Северная панорама

навстречу юбилею

Славные кудесники Школьного Дома
Продолжение истории Горковской коррекционной школы

Северная панорама
Выпускники и педагоги школы-интерната после "Последнего звонка"

Пережив все тяготы первых лет становления школы, наработав опыт, школьный коллектив трудился стабильно, творчески, продуктивно. В жизнь школы прочно вошли традиции трудового воспитания, спортивной и творческой работы, индивидуальный и дифференцированный подход к каждому воспитаннику. В центре Школьного Дома всегда был ребёнок, с его особенностями, проблемами, радостями, потребностями. Отдельной страницей в истории школы тех лет значится воспитательная работа в школе.
Труд педагога-воспитателя никогда не был лёгким. Вдвойне сложным он является для воспитателей школы-интерната, и ещё раз вдвойне - для воспитателей, работающих с таким сложным контингентом воспитанников, как наши дети. Без праздников и выходных, до позднего вечера (отбой у детей в интернате в 21.00, а подъём в 7.30), с разорванным рабочим днём - в таких условиях работали и теперь работают наши воспитатели.
В то время воспитательное направление возглавила Венгерская Лидия Георгиевна, сменив на этом посту Попову А.С. Энергичная и очень ответственная, Лидия Георгиевна стала лидером воспитательской части коллектива, организатором многих интересных и полезных дел. Воскресные прогулки в с.Кушеват стали традиционными, там ребят ждали игровые программы и обязательная фляга горячего чая со свежим хлебом. И множество рассказов об истории этого места, о традициях жителей да и просто старинные сказки и житейские байки - на них Лидия Георгиевна была большой мастерицей.
В то время в школе было много молодых педагогов - выпускников педучилища. Для многих Лидия Георгиевна стала наставником. Именно под её руководством они формировали свой педагогический опыт, на практике проверяя постулаты педагогической теории.
Макарова Людмила Алексеевна начинала свою деятельность с должности пионервожатой, затем перешла работать воспитателем. Эта должность оказалась её призванием. И этой работе она отдала 45 лет, выпустив не одно поколение ребят в самостоятельную жизнь социализированными, организованными, ориентированными на трудовую деятельность. Самоотдача в работе - её профессиональный стиль. Ещё одна отличительная черта - постоянное самообразование. Все новинки методической и специальной литературы становились активными формами деятельности в профессиональной копилке Людмилы Алексеевны. Любая проблемная ситуация с детьми решалась с опорой на рекомендации психологов, дефектологов, медиков. И это был профессиональный подход.
Янкова Сачита Бакиевна - человек, призванием которого стала работа воспитателем в школе-интернат. И этой работе она отдала без малого 40 лет. Требовательная и строгая с одной стороны, а с другой добрая и отзывчивая, понимающая, не скупящаяся на добрые слова похвалы, поддержки и одобрения в адрес ребёнка. Ругай, чтобы никто не слышал, а хвали, чтобы слышали все -педагогический принцип Сачиты Бакиевны. В любой ситуации она всегда защищала своих воспитанников, очень ревностно выслушивала жалобы и нарекания в их адрес, а сама находила оправдания их действиям в разговорах с коллегами. А потом, наедине, без посторонних глаз, тоже находила слова, после которых не многим хотелось хулиганить и безобразничать, поэтому её классы всегда отличались сознательной дисциплиной, ответственностью, трудолюбием и были постоянными победителями внутришкольного соревнования.
Гок Людмила Александровна отдала воспитательной работе 30 лет. На воспитательских часах, самоподготовке, в неформальном общении она учила детей считать и писать, прививала любовь к чтению и рукоделию, формировала навыки самообслуживания, расширяла социальный кругозор. А ещё учила любить Родину и родной край, уважительно относиться к старшим, помогать малышам, следить за порядком в группе.
Совместные дела как ничто другое сплачивают детский коллектив - считала Людмила Александровна. И придумывала интересные, совместные, творческие формы работы со своими воспитанниками, на практике подтверждая правильность методики коллективных творческих дел.
Воспитанники другого педагога-стажиста Карачёвой Нины Дмитриевны всегда отличались общественной активностью. Это были интересные и любознательные дети. С начальных классов Нина Дмитриевна развивала интерес к событиям в посёлке, районе, округе, стране. Ребята с удовольствием читали газеты, смотрели выпуски новостей и очень любили обсудить увиденное и услышанное, узнать мнение других педагогов по тем или иным событиям. А потом становились лидерами школьного соуправления и активными участниками детской организации, где проявляли себя только с хорошей стороны.
Всегда выдержанная, спокойная, доброжелательная Нина Дмитриевна и своих воспитанников учила бесконфликтному общению, уважению чужого мнения - качествам, так необходимым любому человеку в самостоятельной жизни.
Северная панорама
Н.Д.Карачёва даёт напутствия своим выпускникам

Великолепная рукодельница, она передавала секреты своего мастерства ребятам. Не только девочки, но и мальчишки умели вязать, штопать, чинить свою одежду. А какие ажурные, аккуратно и со вкусом вывязанные шали, шарфы, накидки делали её девочки! Эти изделия пользовались спросом у модниц посёлка, и от заказов не было отбоя.
Мальчики с удовольствием занимались в кружке по столярному делу, мастерили табуретки, полочки, хлебницы. Аккуратно выполненные и украшенные резьбой поделки охотно приобретали жители посёлка на радость юным мастерам. Так на практике, без лишних слов, формировалось грамотное экономическое поведение, повышался эффект работы по социализации воспитанников.
Новые идеи принесла в школу Хибинская Людмила Фёдоровна. Она появилась в коллективе, уже имея свой большой педагогический опыт, свои наработанные подходы и методики воспитательной деятельности, что не помешало ей стать частью коллектива единомышленников. На открытых занятиях и общешкольных мероприятиях она делилась с коллегами своими профессиональными умениями и знаниями. Сама перенимала интересный опыт, творчески подходила к работе. Умело решала детские проблемы, для каждого ребёнка находила свой подход и доброе слово. Ребята её класса всегда были аккуратными, старательными, спокойными, всегда заняты каким-нибудь полезным делом. Людмила Фёдоровна считала, что авторитарные методики воспитания только вредят нашим особенным детям. Быть рядом с ребёнком, помогать, поддерживать, направлять - главная задача воспитателя и её педагогическая позиция.
Уже 40-ой год успешно реализует в воспитательной работе принципы этно-педагогики Талигина Надежда Илларионовна. В своё время это тоже было инновацией, смелой идеей. Надежда Илларионовна сама была воспитанницей интерната, поэтому, как никто другой, понимала своих воспитанников, принимала их проблемы, радости и огорчения. И всегда стремилась создать для ребёнка условия, наполненные добротой, заботой и пониманием, скрасить тоску по родному дому и родным людям. А ещё, как настоящий патриот родного края, Надежда Илларионовна много сил, энергии отдаёт делу сохранения родной культуры, национальных обычаев и традиций своего народа. Ведь воспитание души не менее важно, чем просвещение ума. Прививает ребятам уважение к своей национальности, любовь к своей малой родине - шурышка-рской земле. Её воспитанники хорошо знают фольклор и литературное краеведение, национальные праздники и традиционное мастерство, уважительно относятся к истории своего народа, своего края.
После Венгерской Лидии Георгиевны руководить воспитательным процессом в школе была назначена Белкина Людмила Митрофановна - уникальный человек и замечательный педагог, прекрасный организатор и толковый администратор. А ещё дипломат, тонкий психолог, отзывчивый человек, душа коллектива. "Наша Митрофановна" -не многие удостаиваются чести получить такое "звание". Мудрая и отзывчивая, она стала для нас Учителем, Наставником, Советчиком и хорошим другом. Очень нелегко руководить творческими людьми, да ещё и, в большинстве своём, женщинами. Да ещё такими, которые и сами личности в лучшем понимании этого слова. А она могла. Умела найти подход к каждому, сказать слова одобрения, похвалы, поддержки - так, что крылья за спиной вырастали. Указать на ошибки и на место поставить без обид и злопамятства. Выслушать претензии, погасить эмоции, сгладить конфликтные ситуации, вдохновить на новые дела, оказать методическую помощь, научить - это было её работой. Работой, которой она посвящала себя, отдавала свои силы, свою мудрость и энергию.
Безусловным авторитетом и уважением Людмила Митрофановна пользовалась и в детском коллективе. Она умела видеть каждого ребёнка: его настроение, душевное состояние, по внешнему виду определяя - насколько комфортно он себя чувствует. Дети по одному её взгляду понимали, какую оценку даёт педагог тем или иным их действиям. И не было в школе проступков, которые остались бы не замеченными её взглядом. И все нарушители дисциплины всегда выводились на чистую воду, признаваясь и раскаиваясь.
Людмила Митрофановна была сильным лидером коллектива. И сумела успешно объединить мудрость и опыт педагогов-стажистов с энергией, напором и творческими идеями молодого поколения воспитателей.
В разное время и разные сроки работали воспитателями: Симонова Лилия Сергеевна, Ефанова Любовь Геннадьевна, Пасечник Любовь Ростиславовна, Гудкова Алла Алексеевна, Дитц Галина Александровна, Сафонова Елена Александровна, Балина Галина Михайловна, Шахова Татьяна Александровна, Хозяинова Галина Петровна, Елисеева Лидия Андреевна, Гранкина Нелля Михайловна, Бортвина Вера Ивановна, Бикметова Л.И., Замятина Светлана Владимировна, Ахметова (Блискунова) Людмила Васильевна, Аверина Мария Леонтьевна, Зайцева Валентина Семёновна, Ануфриева Елизавета Петровна. По-разному сложились их профессиональные судьбы, но опыт, приобретённый в школе, был отправной точкой для успешной педагогической карьеры у многих. Кто-то из них уехал из посёлка и продолжил свою педагогическую деятельность за пределами округа, а те, кто остался, остались в школе навсегда.
Многие из них получили профильное дефектологическое образование и успешно трудились многие годы, оставив о себе добрую память.
Хозяинова Галина Петровна, Балина Галина Михайловна, Замятина Светлана Владимировна были переведены в учителя начальной школы. Ахметова Людмила Васильевна сделала успешную карьеру школьного психолога. Зайцева Валентина Семёновна перешла работать в детский сад. Все оформительские работы в школе, уроки и кружок ИЗО стала вести Гранкина Нелля Михайловна. Ушла в среднюю школу учителем начальных классов Дитц Галина Александровна.
Коллектив жил и развивался. Радовали показатели учебно-воспитательной работы. С некоторых учеников полностью были сняты диагнозы, что позволило им продолжить учебу и окончить средние учебные заведения. Большая часть выпускников успешно адаптировалась в самостоятельной жизни. Приученные к физическому труду, правильно ориентированные, выносливые, сильные ребята находили работу, успешно трудились во многих организациях района. Многие вернулись к традиционному образу жизни в родных гортах и угодьях. А это уже успешный показатель работы педагогического коллектива: значит, работа идёт правильно, слаженно, в нужном направлении!

Н.К.Русских, учитель Горковской МС(К)ОШИ.
Фото из архива школы.


   На главную страницу "Северной панорамы"
Северная панорама
"Северная панорама". При использовании материалов
ссылка на "Северную панораму" обязательна.


Яндекс.Метрика