и на августовской конференции педагогов, и на Обской сельскохозяйственной ярмарке.
На полученный грант школа приобрела теплицы, снегоход, лодку-бударку и колёса для трактора. Всё это, безусловно, необходимо для реализации выбранного школой проекта.
Подводя итоги, Альбина Слонова отметила, что данная деятельность не только решает проблемы социализации учащихся и помогает им в выборе профессии, но и готовит кадры для рынка труда нашего района.

Проект четвёртый -"Здоровьесберегающие технологии"
За проект "Здоровый ребёнок" детский сад "Оленёнок" также получал грант, правда, только от муниципалитета - в размере 50 тысяч рублей. Было это в 2012 году. На эти средства дошкольное учреждение смогло закупить специальные дорожки для занятий, направленных на закаливание и профилактику плоскостопия.
Здоровьесберегающая составляющая всегда была основной в деятельности детского сада. И ещё до победы в муниципальном конкурсе педагоги и главным образом медицинская сестра уделяли большое внимание сохранению и укреплению здоровья детей. Фитотерапия, витаминизация, обливание, босохождение, физминутки на свежем отдыхе - всё это и многое другое практикуется в "Оленёнке" давно. В последние годы появилось ещё одно направление - арттерапия. И дети, и педагоги занимаются хореографией и театральной деятельностью Создание проекта "Здоровьесберегающие технологии" позволило учреждению не только заработать деньги, но и открыло дорогу для покорения новых вершин.
- Большие надежды мы возлагаем на новое просторное здание, - сказала директор ДОУ Анна Шумская. -Там у нас будет и большой спортивный зал, и комната для фитобара, и уличный игровой комплекс. Вот тогда мы сможем доработать наш проект и заявиться уже на окружной конкурс. Дорога для нас теперь открыта.

Все эти и другие проекты образовательных учреждений хоть и носят в последнее время названия "инновационные", в основе своей, безусловно, имеют традиционный характер. Ведь ни кадетский класс, ни школьное подворье, ни закаливание и т.д. были созданы не здесь и сейчас -все эти направления имеют свои примеры в истории нашего района. Но не зря говорят: "Всё новое -это хорошо забытое старое", и не зря в наши дни традиции и инновации ходят бок о бок. Главное теперь, чтобы эти так называемые инновации не ушли в забытье, а получили бы доброе и плодотворное продолжение во благо наших детей.

Тамара Куляева.
Фото предоставлены Мужевской СОШ, Горковской КШИ.

PRO-образование

Из Кубани на Ямал
Учитель математики Надежда Попкова не жалеет,
что год назад уехала на Крайний Север

Северная панорамаПреподаватель математики Надежда Попкова приехала в Горки из далёкого Краснодарского края год назад по собственному желанию.
- В 2012 году я окончила Кубанский университет и решила найти работу, -рассказывает Надежда Павловна. - Но на юге учителям очень мало платят, тем более, молодым педагогам. В конце концов, я поняла, что на юге ничего не добьёшься, и решила поехать на Север. На мою анкету, которую я выставила в Интернете, ответил Михаил Зиновьев, директор Горковской средней школы, предложил работу и хорошие начальные условия. Здесь меня хорошо встретили, предоставили жильё и оплачивают коммунальные услуги. В Горковской средней школе очень отзывчивый коллектив, во всём помогают. Мне сразу дали наставника - Веру Витальевну Харитонову, которая помогала мне как молодому специалисту. Благодаря этому я накопила базовый опыт, и в этом году мне намного легче работать.
В Горковской средней школе три учителя математики. В прошлом году Надежда Попкова вела математику в пятом, шестом, восьмом и девятом классах. В девятом классе, который был выпускной, как говорит Надежда Павловна, были по математики тройки, четвёрки, но были и пятёрки.
- В этом году мне дали пятые классы, чтобы я вела их до выпуска, - продолжает Надежда Павловна. - И сейчас я надеюсь, что останусь здесь надолго, доводя эти классы до выпускного экзамена. Несмотря на то, что некоторые воспринимают жизнь в деревне как очень скучную, тем не менее, у педагогов есть лето для отпуска. А зима загружена работой, ведь здесь очень активные дети. В каждом классе есть слабые и сильные ученики. Хорошие ученики радуют, активно участвуя во многих конкурсах, олимпиадах. То есть почва для работы здесь замечательная.
Надежда Попкова активно участвует в различных конкурсах. На районном конкурсе молодых педагогов в прошлом году Надежда заняла первое место в номинации "Видеоролик". Участвует девушка и в жизни школы, в различных мероприятиях: выступает на сцене, поёт вместе с другими учителями, как это было на День села. В будущем Надежда видит себя не только педагогом, но и воспитателем -классным руководителем. Ведь классное руководство - не только ступень в карьере учителя, но и рост как личности, как человека, ответственного за судьбы детей.

Николай Письменный.
Фото автора.

PRO-образование

Готовы ли выпускники к ЕГЭ?
Школьники ЯНАО оказались на двадцать шестом месте
по количеству баллов, набранных на тренажере ЕГЭ

Представители учебных заведений проводят исследование, пытаясь понять подготовленность выпускников школ к государственному экзамену. Специально для этого в сети появился тренажер ЕГЭ, который позволяет получить средние данные подготовленности учащихся в разных регионах страны.
Старшеклассники из ЯНАО оказались на 26 месте в Уральском регионе по количеству баллов, набранных на тренажере ЕГЭ. Их средний балл составляет 209,2. Чуть хуже результаты у жителей Курганской области (208,2) и ХМАО (207,7). Впереди всех оказались учащиеся Республики Марий Эл (265,0) и Республики Татарстан (245,0).
По словам создателей тестирования, проходит оно в соответствии с одним из выбранных направлений (инженерные науки; социальные и гуманитарные науки; естественные науки; математика и информатика; экономика и управление).
"Результаты в большей степени положительные, чем отрицательные. Большинство детей справляются с заданиями. Нет смысла говорить о том, что в 2014 году регионы покажут результаты ЕГЭ хуже, чем в этом", - заявляют эксперты.
Тех, кто покажет высокие результаты на тренажере ЕГЭ, ждет возможность стать участником уникального проекта "Тест-драйв в Уральском федеральном" и приехать на несколько дней в Екатеринбург, чтобы принять участие в тестировании студенческой жизни, посещая лекции, живя в студенческом общежитии и питаясь в столовой вместе с настоящими студентами.
На данный момент на сайте уже прошли тестирование 170 команд из разных регионов России и пяти других стран.

Пресс-служба Уральского федерального университета.

PRO-образование

В центре внимания -
досуг и здоровье школьников

По инициативе лидеров ученического самоуправления Овгортской школы на очередное собрание депутатов МО Овгортское был вынесен вопрос о правонарушениях, совершаемыми школьниками. Организация досуга в целях профилактики правонарушений, жесткая борьба с употреблением алкоголя, курение, нарушение комендантского часа - эти темы были в центре внимания участников "круглого стола". В нем приняли участие лидеры ученического самоуправления, депутаты МО Овгортское под председательством главы И.Г.Рочева, представитель администрации поселения Е.Г.Попов, а также участковый села В.В.Зайцев и председателем родительского комитета Д.Г.Батманова. Заседание состоялось 18 октября в здании администрации МО Овгортское.
- С каждым годом возрастает количество правонарушений среди школьников. Факты эти не скрываются, всегда подлежат оглашению. Этому свидетельствуют отчёты классных коллективов, статистические данные службы сопровождения, социологический опрос среди населения, наблюдение. Основными темами обсуждения становятся курение среди подростков, употребление алкоголя, драки, кражи. Необходимо бороться с этой проблемой, -подчеркнула перед началом заседания президент школьного самоуправления Юля Дьячкова.
Лидеры ученического самоуправления выступили с информацией "О правонарушениях среди наших школьников. "Подростки стоят на внутришкольном учете и даже на учёте в полиции", - взволнованы самоуправленцы.
После в работу включились и депутаты. Глава администрации МО Овгортское Иван Рочев подчеркнул, что борьба с правонарушителями ведётся.
- Нами создана комиссия, которая проводит различные рейды, с целью выявления правонарушителей. Основной упор делаем на пропаганду здорового образа жизни среди молодежи. Дает положительный эффект постоянный общественный контроль точек продажи алкоголя и мест, где постоянно собирается молодежь, - отметил глава.
В свою очередь самоуправленцы рассказали, что в школе часто проводятся различные акции, направленные на пропаганду здорового образа жизни, работают кружки и секции.
Депутаты, председатель родительского комитета отметили, что необходимо чаще проводить разъяснительные беседы с родителями. Они возмущены и тем, что сами родители не могут справиться со своими детьми.
Затронули участники заседания и вопросы ответственности торговых точек за продажу алкоголя подросткам, о возможностях общественного контроля как одной из самых эффективных и самых востребованных мер.
Лидеры отметили, что необходимо вести работу по организации досуга филиалу ЦКиС с.Овгорт. Организовывать различные кружки, мероприятия, акции для детей.
Разговор состоялся серьёзный. Каждый выразил своё мнение. Участковый села В.В.Зайцев предложил подавать списки курящих детей на территории школы для дальнейшего наказания, создать и размещать на стендах "Листки позора".
Хотелось бы выразить слова благодарности всем участникам "круглого стола" за неравнодушие и стремление помочь школе в воспитании подрастающего поколения.

Юлия Рохтымова.

PRO-образование

Мисс Осень-2013

Сегодня красота здесь правит бал.
Она, вступив во всём своём величии
На эту сцену, озарит весь зал
Чудесными улыбками девичьими.

Северная панорама Такими стихами в Центре воспитания и дополнительного образования открылся в один из октябрьских воскресных дней ежегодный конкурс "Мисс Осень-2013".
За звание победительницы решились побороться семь конкурсанток: Юля Назарова, Даша Катаева, Вика Фокина, Кристина Артеева, Таня Воронцова, Оля Терентьева и Таня Баррель.
Первый конкурс назывался "Здравствуйте, это я". Здесь девочки знакомили зрителей и жюри со своими увлечениями, успехами в школе, со своей семьёй. Красочные фото, оригинальные стихи и рассказы не оставили равнодушными никого.
В следующем конкурсе - "Наряд осени" - девочки должны были представить свой костюм. Венки из листьев, короны из фруктов, шали и паутинки, пышные юбки и длинные локоны -фантазии участник не было предела.
Если первые два конкурса были домашними заданиями, то третий -"Осенний экспромт" - стал для девочек сюрпризом. В течение пяти минут им нужно было изготовить аппликацию из цветной бумаги и дать название своей картине.
Всем хороша осень, особенно урожаем. В следующем конкурсе на суд жюри были представлены различные блюда: салаты, выпечка, запеченные яблоки и многое другое. Юные хозяюшки рассказали, как они готовили эти вкусности, какие ингредиенты использовали.
А завершился праздник небольшим концертом с участием конкурсанток. Девочки пели, читали стихи, танцевали. Умение держаться на сцене, побороть своё волнение, показать свой талант - всё это в полной мере удалось всем участницам. Тёплая атмосфера в зале и горячие аплодисменты болельщиков придавали смелости и уверенности выступающим. Конкурс подошёл к концу. Жюри объявило следующие результаты. Звание "Мисс Скромность" досталось Татьяне Воронцовой, "Мисс Артистичность" - Виктории Фокиной. "Мисс Очарование" была объявлена Юлия Назарова, "Мисс Оригинальность" - Кристина Артеева. "Мисс Нежность" признана Ольга Терентьева, "Мисс Улыбка" - Татьяна Баррель. Победительницей же конкурса стала Дарья Катаева.
Организаторы и жюри поблагодарили всех участниц и зрителей и пригласили на следующий год вновь встретиться на конкурсе "Мисс Осень".

Любовь Бочарникова, педагог ЦВиДОД.
Фото Татьяны Паршуковой.

2 ноября 2013 года № 44


Северная панорама