Северная панорама

Я буду учиться!
Государство в правовых актах закрепило обязанность дать каждому ребенку образование, в том числе и ребенку с ограниченными возможностями здоровья, ребенку-инвалиду

Северная панорамаОбучение на дому может осуществляться как по необходимости, это значит, что есть медицинские показания, так и по желанию родителей. В зависимости от того, чем вызвано решение перейти на надомное обучение, будет отличаться и сам процесс обучения, и технология оформления всех необходимых документов. Рассмотрим возможные варианты.
В 2014-2015 учебном году в системе образования Шурышкарского района обучаются 26 детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 18 лет. Детские сады посещают четыре ребенка-инвалида, 22 обучаются в школах района. Особенные дети имеют возможность выбора формы получения образования. Они могут либо ходить в школу или детский сад наравне со своими сверстниками, либо им будет организовано индивидуальное обучение на дому. В текущем учебном году девять ребят получают знания в форме индивидуального обучения на дому.
Индивидуальное обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ на дому осуществляет образовательное учреждение, в состав контингента которых они входят, на основании медицинского заключения и заявления родителей. Такая форма обучения организуется в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в РФ", с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ". К компетенции образовательной организации относится разработка и утверждение образовательных программ. Учреждение образования несёт ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, в том числе при организации индивидуального обучения на дому.
Для всех детей, обучающихся в форме индивидуального обучения на дому, создаются условия для их обучения: издаются приказы об организации обучения (приказ управления образования, приказ по школе), разрабатываются и утверждаются образовательные и рабочие программы, учебные планы и календарные учебные графики. Индивидуальный учебный план обучающегося должен отвечать требованиям федерального государственного образовательного стандарта и включать все предметы учебного плана образовательной организации. Минимальное количество часов в неделю на одного обучающегося на дому составляет в 1-4 классах - 8 часов, в 5-9 классах - 10 часов, в 10-11 классах - 12 часов. Родители, учитывая мнение ребёнка и рекомендаций ПМПК, имеют право выбирать формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого образовательной организацией.
В 2014 году изменился порядок организации обучения на дому. Теперь в случае, если родители решили, что их ребёнку будет комфортнее обучаться на дому, им необходимо:
1. Подать заявление на имя директора образовательной организации.
2. Предоставить оригинал медицинской справки, подтверждающей необходимость в обучении ребенка на дому.
3. Подать ходатайство в управление образования о разрешении перевода ребёнка на обучение на дому.
Для того чтобы создать для детей-инвалидов доступную среду, здания школ и садов при помощи специального оборудования адаптируются для нужд детей с ограниченными возможностями здоровья. Так, три школы (в Мужах, Шурышкарах, Лопхарях),четыре дошкольных организации ("Оленёнок", "Алёнушка", "Буратино", "Северяночка") и Центр воспитания и дополнительного образования оборудованы пандусами при входе, еще девять организаций оборудованы самостоятельно смонтированными пандусами, в одном ДОУ установлена кнопка вызова. Кроме того, в МБОУ "Мужевская СОШ им. Н.В.Архангельского" для детей-инвалидов специально оборудованы две туалетные комнаты, тактильные пластиковые пиктограммы, тактильные указатели - пути эвакуации, вход и выход из помещения, направление движения, тактильные номера для маркировки этажей и многое другое. Оборудованы туалеты для инвалидов, в которых установлена беспроводная система вызова помощи, такая система установлена и в столовой.
Всё это должно стать хорошим подспорьем в получении детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования. Образование в свою очередь станет одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации.

Татьяна Паршукова,
методист аналитико-методического центра качества образования.



Северная панорама

Маленький музей для маленьких посетителей

Северная панорама Что такое музей? Это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений.
Как часто мы туда заглядываем? Пусть каждый ответит за себя сам.



Жителям отдаленных поселков порой так не хватает этих встреч с искусством, которые помогли бы приобщить детей к миру общечеловеческих ценностей, к истории и культуре. Именно поэтому педагоги нашего дошкольного учреждения решили создавать собственный музей, пусть и маленький, но доступный детям.
В нашем детском саду "Теремок" мы разрабатываем и внедряем в работу образовательные технологии, используем метод проектов. Один из таких проектов -"Мини-музей в детском саду". Мне хотелось бы рассказать о нашем мини-музее "Национальный колорит", руководителем которого является воспитатель старшей группы С.С. Тыликова.
Цель создания мини-музея была одна - воспитать у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре северных народов. Ставились следующие задачи: сформировать первоначальное представление об истории и культуре северных народов, развить интерес и стремление узнать новое о социальной действительности и окружающих людях, воспитывать уважение к культурно-историческим ценностям народностей ханты, коми, ненцев, развивать познавательный интерес, желание узнать больше о культуре, традициях и быте северных народов.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и назвали его "мини-му-зей".Часть слова "мини -" в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов развивающей среды - участие в их создании детей и родителей.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он -соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
В нашем детском саду есть просторное помещение - прогулочная веранда на втором этаже, в котором и расположен мини-музей. Мини-музей дает возможность посещать его в любое удобное для воспитателя время. Рассматривать экспозиции могут все родители, в том числе индивидуально, со своими детьми. Мини-музей даёт стимул для общения. В то же время открытый и бесконтрольный доступ к музею ограничивает возможность представления в нем редких и ценных экспонатов. Экспонаты располагаются на полках, стеллажах, приобретенных или изготовленных родителями, прикреплены к стенам, стоят на полу, а также используются ширмы, стенды.
Центром мини-музея служит чум со всеми необходимыми принадлежностями домашней утвари, а также одеждой народов ханты.
Собирая экспонаты для будущего музея, мы, педагоги, решили, что в нем должно быть достаточно предметов быта, игрушек, национальной одежды, картин животных, предметов народного творчества и др. Наш минимузей постоянно пополняется новыми экспонатами, например, есть в музее такие экспонаты, как чумы, отличающиеся размером и покрытием (берестяное, брезентовое, суконное).
В мини-музее кроме экскурсий проводятся занятия по родному (ханты) языку, кружок "Бисероплетение ", национальные праздники: "Ворнахатл", традиционный праздник "День оленевода". Педагогами организуются выставки народных умельцев: "Берестяные изделия" (мастер Е.А.Тыликова), "Изделия из дерева (мастер В.А.Кунин) и т.д.
При правильной постановке работы в музее, музей становится своеобразной зоной, где не требуется специально привлекать детей, их увлекает сама созданная среда музея. Создание мини-музея очень интересное и увлекательное занятие, важное средство воспитания и обучения детей. Соприкосновение с историческим прошлым духовно обогащает ребёнка, воспитывает гордость, поддерживает интерес к его культуре. Постепенно нам удаётся приобщать детей к культурным, историческим истокам, раскрывать в детях отзывчивость, чуткость, толерантность, восприимчивость к прошлому
Таким образом, экспозиция музея позволяет вести разноплановую работу с детьми, применять различные методики, использовать материалы для всех видов занятий. Возникающий интерес у детей к посещению музея оказывает влияние на расширение их общего кругозора, желание узнать о других музеях. Небольшой музей на территории ДОУ может стать началом большого пути человека в мир всемирной культуры. Оказать влияние на формирование его личности, воспитать достойного гражданина. Дети экспериментируют в создании образа, расширился опыт детей в применении и сочетании разнообразных изобразительных материалов и инструментов.
Создание мини-музея в ДОУ позволило сделать слово "музей" привычным и привлекательным для детей. Экспонаты мини-музея используются для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Старшие дошкольники выступают в музее в роли экскурсоводов. Многие родители начали посещать с детьми настоящие музеи, о чем потом дошкольники с удовольствием рассказывают друг другу и воспитателям. А мини-музей в группе стал неотъемлемой частью предметноразвивающей среды нашего ДОУ и показал свою значимость в воспитании и развитии детей.
Так давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!

Наталья Попова,
заведующая МБДОУ "Детский сад "Теремок", с.Овгорт.
Фото предоставлено автором.



Северная панорама
О математике и информатике
в шутку и всерьёз

Одним из путей повышения интереса к учебе является внеклассное мероприятие. Таким мероприятием у нас была Неделя математики и информатики, которая прошла в ноябре. Ее организаторами стали учителя математики Кондыгина В.Р., Ульянова О.В. и учитель информатики Кильмаев А.А.
Стоило в понедельник переступить порог школы, как все понимали, что в школе будет происходить что-то грандиозное. Ну конечно, нас встречала "Математика - царица наук".
Оформлена была вся школа: красочный план проведения недели, галерея портретов великих математиков с кратким описанием и высказыванием, занимательные кроссворды, познавательные стенгазеты. Да, математика царила повсюду!
За неделю ребята познакомились с математикой как прикладной и занимательной наукой, узнали новое из жизни великих математиков, рисовали, состязались в знаниях и умениях. Познакомьтесь: победители техники быстрого счёта: 2 класс - Буданцев Роман, 3 класс - Соболева Полина, 4 класс -Огородников Степан, 5 класс - Пырысева Екатерина, 6 класс - Иванов Иван, 7 класс - Иванов Иван, 8 класс - Лельхов Сергей, 9а класс - Аляба Анна, 9б класс - Кутюмин Иван.
Учащиеся отгадывали ребусы, кроссворды, задачи, головоломки, представленные в занимательных газетах. Читали и учили стихи и высказывания о математике. Лучшими в конкурсе "Самый смекалистый" признаны Озелова Анна - 6 класс, Севли Алёна - 10 класс.
На уроках информатики в 5 классе Кильмаевым А.А. была проведена компьютерная спартакиада, где 1 место заняла Малкова Елена, в 4 классе в"Путешествии на острове Инфорландия" победил Озелов Афанасий.
Завершилась неделя игрой "Счастливый случай". Соревновались две команды "Умники" (капитан Пырысев Николай) и "Знатоки"(капитан Максарова Марина). Игра состояла из четырёх геймов. Вопросы были самые разнообразные, но все они были из области математики и информатики. Зрители не только поддерживали, но и помогали командам. Победителями игры, с разрывом в 1 балл, стала команда "Знатоков" (Максарова М., Иванова Н., Рохтымов А., Возелова М., Иванов В., Ескин Д., Пырысева Е.).
В начальной школе также была проведена игра"Счастливый случай" (организатор Кондыгина Л.Р.). Учащиеся рисовали портреты великих математиков (руководитель Емельяненко А.Л.). Приз зрительских симпатий получила Кондыгина Анна, нарисовавшая портрет Пифагора.
Самые активные участники Недели получили дипломы и грамоты. Подытожив события недели, хочется обратиться к ребятам с высказыванием великого ученого М.В.Ломоносова: "Математику уж затем учить надо, что она ум в порядок приводит".

Диана Попова,
корреспондент школьной газеты "Школьная орбита", с.Шурышкары.



Кто гражданин России? Я!

Северная панорама
Во время месячника гражданской активности каждый класс выполнял “секретные" задания

Месячник "Я - гражданин России", который прошёл в нашей школе недавно, состоял из четырех недель: "диагностической", "гражданской", "правовой" и "недели единства".
Диагностика показала, что знания у нас в области прав оставляют желать лучшего. Может быть, ученики начальной школы знают, что такое Конституция?
... права человека (Степа, 4 класс)
... ЕГЭ (Женя, 3 класс)
... главный закон России (Даша, 3 класс)
... учеба (Юля , 4 класс)
... книга (Саша, 2 класс)
... права и обязанности людей (Таня, 4 класс)
... куда записаны все права человека (Полина, 3 класс)
... основной закон человека (Анжела, 3 класс)
В "гражданскую неделю" провели выборы мэра школьного самоуправления. Воспользовались правом голоса 98 человек (в т.ч. и педагоги школы). Большинством голосов выбрали ученика 11 класса Пырысева Николая. Кстати, на пост мэра впервые избран юноша.
В "Правовую неделю" школьники встретились с представителем правоохранительных органов УУП Рохтымовым А.И. На заседании Службы сопровождения выслушали учащихся, чье поведение и успеваемость вызывает беспокойство. Они пообещали, конечно, "исправиться" и им все "поверили".
"Неделю единства" завершил классный час "В единстве - сила" (руководитель Юшкина М.И.). Ведущие Кельчина А., Филиппова Н. вдохновенно рассказали о нелегкой судьбе России, о достойных ее сынах, о величии нашей Родины.
Каждую среду ребята получали "Секретное задание". Например, найти статьи из Декларации прав человека, которые были "спрятаны" по всей школе. Лучшими "разведчиками" оказались 9б и 7 класс.
О дисциплине, об успеваемости, о пропусках говорили на общешкольном родительском собрании. Во всех классах состоялись классные часы "Я - ученик!", "Я - человек!", "Я - гражданин!" В течение всего месячника к нам пытал ось заглянуть в душу "Психологическое зеркало", задавая вопросы. За всеми оставалось право отвечать или оставить вопрос незамеченным. Если ваше внутреннее "я" задумалось, то все было не зря.
Каждый человек сам прокладывает свой жизненный путь. Каким он будет? Все зависит от его "попутчиков" - нравственных ценностей, знаний прав и обязанностей.

Анна Кельчина,
корреспондент школьной газеты "Школьная орбита", с.Шурышкары Фото из архива школы.



Северная панорама
Уважаемые кандидаты
в усыновители и замещающие родители!

В №44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" используются следующие основные понятия:
- государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей - совокупность государственных информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов Российской Федерации (региональный банк данных о детях) и на федеральном уровне (федеральный банк данных о детях), а также информационные технологии, реализующие процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и предоставления гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- региональный банк данных о детях - часть государственного банка данных о детях, содержащая документированную информацию о детях, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории одного из субъектов Российской Федерации и не устроенных органами опеки и попечительства на воспитание в семьи по месту фактического нахождения таких детей, а также документированную информацию о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи и обратившихся за соответствующей информацией к региональному оператору государственного банка данных о детях;
- федеральный банк данных о детях - часть государственного банка данных о детях, включающая в себя совокупность региональных банков данных о детях, а также документированную информацию о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи и обратившихся за соответствующей информацией к федеральному оператору государственного банка данных о детях;
- федеральный оператор государственного банка данных о детях - федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации;
- региональный оператор государственного банка данных о детях - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который в случаях, установленных статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации, организует устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи;
- граждане, желающие принять детей на воспитание в свои семьи, - граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации и желающие усыновить (удочерить) детей, оставшихся без попечения родителей, принять их под опеку (попечительство) или в приемные семьи, а также граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, желающие усыновить (удочерить) детей, оставшихся без попечения родителей, при наличии оснований, установленных законодательством Российской Федерации.
Целями формирования и использования государственного банка данных о детях являются:
- осуществление учета детей, оставшихся без попечения родителей;
- оказание содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации;
- создание условий для реализации права граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, на получение полной и достоверной информации о детях, оставшихся без попечения родителей.
В настоящее время в Шурышкарском районе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих в региональном банке данных, НЕТ.
Если вы рассматриваете возможность принять ребенка на воспитание в свою семью, имеете правовые основания для этого и хотите получить более подробную информацию о ком-либо из детей, обратитесь к региональному оператору банка данных того региона, где находится ребенок, или к федеральному оператору банка данных:
- федеральный банк данных о www.usynovite.ru;
- региональный банк данных о детях www.yamaledu.org;

Надежда Собрина,
начальник отдела опеки и попечительства управления образования.



Северная панорама

Попробовали…
3 декабря учащиеся 11 (12) классов писали сочинение, которое с нынешнего года является условием допуска к государственной итоговой аттестации. Из 109 учеников сочинение писали 108 (один ученик не принял участие по причине болезни, для него экзамен перенесён на резервный день). Старшеклассникам было предложено 5 тем по одной теме от каждого общего тематического направления в соответствии с последовательностью ранее объявленных направлений. До этого во всех школах активно велась подготовка к написанию допускного сочинения на уроках, на курсах по выбору и факультативах. Экзамен был организован в соответствии с требованиями к проведению ЕГЭ и прошёл в штатном режиме. На проверку сочинений отводится 7 дней. С результатами учащиеся и их родители будут ознакомлены не позднее, чем через 10 дней со дня написания сочинения.
А 6 декабря все школы округа и района писали тренировочный экзамен в форме ГИА по математике. Организация экзамена была обеспечена в соответствии с требованиями к проведению экзамена. Участие в экзамене приняли все школы, за исключением Мужевской, здесь метеоусловия отложили пробный экзамен, он перенесён на 13 декабря


Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников завершён 29 ноября были выполнены последние задания по физкультуре. До этого в течение 17 дней школьники пробовали свои силы в 17 предметах. Больше всего участников привлекли такие предметы как биология, русский язык, обществознание (более 30 участников в каждом предмете). За соблюдением порядка проведения муниципального этапа следили 12 аккредитованных общественных наблюдателей. По итогам этапа определены 30 победителей и 34 призёра.


За неформальный подход - победа
На VII окружных заочных соревнованиях юных исследователей "Ступень в будущее. Юниор" Шурышкарский район был представлен 4 работами школьников. Одна из работ"Отражение истории, разнообразных сторон народной жизни в частушках жителей села Кушеват", автором которой выступила Майзингер Ксения, ученица Горковской средней школы (научный руководитель Зиновьева И.И.) признана лучшей в номинации "Проблема человека и общества". Жюри особенно отметило, что в исследовательской работе Ксении определена личная позиция автора к исследуемой проблеме, что подтверждает неформальный подход к выбору темы исследования с учётом интересов ребёнка.


Себя показать и Челябинск посмотреть
Шестеро школьников из Овгорта вошли в состав сборной команды ЯНАО на Всероссийском зимнем фестивале школьников "Президентские спортивные игры". Фестиваль прошёл с 1 по 7 декабря в г.Челябинск на базе областной детскоюношеской спортивной школы. Среди видов спорта, в которых наши земляки смогли себя показать, - лыжные гонки, шахматы, настольный теннис, спортивное ориентирование, конькобежный спорт. Самым результативным оказалось участие наших ребят в состязании по спортивному ориентированию, где они стали пятыми.

Наш корр.


13 декабря 2014 года № 50

Северная панорама
© "Северная панорама". При использовании материалов
ссылка на "Северную панораму" обязательна.