наша безопасность

Северная панорама

О коварстве ледовых переправ и профилактике трагизма на реке
шла речь на совещании в администрации района

По первому снегу помчались по селу снегоходы, лес гудит от рева мощной техники, эхо множит звуки бодрой "перестрелки" охотников. Некоторые отчаянные головы переезжают по хрупким ледовым переправам через протоки, когда по Оби еще только плывет снежное сало. И каждая осень с неизбежностью забирает человеческие жизни. Прошедшие воскресные дни опять принесли трагические известия: сразу два снегохода в районе Вершина-Войкар ушли под воду, погибли три человека, а накануне была еще одна потеря человеческой жизни, уже в Горках. Если же поднять черную статистку, то с весны до осени 17 человек забрала вода, можно сказать, за полгода. Это мужчины зрелого, рабочего возраста, отцы семейств, в некоторых случаях многодетные.
В прошедшую субботу выезжавшие на рыбалку в сторону Киевата рассказывали, что в районе Немтовской протоки также нырнул снегоход, видели майну, куда ушла техника и след выползшего по льду (повезло) на берег водителя. О том, что подобных провалов под лед, без смертельного исхода, было в эти дни по району немало, можно говорить с большой долей вероятности. Это те случаи, которые не попадают в печальную статистку, когда водители проскальзывают по грани между жизнью и смертью.
В этот период самыми опасными были и будут переправы по ещё неокрепшему льду через реку Войкар на протяжении её от Вершина-Войкар до Усть-Войкар. Это устье Шурышкарского сора, а также Старокиеватская протока и река Сыня с притоками. По правой стороне Оби также есть опасные участки по направлению к Лопхарям, Казым-Мысу, Хашгорту, где также рано начинают курсировать снегоходы. Нужно учесть, что протоки нынче покрылись льдом при более высоком, чем обычно, уровне воды.
Вообще беда, на мой взгляд, отчасти кроется в том, что слишком преувеличивают возможности современной мощной и быстроходной снегоходной техни- ки. Изустные рассказы и легенды о том, что можно чуть ли не по открытой воде до сотни метров гнать на снегоходе, а уж по первому ледку перемахнуть речку - дело плевое для "ямомото", только усыпляют чувство осторожности. Ведь если "закрутит" или на скорости налететь на торос, то вся сила удара уйдет вниз и - мгновенное погружение. А если к этому организм отягчен алкоголем, как это чаще всего и бывает, шансов выбраться - минимум.
Ежегодно на переправе через Войкар до открытия зимника проваливаются вездеходы, "УАЗки", снегоходы. В этот период коммерсанты, пренебрегая всеми запретами, везут свежие продукты питания. Привезти первым и реализовать товар - это конкурентная составляющая бизнеса. Однако, когда уже на карту ставится жизнь, разумными риском вряд ли можно это назвать.
Что нужно предпринять властям и силовикам, СМИ, чтобы предотвратить потерю людей? Этот вопрос задал на экстренно собранном утром в понедельник совещании первый заместитель главы района Марат Маматулин работникам управления ГО и ЧС, силовикам, природоохранникам, информационникам. Информация предупредительного характера через СМИ для жителей глубинки не доходит, а ведь именно они первыми и устремляются на снегоходах к центрам поселений - в магазины и по другим надобностям. Многие годы у жителей райцентра перед глазами одна и та же картина: по реке еще идет шуга, а на том берегу уже появляются снегоходы - это анжигортцы ждут ледостава. И уже после ледостава на второй день прокладывают первую тропу. Иногда удачно, иногда потом выуживают снегоход.
Работники ГИБДД говорят, что запретить выехать в поле водителю снегохода нет возможности, это не нарушение правил ПДД. Задержать, конечно, можно за нетрезвое вождение. Что тоже нереально - выезжают, как правило, ночью или на рассвете.
Из мер, которые будут приняты в ближайшие время, это патрулирование в воскресные дни на выезде из сел силами правоохранителей, размещение предупредительных аншлагов. Памятки или обращения будут распространяться среди жителей отдаленных деревень.
Во вторник на селекторном совещании Марат Маматулин эти же задачи довел и до глав поселений: провести сходы, подворовые беседы в малых населенных пунктах. Если необходимо, задействовать для этого спецтехнику -судно на воздушной подушке. Но главное, достучаться до сознания наших земляков, что любая добыча (дичь, рыба, копытные) или прибыль не стоит человеческой жизни.

Николай Рочев.


25 октября 2014 года № 43

Северная панорама
© "Северная панорама". При использовании материалов
ссылка на "Северную панораму" обязательна.