Северная панорама

на встречу юбилею

Главный воспитатель - труд!
Продолжение цикла публикаций об истории Горковской
коррекционной школы к 50-летию образовательного учреждения

Северная панорама

"Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека".
ВА. Сухомлинский.


Много сил было положено на создание системы трудового обучения и воспитания детей Горковской коррекционной школы. По существующей тогда программе трудового обучения было достаточно одного профиля трудовой подготовки с минимальным набором трудовых умений. Можно было организовать и так, но разве это интересно? Прежде всего, детям: повторять одну и ту же трудовую операцию, не видя уровня её практического применения? А педагогу?
Новые идеи принёс в школу первый учитель трудового обучения по столярному делу Белкин Павел Матвеевич (1974-1988). Имея большой опыт работы в средней школе, он, практически с нуля, создал прекрасно оборудованную мастерскую, адаптировал учебные программы, а главное - увлёк мальчишек столярным делом. Урочного времени на все идеи не хватало. Поэтому ребята много занимались в кружке, совершенствуя свои навыки работы с древесиной, создавали настоящие, нужные для школы изделия - полочки, вешалки, даже парты для классов, учились сами ремонтировать мебель и школьное имущество.
Но самым интересным была чеканка по металлу - невиданное в те времена в посёлке увлечение самого Павла Матвеевича, секретам которого он и обучал наших мальчиков. А ещё внеурочная работа на всех стройках, которые тогда велись в школе - тоже ведь надо научиться и конопатить, и дранку приколотить. А весной - работа на пирсе Горковского рыбозавода, который охотно принимал помощь воспитанников по сколачиванию ящиков для рыбы, по проведению несложных ремонтных работ в сушильном цехе.
В 1978 году было решено расширить профили трудового обучения для мальчиков. Была открыта вторая трудовая мастерская - мастерская по слесарному делу. Учителем слесарного дела был принят Лягунов Александр Гаврилович (1978-1993). Мастер токарных и слесарных работ, Александр Гаврилович увлёк мальчишек секретами обработки металла, научил создавать нужные в хозяйстве вещи, такие как крючки, вешалки, накладки для замков, щеколды, дверные петли, вешалки для одежды, металлические кашпо для цветов. Мальчишки научились плести цепочки из проволоки и сами создавали себе украшения для настоящих мужчин. А ещё, по уже установленной традиции, принимали участие в хозяйственных работах в школе. Где кран подтекает, где батарея закапала, где засов сломался - всё ремонтировали, чинили, приводили в порядок. А сколько топоров и лопат наточили - не пересчитать! А сколько скребков сделали для школы и групп! Сами! Конечно, Александр Гаврилович помогал советами, показывал, как и что. Шутки и прибаутки в общении не иссякали. Даже за проколы ругал необидно. Поэтому и тянулись к нему дети, уважали и старались быть похожими на своего учителя, по-мужски подходить к решению любых проблем.

Северная панорама

Наши женщины - трудовики тоже не отставали от своих коллег - мужчин. Творчества и новых идей хватало. Традиционно в нашей системе девочек обучают швейному делу. Начинала эту работу Попова Александра Степановна. На её плечи легла ответственность оборудовать мастерскую, адаптировать существующие программы, дополнив их разнообразными видами швейного ремесла. А ещё сделать уроки швейного дела интересными и увлекательными для воспитанниц.
Кроме азов швейного дела девочки учились ремонтировать одежду, перешивать вещи, украшать свои наряды вышивкой, самосвязанными кружевами и аппликацией. В то время появилась хорошая традиция - выпускницы сами шили себе платья на выпускной вечер. А кому хочется на своём выпускном быть в неудачном наряде? Вот и старались. И пусть шили из ситца или штапеля, но зато фасоны по последнему слову моды. Это ли не стимул? А в жизни потом очень многим пригодилось такое мастерство!
Но время течёт неумолимо. На смену Александре Степановне пришла Беляе-вских Тамара Григорьевна. И снова количество усилий перешло в их качество. При Тамаре Григорьевне швейное дело получило новое направление - усилилась его практическая направленность. Довести до совершенства трудовые навыки помогает многократное повторение трудовой операции - так требует методика. Виды швов, их качество отрабатывались на пошиве постельного белья для всего интерната. Зачем покупать в магазине, когда можно сшить самим? Такую задачу ставила Тамара Григорьевна. И ведь шили для всех и наволочки, и пододеяльники. И даже заказы из посёлка брали.
Тамара Григорьевна придумала ещё и заправочные наволочки - специально пошитые и украшенные кружевом ручной работы, которое тоже делали девочки на кружках, на уроках и даже в свободное время. И сразу стало уютнее в спальнях интерната, хотя и ворчали мальчишки по утрам, заправляя свою подушку в эту красивую наволочку. Эта традиция сохранилась в группах и по сей день. Спасибо Тамаре Григорьевне!

Северная панорама

А ещё старшие девочки шили одежду для младших воспитанников - домашние платья, рубашки, брюки, юбки. Это позволяло хоть немного экономить школьный бюджет, да и дети были заняты полезным делом. И не нужно было тратить много слов убеждения, чтобы доказать важность трудовой подготовки. Мотивация возникала естественным путём, девочки видели, что их изделия востребованы, их труд нужен школе, они успешны в этой деятельности.
Традиционно к каждому празднику шились костюмы. Обычно из подручных материалов, но как красиво, качественно и со вкусом! Практически сразу же в школе организовали костюмерную - там хранили все костюмы. И никогда не было проблемы: во что нарядить ребёнка в том или ином номере праздничного концерта.
Работа кипела и спорилась. И снова пришла идея расширить профиль трудового обучения для девочек. Наверное, школа как магнитом притягивала к себе творческих людей с их необычными идеями.
В 1973 году в школу была принята Сязи Антонина Макаровна - ныне учёный -этнограф, автор многих научных трудов по культуре народа ханты, хранительница народных традиций и обычаев. А в те времена - выпускница СПУ. Именно она принесла идею обучения воспитанников школы-интернат, оторванных на долгие годы обучения от своих национальных корней и традиций, основам национально-прикладного ремесла. И ведь как в точку! Конечно, идея была поддержана. И с лёгкой руки Антонины Макаровны в учебном плане появились уроки национально-прикладного искусства. Девочки учились плести из бисера, выделывать шкурки, работать с мехом и сукном, шить бурки, создавать неповторимые по красоте национальные узоры, осваивая именно традиционные народные техники. Да и методика была с национальными традициями - этнопедагогика на практике! Работая, девочки слушали и воспринимали основы культуры своего народа, перенимали секреты общения. Этот опыт стал инновационным на уровне округа, а Антонина Макаровна получила хороший старт для своего творческого успешного развития.

Северная панорама

В 1977 году педагога сменила творческая, умелая рукодельница, мастерица на все руки Копорулина Галина Ивановна. При ней уроки НПИ получили новое содержание, вышли на новый уровень развития. Для успешного продвижения педагогического опыта Галина Ивановна разработала авторскую программу трудового обучения по национально-прикладному искусству с учётом всех особенностей и условий обучения. Программа была одобрена и рекомендована для работы Министерством Просвещения. В то время это было методическим прорывом.
Именно Галина Ивановна стала принимать активное участие в творческих конкурсах и выставках различного уровня. Это сейчас дело привычное и распространённое, а тогда конкурсы, выставки были делом редким и очень ответственным. Проводились они на различных уровнях, вплоть до Москвы, и представить себя, свою работу нужно было уметь. Но справились! Всегда привозили призовые места, грамоты и подарки. Мотивация учениц тоже была на высоте. Большой популярностью пользовалась наша мастерская и в посёлке, и в районе. Не было отбоя от заказов на пошив шапок, бурок, изготовление вязаных изделий, поделок из бисера. Мастерская НПИ была похожа на мини - музей, настолько эстетично, продуманно, тематически выверено была оформлена её экспозиция.
Педагоги трудового обучения коррекционной школы еще в начале своего пути были уверены в том, что ребенок (особый ребенок), погруженный в трудовую деятельность, получает возможность быть успешным, принимаемым в обществе. Каждый воспитанник должен был получить настоящую трудовую закалку, которая, как бы ни сложилась его дальнейшая судьба, потребуется ему в любой сфере деятельности.
Продолжение следует...

Н.К. Русских,
педагог Горковской МС(К)ОШИ.
Фото из архива школы.


   На главную страницу "Северной панорамы"
Северная панорама
"Северная панорама". При использовании материалов
ссылка на "Северную панораму" обязательна.


Яндекс.Метрика