Северная панорама

этнофорум “мой шурышкарский”

Яркий праздник северных народностей "Мой Шурышкарский" - под таким слоганом 23-24 июля прошел районный этнокультурный форум, собравший представителей народов коми, ханты, русских из всех поселений района, гостей из-за пределов округа и даже зарубежья. 135 человек заявилось на участие в этнокультурном форуме

Северная панорама По окончании семинара "Этнокультурное общение: опыт проблемы решение", прошедшего в рамках программы фестиваля, на центральной площади райцентра состоялось торжественное открытие этнофорума. С поздравлением ко всем участникам обратился глава района Андрей Головин. Он поблагодарил собравшихся за вклад в сохранение и развитие местной многонациональной культуры, которая несет позитивную энергетику. Приветствовали участников также глава поселения Степан Семяшкин, руководитель регионального движения "Изьватас" Валентина Шахова. Для всех жителей села участники этнофорума, а также артисты ЦНТ презентовали концертную программу, которая завершилась этнодискотекой. На следующий день все участники и гости этнофорума в прямом смысле высадились десантом на берег Ханты-Мужей. На главной площадке парка-музея "Живун" развернули выставочные палатки, была организована торговля, делегации демонстрировали национальную кухню. Большой стол угощений с самоваром развернули представители "Коми-избы". Почти из каждого села были представлены выставки ДПИ: украшения, одежда, сувениры, деревянная посуда и другие предметы быта.
Для мастериц ДПИ этнофорум - это не только возможность представить всем своё умение и мастерство в вышивании и бисероплетении, но и показать свой колорит, свои узоры, поделиться опытом. Кроме того, это и возможность что-то приобрести или продать, потому как любой национальный праздник создает условия для реализации своей ручной продукции.
Хантыйская мастерица Зоя Ильинична Сандрина поделилась опытом изготовления национальной обуви. -Бурки сшить можно за день, - говорит мастерица, - а вся сложность изготовления заключается в подготовке и в выделке оленьих лап, процесс трудоемкий: из 60-70 штук надо подобрать подходящие по цвету, обработать мех, выделать, сшить. Мне помогает муж, он подшивает подошву, которую специально закупаем в городе, внутри отделываем сукном и цигейкой. Сейчас пара стоит 13 тысяч, зимой подороже - 15. Такую обувь, если бережно, можно носить 15 лет. Нельзя бурки ставить на батареи и печки, а сушить только при комнатной температуре.
По словам мастерицы, спрос на бурки есть, за зиму она реализовала около 50 пар. На прилавке также красовались так называемые "хантыйские тапочки", изготавливаемые тоже из шкур оленей, которые очень удобны в сельском обиходе и тоже пользуются спросом. Так профессия швеи, полученная в молодости, Зое Ильиничне пригодилась и на пенсии.
Северная панорама Шестичасовая концертная программа участников объединенного фестиваля была представлена колоссальным количеством разнообразного и уникального фольклора трех народов и разных языковых групп. Участники пытались показать национальную исключительность той земли, на которой живут и жили предки.
В полной мере отобразил это в своем выступлении коллектив "Щаня ех" (Овгорт). Звонкими голосами звучали русские народные песни творческих коллективов из Мужей и Шурышкар, большой задор и позитив продемонстрировали питлярцы и лопхаринцы. А вот горковскому и шурышкарским коллективам было не занимать в тонком национальном юморе в бытовых инценировках. Не меньше рассмешил публику дуэт Ивана Сандрина и Дианы Тарагупта, которые показали миниатюру о рыбалке, где рыба клюет только у новичков. Многие выступления и сценки были исполнены на своих языках, поэтому уловить детали могли далеко не все, но визуально догадаться было несложно. Стоит отметить актерское мастерство исполните- лей, так как, по сути, они играли самих себя.
А вот уж для кого баян играл с размахом, так это для восяховского коми-коллектива "Шондыбан", баянист Александр Иванович Конев и после концерта не выпускал из рук баяна.
- Восяхово всегда считался певческим поселком, - говорит он, - нужно играть и петь так, чтобы душе было приятно. Петь и выступать мы всегда рады, жаль, что не все коми-коллективы смогли сюда приехать. Есть у нашего ансамбля и подрастающая смена - это юные артисты Миша Конев, Иван Беляев, Женя Ниязов, Саша Ефремов. Понятно, что надо с рождения приучать детей любить свою культуру и язык, для этого нужны мотивация и возможность выезжать хотя бы на такие мероприятия, что, к сожалению, не всегда получается.
Коллектив "Шондыбан" за 30 лет много гастролировал, особенно запомнилась поездка в Республику Коми, где их очень тепло встречали.
В перерыве между выступлениями гостей и участников фестиваля в большой палатке кормили горячим обедом, кроме того, большой самовар кипел на протяжении всего праздника.
С широкой концертной презентацией выступил молодой вокально-танцевальный коллектив "Ас ай ех" из поселка Теги (ХМАО), особенно живо смотрелся танец огня. Буквально зажег и подбросил эмоций уже слегка подуставшей публике азовский танцор Тарас Тарасов, исполнивший национальный танец в современном стиле - ему самые громкие овации и приз зрительских симпатий.
Северная панорама - Мы уже больше четырех лет выступаем, - говорит участница группы "Ас ай ех" Юля Гудкова, - в прошлом году были здесь на фестивале "Ван рутат" и снова сюда приехали. - В своем поселке мы выступаем на всех концертах, не раз ездили и в Ханты-Мансийск. Нравится не только выступать на гастролях, но еще и хочется оставить след в культуре, показать ее другим, отличать тонкости диалекта и особенности пошива одежды национальной. А они есть: если у нас платье шьется из одной ткани, то у здешних женщин - из материи двух цветов, и косы длиннее.
Понаблюдать за народным творчеством в Ханты-Мужи приехала доктор финно-угорских языков сотрудница Хельсинского университета финка Мерья Сало.
- Здесь я собираю фольклор и изучаю шурышкарский диалект, провожу анкетирование, кроме того, собираю материалы о быте местных народов и природ этого края. - Уже побывала в Питляре, сейчас цель - посетить Овгорт, попасть на Сыню. Я заметила, что ханты очень гостеприимный народ, они любят общаться с гостями, носить традиционную одежду. В этом году лето очень позднее, думала, что получится пособирать растения, а у вас зелень только-только появилась. Я участвую в проекте по изучению шурышкарского ханты литературного языка и грамматики, который рассчитан на три года. В будущем планируется выпустить ханты-русско-финский словарь, если можно так сказать. Также появятся переводы финских книг на шурышкарский ханты-диалект. Кстати, речь хантов понимаю, но разговаривать пока хорошо не умею.
На площадках этнофорума проводились мастер-классы по вышиванию орнамента, бисероплетению и изготовлению охотничьих луков. В последнем случае представитель молодежного отделения местной ассоциации "Ямал-потомкам!" Алексей Лонгортов рассказывал и показывал историю возникновения и технологию изготовления. Лук появился тогда, когда сократилась популяция крупной добычи, сгиб дерева выдавал энергию, что натолкнуло человека на создание такого открытия, что сравнимо с изобретением колеса. Есть интересная версия, что вместе с изобретением лука стали появляться прообразы первых музыкальных инструментов. После изготовления оружия был обязательный тест на стрельбу, который прошли почти все, во время изгиба концов палки некоторые заготовки ломались в руках молодых охотников, но это не останавливало их, они начинали заново мастерить оружие.
- Впервые сюда приехала, интересно посмотреть, как живут местные народы, - говорит казымская певица и мастерица Людмила Кондрашина, мы приехали с выставкой и песнями. Здесь, смотрю, такие большие коллективы, и их много. У нас гораздо скромнее, хотя Казым негласно считается центром хантыйской культуры в ХМАО. Именно у нас проводят все крупные окружные мероприятия, есть свой этнографический парк-музей. Мне понравилось, что много людей приехало, мы увидели и услышали много творческого фольклора - песен и танцев, познакомились, пообщались. У нас в районе и коми-зырянская группа есть из пяти участников. Очень красивые наряды у местных женщин, языкового барьера даже не почувствовали, все понятно. Правда, заметила, что ваши национальные коллективы используют в творчестве русские мотивы, наши же музыка и песни почти не видоизменились.
- Интересный формат этнофестиваля мне понравился, - делится впечатлениями Владимир Елескин, - я всегда бываю на подобных мероприятиях, когда собираются все местные народности, которые занимаются культурой и заинтересованы в сохранении традиционного языка.
- Вот, думаю, дочь тоже привлекать и приобщать к культуре, - рассуждает Владимир, - ведь для того, чтобы говорили, нужна соответствующая среда, и такие мероприятия позволяют окунуться в нее с головой.
По окончании концертной программы всех участников ожидал большой ужин с ухой и разными угощениями, и на высокой ноте завершила программу этнофорума праздничная этнодискотека. Если не каждый, то почти все участники получили ценные памятные подарки на этом фестивале.
Участники и фольклорные коллективы благодарят всех организаторов этнофорума - Администрацию района, Управление культуры, культорга-низаторов, работников ЦДиНТ, сотрудников музея и всех задействованных лиц - за хороший уровень проведения такого масштабного мероприятия как этнофестиваль "Мой Шурышкарский".

Вениамин Горяев.
Фото автора и Татьяны Паршуковой.


Северная панорама
"Северная панорама". При использовании материалов
ссылка на "Северную панораму" обязательна.


Яндекс.Метрика