Северная панорама

Педагогический марафон длиною в четыре дня
Завершился победой для семи участников.
Но абсолютными победителями стали горковчанки
Екатерина Дитц (слева) - в номинации "Учитель года"
и Лидия Симанчук (справа) - в номинации "Воспитатель года".
Единственный участник-мужчина - Александр Дюсмикеев -
стал победителем в номинации "Педагог дополнительного образования".


Северная панорама

1 марта 2014 года №2 (53)

Северная панорама
Северная панорама

Заседание оргкомитета муниципального конкурса профессионального мастерства "ПЕДАГОГ ГОДА-2014" в первый конкурсный день -как генеральная репетиция. Несмотря на то, что все знают, что их ждёт в ближайшие четыре дня, легкое волнение никого не покидает. Оно и понятно. Каждому, от участника до члена пресс-центра конкурса, хочется, чтобы всё прошло без сучка, без задоринки. Тем более в двадцатый раз...

Разные дороги ведут в педагогику

Со сцены актового зала Мужевской школы звучат позывные конкурса. Зал полон. Большой педагогический праздник собрал вместе нынешних педагогов, ветеранов педагогического труда, почётных гостей. На экране на карте Шурышкарского района то тут, то там вспархивают пеликаны. Их "приручили" герои двадцатилетней истории конкурса. Северная панорама Зрители аплодируют каждому победителю, чьи гордые имена плеядой выстраиваются в педагогический олимп районного конкурса.
Об открытии юбилейного педагогического состязания торжественно объявляет заместитель главы МО Шурышкарский район Алексей Асямолов. Кстати говоря, Алексей Петрович имеет непосредственное отношение к конкурсу: в 1999 году он стал его победителем. Имя Вероники Доброчасовой - тоже в списке почёта, и сегодня она обращается со сцены к своим коллегам с напутствием.
Наступает время будущих героев: конкурсантов-2014 на сцену созывает Жар-птица и дарует каждому частицу огня. И теперь уже они, участники, собрав воедино частицы своих горящих сердец, зажигают яркое пламя,Северная панорама которое осветит их путь к педагогическому олимпу.
О том, как каждый из пе-дагогов-участников идёт по профессиональному пути, рассказывают их визитные карточки - такие разные, но все одинаково искренние. Один участник "бьёт" на сцене чечётку, другой читает душевный монолог, а третий показывает фильм о своей насыщенной жизни. Болельщики в зале после каждого выступления вскидывают плакаты со словами поддержки и горячо поддерживают конкурсантов аплодисментами. Параллельно в зале идёт голосование: зрители с помощью интерактивных пультов оценивают визитки по пятибалльной системе: от "хорошо" до "великолепно". В итоге лучшей признана визитная карточка педагога дополнительного образования МБДОУ "Детский сад "Оленёнок" Александра Дюсмикеева.


На педагогическом "татами"

Тот, кто был немного робок вчера на сцене, во второй день конкурса у классной доски, перед детьми чувствовал себя намного увереннее.
Учебные занятия или иначе уроки считаются одним из самых важных конкурсных мероприятий. Именно с них начался второй день конкурса. В уроке, как в зеркале, отражаются всё мастерство педагога, его опыт, творческий подход, умение вести диалог с детьми. Детская аудитория на конкурсных уроках в номинации "Учитель года" - самая разновозрастная: от третьеклассников до выпускников. Но конкурсанты уверенно и с интересом раскрывали им тонкости своих дисциплин. Северная панорамаТак, Екатерина Петровна Конева (с.Лопхари) на уроке обществознания учила шестиклассников правильно распоряжаться основными экономическими ресурсами, Алёна Ивановна Макуши-на (с.Мужи) вместе с детьми пыталась найти радугу в повседневной жизни, а Надежда Петровна Романова рассказывала историю австралийских аборигенов. "Урок-подарок" преподнесла своим восьмиклассникам шурышка-рский учитель географии Наталья Андреевна Озело-ва. Здесь было сплошное волшебство. Карточки с правильными ответами превращались в российский триколор, а горящие бенгальские огни - в золотые медали для российской команды на олимпиаде в Сочи. Окончательно в том, что Наталья Андреевна - настоящая волшебница, все убедились, когда в классе появился настоящий торт. Воспитатель пришкольного интерната семейного типа из Восяхово Ольга Филипповна Ануфриева выпустила сказку прямо из сундучка и подарила её детям. Педагог дополнительного образования Юлия Герасимовна Миляхова предложила сравнить хантыйский праздник Медвежьи игрища и славянскую Комоедицу.
Вторая половина дня -второе конкурсное испытание. Методический семинар или рассмотрение вопросов теории и практики применения различных технологий. У каждого участника - она своя, особенная. Опыт проведения нетрадиционного урока коммуникативного типа - от Е.А.Дитц, формирование исследовательских навыков в рамках преподавания курса информатики на примере мини-исследования "Расположение букв на клавиатуре" -от Е.Т.Лонгортовой, применение методовСеверная панорама технологии модерации - от Н.П.Романовой, принципы арт-терапии - от А.И.Макушиной.
Третий день конкурса для участников в номинации "Учитель года" предполагал участие в новом конкурсном мероприятии. Интегрированный урок как объединение знаний и опыта двух педагогов в раскрытии определённой темы. Жеребьёвка определила следующие пары педагогов: Дитц Е.А. (литература) и Макушина А.И. (ИЗО), Миляхова Ю.Г. (родной язык) и Озелова Н.А. (география), Дюсмикеев А.А. (хореография) и Конева Е.П. (обществознание), Лонгортова Е.Т. (информатика) и Романова Н.П. (обществознание), Ануфриева О.Ф. (воспитательное мероприятие с детьми) и Истомина Л.М (начальные классы).
На первый взгляд кажется сложным совместить две совершенно непохожих учебных дисциплины, но только не для профессионалов. Тандемы получились яркие, необычные, запоминающиеся. Тему, ход урока участники определяли сообща. Как впрочем, и строили сам урок, который предполагал наличие взаимопонимания между учителями, и в то же время сохранение предметного взгляда на выбранную тему. Интегрированные уроки позволили детям в рамках одного учебного занятия с позиций разных предметных областей взглянуть на предложенную тему. Взять, к примеру, изобразительное искусство и литературу. Алёна Ивановна Макушина и Екатерина Александровна Дитц предложили ученикам стихотворение А.Плещеева "Весна" разложить на зрительные образы, запечатлев их на альбомной листе. "А теперь попробуем прочитать стихотворение по своему рисунку," - предлагает учитель. И получается! У каждого ученика получается! "С помощью кисти стихи учить можно" - подводит итог интегрированного урока Алёна Ивановна. С ней соглашаются ученики и члены жюри. Последние отмечают особую гармонию, которая родилась на уроке, благодаря слиянию музыки, поэзии и силы изобразительного искусства.
Надежда Петровна Романова и Елена Тимофеевна Лонгортова, выбрав тему "Что способствует жизненному успеху", заставили учеников задуматься над тем, кто такой успешный человек, что для успеха требуется. В итоге школьники пришли к выводу, что человек успешен тогда, когда правильно выбрал профессию.
Многоликий Ямал с позиции географии и родного языка предложили шестиклассникам рассмотреть Юлия Герасимовна Миляхова и Наталья Андреевна Озелова. Как составить пригласительное так, чтобы даже те, кто не знает о нашем крае ничего, тут же захотел отправиться в направлении Полярного круга. Дети нашли подходящие слова: "... Ямал - холодный край, но с горячими душами", ". у нас потрясающие полярные ночи, очень доброжелательный и гостеприимный народ", "...приезжайте к нам на Север, у нас очень много разных красок и очень снежная зима!".
"Разговор с учащимися", ещё одно конкурсное испытание, - совсем не то же самое, что открытый или интегрированный урок. Здесь не было оценок, не было правильных или неправильных ответов. Здесь педагоги выходили из-за своего стола и садились рядом с учениками, чтобы видеть глаза каждого. Было важно, чтобы разговор получился искренним и заинтересовал каждого. Так и вышло. Разве можно оставаться в стороне, когда учитель предлагает отгадать хитрые загадки Да Винчи или ответить на вопрос, что значит в жизни каждого семья, зачем нужен street-art или рассказать мифы народов Ямала?!
Взглянув со стороны на работу педагога и детей, которые, по сути, видят друг друга впервые, видишь не что иное, как альянс. Нет зажатости, стеснения. Есть деловая атмосфера, приправленная нотками творчества. Причём творит учитель, творят и дети. Шестиклассница Влада Ребась в своей новой учительнице Надежде Петровне Коневой увидела друга:
- Мне понравилось, как она с нами общалась, и мне совсем не мешало, что я её почти не знаю. На уроке было интересно играть. Вот бы каждый урок каждого учителя был таким интересным и необычным!
Педагогические баталии второго и третьего конкурсных дней для воспитателей детских садов разворачивались несколько иначе. Участники разделились на две группы. Первая во второй конкурный день представляла педагогические мероприятия с детьми, вторая - творческие презентация педагогического опыта. В третий день конкурсанты менялись местами. Конечно, наиболее зрелищными были занятия с детьми, ведь именно в общении с малышами воспитатель раскрывается по-особенному. Ольга Алексеевна Рохтымова (с.Овгорт) к примеру, повела малышей в фантазийный зимний лес, Лариса Петровна Жаринова (с.Мужи) вместе с воспитанниками строила хантыйский чум, а Вилена Валерьевна Похлебаева (с.Питляр) знакомила с профессией археолога. Золотые правила матушки Природы вместе с дошколятами писала Инна Эдуардовна Шостак (с.Горки), Надежда Павловна Никитина (с.Мужи) с использованием интерактивного стола помогла детям разобраться в тонкостях Правил дорожного движения, а Лидия Алексеевна Симанчук предложила совершить путешествие в Город мастеров, чтобы освоить технику витража.
Третий конкурсный день подвёл черту под первым туром. Четвертый день - и сразу два тура, не менее ответственных. Восемь показательных мастер-классов представили жюри и педагогической аудитории вышедшие в полуфинал конкурсанты: Н.П. Романова, Е.А.Дитц, А.И.Макушина, Е.Т.Лонгортова, А.А.Дюсмикеев, В.В.Похлебаева, И.Э.Шостак, Л.А.Симанчук. Участие в мастер-классах коллег с удовольствием принимали сами конкурсанты, представители групп поддержки, члены жюри.
Вторым заданием полуфинала стала открытая дискуссия. Для обсуждения учителями была предложена тема "Информационные технологии: мода или необходимость", для воспитателей дошкольных учреждений - "Современные подходы к воспитанию ребенка-дошкольника и подготовка его к обучению в школе". Актуальность и убедительность высказываемых конкурсантами суждений позволили членам жюри определиться с именами финалистов. В конкурсном мероприятии третьего тура приняли участие А.А.Дюсмикеев, Е.А.Дитц, Е.Т. Лонгортова. За "круглым столом" образовательных политиков речь шла о развитии творческого потенциала педагога.


В Большом жюри -большие профессионалы

В Большом жюри, как впрочем, и в предметных, - сплошь профессионалы, люди, имеющие немалый опыт в педагогике. Здесь Заслуженный учитель РФ, Почётные работники образования, педагоги-стажисты. А некоторые из членов жюри в свое вСеверная панорамаремя сами прошли через горнило разных этапов конкурса "Учитель года": от школьного до окружного. Среди них - Елена Гевкан. Ей уже посчастливилось примерить на себя роль победительницы муниципального конкурса в 2012 году. Нынче - она в роли ведущей торжественных церемоний открытия и закрытия конкурса, а самое главное - член Большого жюри:
- Наиболее комфортно мне было, конечно, в роли участника - я делала свою работу, вела урок и беседу с обучающимися, выступала перед аудиторией педагогов (принцип педагогического совета в школе). Как член жюри, знаю, что это большая ответственность. После выставления оценок потом еще долго думаешь, анализируешь, а все ли я сделала правильно.
Людмила Рафальская вошла в состав предметного жюри, которое оценивало конкурсантов, преподающих русский язык, литературу и обществознание:
- Учителя выступили достойно, каждый постарался блеснуть искоркой педагогического таланта. Привлекла в работе конкурсантов актуальность тем и проблем для мастер-классов и бесед с учащимися, новизна и многообразие форм и приемов, использованных учителем на уроке. Думаю, что отсутствие современного подхода к презентации педагогического опыта учителя стало бы причиной снижения оценки представленного мероприятия, но такого не случилось.


Финишная прямая

Имена тех, кто наиболее достойно справился с заданиями всего конкурсного марафона, были озвучены на торжественной церемонии закрытия двадцатого конкурса профессионального мастерства. Но прежде зрителям был Северная панорамапредложен концерт, состоящий из творческих номеров, подготовленных учениками и преподавателями школ искусств с.с.Мужи, Горки.
Для подведения главных итогов конкурса на сцену были приглашены председатель Большого жюри Г.В.Утробина, начальник управления образования М.Л.Заваруева. Председатель Большого жюри объявила имя победителя в номинации "Педагог дополнительного образования". Им стал Александр Александрович Дюсмикеев. Марина Леонидовна Заваруева вручила дипломы победителям в номинации "Воспитатель года" - Шостак Инне Эдуардовне и Похлебаевой Вилене Валерьевна, в номинации "Учитель года" -Лонгортовой Елене Тимофеевне и Макушиной Алёне Ивановне. Дипломы абсолютным победителям конкурса вручил глава Шурышкарского района А.В.Головин. Абсолютным победителем в номинации "Воспитатель года" была признана Симанчук Лидия Алексеевна, в номинации "Учитель года" -Дитц Екатерина Александровна. Екатерина Александровна также одержала победу в интернет-голосовании на сайте управления образования, участие в котором приняли более 3300 человек.
Победителям вручены дипломы, денежные премии и подарки, предоставленные спонсорами, Шурышкарской районной организацией Профессионального союза работников народного образования и науки РФ.
Юбилейный праздник педагогического мастерства завершён. Он зажёг новые яркие имена педагогов, в чьём подвижничестве - будущее Шурышкарского района.


Герои нашего времени

А что же те, ради кого, собственно, весь конкурс и создан? Что же участники? Среди них оказались те, кто нашёл в себе смелость попытать удачу в конкурсе не в первый раз. Лариса Петровна Жаринова каждое своё участие в конкурсе профессионалов засчитывает как неоценимый, особый опыт, несравнимый ни с каким другим. Для Екатерины Петровны Коневой конкурс стал поводом для размышления, ярким событием, которое сделало этот год особенным. Наталья Андреевна Озелова пришла к решению участвовать в конкурсе заблаговременно и сознательно: "Мне очень хотелось пообщаться со своими коллегами, научиться у них чему-то новому".
- Моё решение участвовать в конкурсе, - признаётся участница из Овгорта Елена Тимофеевна Лонгортова, - не было спонтанным, я решилась на него давно. Хотелось подвести итог своей работы за три года, посмотреть чему я научилась, как я могу сладить с другими детьми, работать в другой обстановке.
Мужчина-педагог все еще редкость. А потому единственный участник-мужчина так или иначе был в центре слегка повышенного внимания. Его мастер-класс по обучению танцам любого далекого от этого искусства был воспринят на "ура".
- Весь опыт, конечно, Северная панорамапоказать не успел, - говорит Александр Александрович Дюсмикеев, а мастерство как педагога хореографа в рамках отведенного времени показать получилось. Сам конкурс мало чему научил, зато я убедился, что, как я относился к людям другой специфики работы с уважением, так и отношусь. Все педагоги молодцы.
Кто-то из участников сравнил конкурсный марафон с одним днём из жизни учителя: здесь и уроки, и классные часы, и педсовет... Один день -это так мало и так много. Один день, а в нём - целая жизнь.

Татьяна Захаревская.
Фото управления образования и Татьяны Паршуковой.



Вы наш -Учитель!

Учитель - одна из самых трудных профессий. Но только самые творческие, трудолюбивые, любящие детей становятся настоящими Учителями. Ведь дать имя Учитель, можно не каждому. Привить интерес детей к учебе - дар. Научить можно лишь тому, что любишь. Если учитель придерживается этой позиции, тем успешнее и он сам, и его ученики. Примером для нас является учитель русского языка и литературы Филиппова Елена Порфирьевна. Сегодня -мы выпускники, не совсем далекого 2007 года, многие из нас живут в разных уголках страны. Но память об учителях остается. Вот, что пишут мои одноклассники. "Впервые наш класс познакомился с Еленой Порфирьевной на внеклассном мероприятии, посвященном памяти В.С.Высоцкого, а спустя некоторое время она стала учить нас русскому языку и литературе.Интерес к урокам был обусловлен умением Елены Порфирьевны подать материал так, чтобы его поняли и усвоили. Изучение каждого художественного произведения сопровождалось фактами из биографии авторов и интересными заметками.на уроках литературы мы могли рассуждать на самые разные темы, поднимать актуальные вопросы, делиться своим собственным мнением, что впоследствии помогло лично мне научиться анализировать и всегда четко формулировать свои мысли.А когда на уроках мы писали стихи, иллюстрировали главы "Мертвых душ" Н.В.Гоголя, читали хором "Ночь, улица, фонарь, аптека" А.А.Блока, учили основы риторики, то весь класс погружался в мир творчества и вдохновения. Все это оставило приятные воспоминания о школьном времени и об этой удивительной, яркой личности. От всей души хочу сказать искреннее "Спасибо!" за все ваши наставления и советы! Желаю Вам радости, благополучия и чтобы каждый день приносил Вам исключительно счастье!".
Яна Тэсида, г.Ханты-Мансийск.

Особые слова благодарности хочется сказать Филипповой Елене Порфирьевне, учителю русского языка и литературы, а также нашему классному руководителю в старших классах. Удивительный человек, основными качествами которого порядочность, честность, справедливость. Энергичность и неутомимость проявляются в каждом слове, жесте, а на уроках всегда было очень интересно, даже если разбирали скучную поэму. До сих пор помню уроки литературы, когда прочитанные произведения открывались совсем с другой стороны, когда не просто прочитала и забыла, а осмыслила и сделала выводы. Спасибо за знания, за поддержку, за понимание! С Днем Рождения!
Алёна Рындина (Пиналей), г.Ангарск

Чем дальше в прошлое уходит 2007 год, тем яснее я понимаю, как много мне дала наша школа, учителя, наш классный руководитель в старших классах -Елена Порфирьевна. Умение анализировать текст, выявлять главное и второстепенное, структурировать свои знания, мыслить независимо, искать творческие решения, самостоятельно добывать знания, не бояться трудиться и добиваться цели. Эти навыки не только помогли мне приобрести интересную профессию -они сформировали мой подход к жизни.

Дорогая
Елена Порфирьевна!
Поздравить с Днем рожденья Вас
Мы от всей души хотим.
Вы - наш Учитель, мы -ваш класс,
Мы Вас благодарим.
Пусть Ваши сбудутся мечты,
Хотим Вам пожелать
Любви, здоровья, доброты,
Совсем не унывать.
Спасибо Вам! Желаю крепкого здоровья и радости.
Алла Михайлова и выпуск 2007года с.Овгорт.

1 марта 2014 года № 9

Северная панорама
© "Северная панорама". При использовании материалов
ссылка на "Северную панораму" обязательна.