PRO-образование

Попали в сеть

Интернет всемогущ и вездесущ. Он помогает нам держать связь с друзьями и родственниками, делать покупки, посещать дальние уголки земного шара. Так почему бы не использовать Интернет для того, чтобы заглянуть в классный журнал, расписание уроков или, в конце концов, дневник любимого чада?
Тут придёт на помощь комплексная автоматизированная информационная система "Сетевой Город. Образование", которая объединяет в единую сеть образовательные учреждения и органы управления образованием в районе.


PRO-образование

Работа в системе ведётся с начала 2013 года. Каждый пользователь, будь то завуч, учащийся, учитель или родитель,имеют индивидуальные имя и пароль и могут входить в систему с любого компьютера, подключенного к сети Интернет.
Северная панорама Итак, что же такое АИС "Сетевой город"? Это почта. Пользователи имеют индивидуальные почтовые ящики, которые позволяет отправлять и получать сообщения от других пользователей системы. Это форум. Он полезен для публичного обсуждения различных тем, касающихся учёбы или воспитания. Это доска объявлений. На ней отображаются сообщения для целой группы пользователей (например, для всех родителей или всех учителей). Это журнал. Электронный классный журнал системы является аналогом обычного бумажного классного журнала. Кроме выставления оценок журнал поддерживает функцию "домашнее задание", которое можно задать на любой урок. Это дневник. Электронный дневник - это оперативная информация о результатах выполненных учебных заданий ребёнком. Это отчеты. Модуль отчетов позволяет получать наглядные аналитические справки о текущей успеваемости учащегося, класса, школы. Наконец, это портфолио. Возможно ведение личного портфолио ученика и просмотр материалов персональных портфолио других пользователей.
- Одна из главных сложностей - низкая скорость Интернета, - говорит Елена Владимировна Клевцова, администратор по "Сетевому городу" Питлярской школы "Образовательного центра", которая одна из первых включилась в работу в новой системе, - поэтому работать сложно. Для учителя вести два журнала излишняя и неоправданная нагрузка, поэтому надо переходить на электронный журнал полностью. У нас мало кто из родителей пользуется дома Интернетом, опять же из-за низкой скорости, поэтому надо в обязательном порядке подключать sms-информирование.В школе удобно вести отчеты по успеваемости, пропускам, но от управления образования приходят дополнительные отчеты, иногда дублирующие "Сетевой город", поэтому в этом смысле нагрузка для учителя не уменьшается.
Самыми активными пользователями как среди учителей, так и среди родителей и учеников являются мужевцы. Катерина Николаевна Рогозина с "Сетевым городом" уже на "ты".
- Я стараюсь заходить в систему как можно чаще, использую перемены для выставления отметок, заполнения классного журнала. Вечером захожу, чтобы оставить сообщения родителям ребят, коллегам. Начинать было сложно, но сейчас работать легко, система автоматически вставляет темы уроков, считает средний балл ученика и класса в целом, поэтому не нужно на это тратить время, которого и так не хватает. Еще мне нравится открытость: я, родители, ученики, каждый зарегистрированный может оставить сообщение любому участнику образовательного процесса, а это, несомненно, плюс.
Светлана Сергеевна, мама восьмиклассника, сразу заинтересовалась новой формой взаимодействия со школой.
- У меня и компьютер, и доступ в Интернет всегда под рукой, для меня такая форма получения информации удобнее, чем каждый раз идти в школу или ждать родительского собрания. Наверно, для тех родителей, у кого Интернета нет, это неудобно. Тогда им придётся получать информацию о делах в школе "по старинке".
Главным консультантом в вопросах функционирования "Сетевого города" является Сергей Панащенко, специалист управления образования. К нему стекаются все вопросы от педагогов, а в последнее время и от родителей. Сергей Викторович охотно даёт консультации на родительских собраниях, куда его приглашают классные руководители.
- В образовательных учреждениях ещё продолжаются заполнение баз данных, синхронизация, поэтому этот учебный год будет переходным, поскольку требуется отработка, отладка электронной системы.
"Сетевой город"- это не "шпион", а скорее помощник или оперативный способ получения важной и нужной информации. Очевидно, у всех заинтересованных есть уникальная возможность извлечь из автоматизации учебного процесса все плюсы, которые такая система может только дать. Это новые формы работы и взаимодействия школы, родителей и учеников, не к этому ли мы стремимся? Образование в селе не должно отставать от времени перемен и новшеств.

Татьяна Захаревская.

PRO-образование

Мой ребёнок говорит
чисто и правильно

Воспитание правильной и чистой речи у ребенка - одна из важных задач в общей системе работы по обучению связной речи. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может правильно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместных играх. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.
Связная речь - главный показатель умственного развития и общего кругозора дошкольников, средство общения со сверстниками, а также необходимое условие успешного обучения в дальнейшем. Нам очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании. Связная речь - это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему. Этому необходимо учить дома, на занятиях в детском саду, в свободное время. Чтобы дошкольник имел широкий кругозор, полезно много рассказывать ему, читать познавательные книги, энциклопедии,стихи. Богатый словарный запас является основной базой для формирования связной речи у наших детей. Мы обогащаем словарь ребенка новой лексикой, объясняем каждое новое слово и вводим его в активный словарь. Чтобы ребенок научился последовательно высказываться, надо упражнять его в составлении разных рассказов. Ему предлагаются полезные и интересные виды работ. Один из них - мнемотаблица.
Именно наглядные модели служат дошкольникам своеобразным планом для создания монологов. Слово "мнемотехника" греческого происхождения и означает "искусство запоминания".
Мнемотаблица помогает детям выстроить логический, последовательный, от простого к сложному, повествовательный рассказ, активизировать мыслительную деятельность. В результате у них обогащается и активизируется словарь, в речи появляются разные конструкции предложений, развивается умение составлять рассказ. Овладение приемами работы с мнемо-таблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении текста. Мнемотаблицы представляют собой карточку, в которой схематично изображено содержание того или иного стихотворения, рассказа в определенной последовательности. Мне-мотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, скороговорок, небольших рассказов и сказок.
На каждое слово придумывается картинка (изображение), таким образом все стихотворение зарисовывается схематически. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить.
Детям очень нравится работать с мнемотаблицами, сами любят рисовать таблицы. Сначала совместно разрабатываем символы, обозначающие различные признаки. Обучение начинается с составления мнемотаблиц воспитателем на доске. Чтобы работа была успешной, подбираю стихотворение, которое было бы интересно детям, помогло им узнать что-то новое. Затем детям раздаю листы белой бумаги, разделенные на 6 квадратов.
Дети активно включаются в создание своего плана -схемы таблицы, заполняют рисунок символами шестиквадратный бланк. Рисунки, конечно, должны быть понятным детям. Затем по готовому картинному плану выразительно, эмоционально воспроизвожу стихотворение, провожу словарную работу и беседую по смыслу прочитанного, а потом дети воспроизводят текст с опорой на мнемотаблицу. После занятия мнемотаблицу оставляю на видном месте, чтобы ребенок мог по ней сам повторить стих, рассказать его взрослому или другому ребенку.
За время моей работы с детьми в кружке "Эрудит" была создана серия мнемотаблиц: на стихотворения, загадки, потешки, скороговорки, пословицы и на небольшие рассказы различной тематики:"Зима","Весна", "Лето", "Осень", "Цветы", "Дикие и домашние животные", "Птицы", "Космос", "Хлеб" и другие. Воспитатели нашего детского сада А.В.Ларионова и Р.И. Дубровская успешно применяют метод мнемотехники с детьми при заучивании стихов.
Таким образом, при систематической работе дети учатся самостоятельно думать, четко говорить, принимать решения, быстро и правильно подбирать нужные слова, активно использовать полученные знания в жизни, что поможет им успешно учиться в школе.

Е.В.Романюк, педагог МБДОУ ДС "Олененок".

"Брэйн-ринг" объединяет!
26 ноября в детском саду "Олененок" состоялась интеллектуальная игра между родителями и воспитателями

Изучить рекомендации Сан-Пин, обобщить представление о федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), совершенствовать знания родителей об изменении "Закона об образовании..." - всё это можно было во время интеллектуальной игры "Брэйн-ринг".
Участниками мероприятия стали родители воспитанников, те, кто принимает активное участие в жизни детского сада. Им было предложено заранее подготовиться и ознакомиться с тематикой вопросов на сайте детского сада. С помощью небольшого тренинга под названием "Колечки" участники объединились в команды, состоящие из четырех человек. "Счастье", "Стратеги", "Дошколята" и "Знатоки" активно и правильно отвечали на заданные ведущими вопросы.
Между заданиями участники игры имели возможность немного отдохнуть. Танцевальные разминки, отгадывание загадок, составление наибольшего количества слов из конкретно заданного слова и совместное исполнение финальной песни - разбавило интеллектуальную игру и добавило еще больше позитивных красок в мероприятие.
Всем участникам были вручены памятные подарки, но на этом вечер не закончился: командам предстоял еще один небольшой тренинг. Разматывая клубок ниток, и передавая его от одного участника другому, участники делились с организаторами "минусами" мероприятия, а в обратном направлении, сматывая клубок - "плюсами".
Участники и работники детского сада "Олененок" остались довольны игрой и пожелали, чтобы она стала традиционной.

Анжела Гис.

PRO-образование

"Тепло семьи"

В ноябре по инициативе специалистов отдела опеки и попечительства создан клуб замещающих семей «Тепло семьи». О том, каковы его цели, компетенция, мы попросили рассказать главного специалиста отдела опеки и попечительства Наталью Николаевну Полякову.
- Наталья Николаевна, для начала поясните, пожалуйста, что из себя представляет замещающая семья?
- Замещающей семьёй можно назвать любую семью, заменяющую ребенку кровную, биологическую семью. Это может быть семья усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, а также пат-ронатная, временная или гостевая семья.
- Какие цели вы преследуете, создавая клуб?
- Основная цель клуба -создание условий для успешной адаптации и развития ребенка в условиях замещающей семьи. Всем известно, как непросто адаптируются дети в новых семейных условиях. Зачастую помощь нужна и родителям, которые пришли к решению стать родителем, такую помощь в рамках клуба тоже можно будет получить. Весь спектр вопросов, возникающих у замещающих родителей и детей, мы постараемся совместно решать так, чтобы облегчить процесс социализации и развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для участия в работе клуба мы планируем привлекать различных специалистов: психологов, юристов, социальных педагогов, врачей и т.д.
- Членами клуба станут опекуны и попечители?
- Да, а также приемные родители, усыновители, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Стать членами клуба можно стать на основании письменного или устного заявления.
- Чем будут заниматься члены клуба?
- Они будут принимать участие в создании и ведении информационного банка данных замещающих семей, распространением положительного опыта замещающих семей через СМИ, разработке и распространении социальной рекламы, направленной на пропаганду семейных форм устройства детей, организации и проведении конкурсов и мероприятий с участием замещающих семей. Для эффективной организации деятельности клуба будет избран актив из замещающих родителей и детей в количестве восьми человек.
Остаётся только добавить, что первый план работы клуба на год уже разработан. Он предусматривает различные формы работы, в том числе: выставки, «круглые столы», концерты, консультации, игровые программы. В конце года по итогам районного конкурса будет названа лучшая замещающая семья.
Консультации по вопросам вступления в клуб "Тепло семьи" и другим интересующим вопросам можно получить в отделе опеки и попечительства по телефону 21-8-66.


PRO-образование

Право на право

20 ноября прошли мероприятия в рамках всероссийского Дня правовой помощи детям. Специалисты отдела опеки и попечительства на базе МБОУ " Мужевская СОШ им. Н.В.Архангельского" встретились в этот день с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей старше 14 лет и их законными представителями. Речь шла об изменениях в законодательстве, касающихся прав детей, оставшихся без попечения родителей и обеспечения их жильём. Также были представлены комментарии к статьям Семейного кодекса в части детско-родительских отношений и разъяснения о дополнительных социальных гарантиях.
Специалисты отдела опеки и попечительства напоминают подросткам основные понятия.
Права и обязанности несовершеннолетних в зависимости от возраста
Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия)(ст. 54 Семейного Кодекса РФ). Только родившись, человек приобретает по закону способность иметь права и нести обязанности (правоспособность). Правоспособность гражданина - способность иметь гражданские права и нести обязанности. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью (ст.17 Гражданского Кодекса РФ). Однако реальное осуществление прав и обязанностей возможно лишь по мере взросления ребенка. Дееспособность гражданина - способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (ст.21 Гражданского Кодекса РФ).
С рождения дети имеют право на жизнь, гражданство, имя, семью, равенство, защиту, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, место жительства. Школьники имеют право на бесплатное образование, досуг, занятия по интересам, свободу высказывания, получение информации, свободу передвижения. После 18 лет право на участие в управлении страной, объединение в различные союзы, выбор профессии, владение имуществом, вознаграждение за труд, свободный брак и др.
Право - это и обязанность. Какая обязанность вытекает из данных прав: Право на образование (каждый обязан учиться, уважение личного достоинства и защита своих прав, уважать достоинства других людей и их права). На свободу выражения своих мыслей - уважать и прислушиваться к мнению других. На заботу и уважение со стороны родителей - заботиться и уважать своих и чужих родителей. На свои интересы и увлечения - уважать других за их увлечения. Гордиться своей культурой и религией - уважать культуру и религию других. Право на ошибку учиться избегать ошибок. На чистую окружающую среду - не загрязнять окружающую среду.
Существуют три вида ответственности несовершеннолетних: административная, материальная, уголовная. Административная ответственность наступает с 16 лет (до этого возраста отвечают родители), но бывают наказания: 11- 14 лет - спецшкола,14-18 лет - спецпрофучилище, с 14 лет - исключение из школы. Перечень нарушений: приобретение, хранение, употребление наркотических средств, жестокое обращение с животными, повреждение транспортных средств, повреждение гос.имущества, распитие спиртных напитков, нарушение правил дорожного движения, нарушение устава школы, мелкое хулиганство и т.д. Материальная ответственность за причиненный вред наступает с 14 лет, имущественную ответственность несут родители. Уголовная ответственность наступает с 16 лет, за особо опасные преступления с 14 лет. К преступлениям относятся грабежи, разбои, хищение, умышленное убийство, действия сексуального характера, угон автотранспортных средств, ложное сообщение об акте терроризма и т.п.
Также напоминаем, что в отделе опеки и попечительства действует "горячая линия" по телефону 21-866.

Ф.А.Джагапирова, специалист отдела опеки и попечительства.

PRO-образование

"Готов трудиться, заниматься, обучаться"

Этот девиз подтвердят дошкольники делом. А точнее, участием в спартакиаде среди детских садов поселения Мужевс-кое. Первый этап спартакиады, посвященный Дню района, состоится 8 декабря. Как обещают организаторы, это будет праздник-соревнование для детей подготовительных групп, который предусматривает парад участников, разминку с музыкальным сопровождением и сами задания с использованием мячей, кеглей. Победители будут названы как в личном первенстве, так и в общекомандном.

Молодёжь и власть

24 декабря глава района Андрей Головин проведёт приём представителей талантливой молодёжи.
Планируется, что в преддверии Сочинской олимпиады речь на встрече пойдёт о спорте и здоровом образе жизни. Старшеклассники из Мужей, Восяхово и Шурышкар смогут задать главе интересующие вопросы. Праздник продолжится новогодним представлением.

Педдесант на Сыне

В январе состоится очередной выездной совет управления. На этот раз большую педагогическую делегацию будет принимать Овгортская школа-интернат. Уже известно, что речь пойдёт о проблемах социализации ученика. К обсуждению насущных вопросов образования по традиции присоединятся общественники. Предполагается, что заседание совета общественности при управлении образования состоится совместно с правлением ассоциации "Ямал-потомкам!". Кроме того, в Овгорте в это же время состоится слёт лидеров ученического самоуправления.

Всероссийская олимпиада школьников

15 ноября стартовал муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников.
Участие в нём примут 288 человек. Это победители и призёры школьного этапа. Они покажут свои углублённые знания по 19 предметам. Самой "горячей" окажется борьба за победу по русскому языку, математике, биологии - здесь зарегистрировано наибольшее количество участников.
Оценкой работ претендентов на победу займутся члены предметных жюри. Итоги муниципального этапа станут известны после 10 декабря.

Наш корр.

PRO-образование

Как живём, так и выражаемся

или как выражаемся, так и живём?

К сожалению, русская речевая культура переживает сегодня далеко не лучшие времена. Выражение "как живем, так и выражаемся" - только половина правды; вторая ее половина "как выражаемся, так и живем" тоже должна быть принята во внимание. Очевидно, что культура русской речи в современном обществе значительно снизилась. Безусловно, жаргон, легкомысленные заимствования из чужих языков, грубословие и сквернословие убивают мысль, делают живую и яркую родную речь вялой, расплывчатой, но самым страшным вирусом современности стала матерная брань. Издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова "скверна". В словаре Даля сказано: "Скверна мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное; нечистота, грязь и гниль, тление; все богопротивное".
Многие из нас полагают, что мат -глубоко русская традиция. На самом деле сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и очень долго являлось уголовно наказуемым! При царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие полагалось телесное наказание: на рынках и по улицам ходили переодетые чиновники со стрельцами, хватали ругателей и тут же, на месте преступления, при народе, для всеобщего назидания наказывали их розгами. Потом пришли иные времена. При реформаторе России Петре I совместно с введением пьянства в обычай русского народа, зазвучала и грубая брань, сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.
Но вернёмся в наше время. Сейчас "крепкое словцо" можно услышать из уст представителей различных социальных и возрастных групп. И особенно страшно, что не стесняются "выражаться" наши подростки. Лексический запас современных подростков, с одной стороны, активно пополняется специальными терминами, новыми иноязычными словами, а с другой -сокращается за счёт выхода из активного употребления многих русских литературных слов. Почему, если молодежь знает, как говорить правильно, предпочитает использовать осуждаемые формы речи?
Учёные-лингвисты выяснили, что больше половины школьников употребляют нецензурные выражения потому, что "не могут выразить свои эмоции другими словами", часть школьников отмечают, что использование таких выражений связано с "плохим настроением". Для некоторых употребление ненормативной лексики "является привычкой". Реже подростки употребляют ненормативную лексику для оскорбления другого. Есть и такие, которые утверждают, что "так принято среди моих друзей".
И мы, взрослые, не можем сделать вид, что "плохих" слов не существует, наверное, это было бы ханжеством. Но перед тем, как приняться за чистку подросткового языка, необходимо проанализировать свой. Всегда ли мы корректны в выражениях, всегда ли наша речь правильна и приятна для слуха окружающих?
В настоящее время предпринимаются определённые меры, направленные на повышение речевой культуры российских граждан, на ликвидацию ненормативного словоупотребления. Выдвигаются серьёзные инициативы по защите и поддержке русского языка и культуры речи. К числу таких инициатив относится разработка Федеральной программы "Русский язык", в которой сформулированы идеи о национально-культурной значимости русского языка, о необходимости воспитания сознательного и бережного отношения к родной речи.

Е.А.Дубинина, учитель русского языка и литературы МБОУ "Горковская СОШ".
7 декабря 2013 года №49


Северная панорама