Северная панорама

навстречу юбилею

Воспитатели добрых чувств!
Продолжение истории Горковской коррекционной школы

Хор учителей под руководством Хибинского А.А.,
солисты Гудков П.М. и Ахметов Э.И.

Система учебно-воспитательной работы, как и любая другая система, может работать успешно лишь в одном случае: если все составляющие компоненты работают слаженно, без сбоев и неполадок. Успешный труд педагогов, администрации школы, достижение хороших результатов, создание комфортной среды для воспитанников невозможно представить без библиотеки, музыкальной деятельности.
В самом начале становления школы из-за стеснённых условий жизни, постоянной нехватки то одного, то другого, в постоянном круге хлопот и забот о будущем как-то не доходили руки до организованной деятельности школьной библиотеки. Нет, важность и значимость этой работы в учебно-воспитательном процессе никто не отрицал. Постепенно накапливался запас литературы, периодических изданий, необходимых для детей и педагогов. Но не было системы в этом направлении, не определена сфера деятельности и возможности взаимодействия по решению основных задач школы.
Только в 1975 году в школе появился первый профессиональный библиотекарь Хозяинова Любовь Степановна. Один год заведовала библиотекой Русмиленко Ольга Ламовна. К сожалению, других сведений об этих сотрудниках мы не смогли найти.
В 1977 году вести работу библиотеки стала Колчанова Светлана Александровна - энергичная, влюблённая в литературу и заряжающая окружающих интересом к великому миру книг и чтения. Большое помещение новой библиотеки было оборудовано стеллажами, стендами, выставками, портретами писателей. В практику работы школы стала входить популяризация чтения: организация книжных выставок, библиотечные уроки, библиотечные часы, привлечение детей к чтению, развитие у них читательского интереса, любознательности.
А потом и ответственность за уровень сформиро-ванности читательских навыков, выполнение норм техники чтения (вместе с учителями начальных классов и учителями-предметниками, воспитателями, логопедом). Совместно с логопедом школы Гориной Ниной Павловной анализировали результаты проверки техники чтения, искали пути решения проблем. Это был новый уровень работы библиотеки.
Колчанова С.А. Светлана Александровна взаимодействовала с учителями и воспитателями, дополняла планы учебно-воспитательной работы своими мероприятиями. В марте проводился праздник "Неделя детской книги", и это стало традицией на долгие годы. Ставили небольшие спектакли, обычно с учениками 7-8 классов. Проводили интегрированные уроки по творчеству детских писателей.
Методика преподавания в нашей школе предполагает активное использование наглядности, ТСО. Поэтому в библиотеке была собрана фонотека, подборка диафильмов по всем направлениям. А по выходным Светлана Александровна была киномехаником! На небольшой киноустановке "Русь" показывала фильмы в интернате.
Школьная библиотека привлекала детей разнообразием детских книг и журналов. В то время было много интересных газет. Дети помогали делать подшивки, сами с интересом читали, умели ориентироваться в событиях страны, района и округа.
Каждый мог найти книгу по душе и интересам. Во время шумной перемены дети прибегали посидеть в тишине, поговорить с библиотекарем, полистать газеты и журналы, посмотреть тематические выставки книг.
Благодаря Светлане Александровне складывались традиции, накапливался опыт, достигались результаты в совместном труде. Да и просто было очень интересно. И работа библиотеки стала неотъемлемой частью работы школы.
Накопленный опыт работы успешно переняла Долгушина Алевтина Константиновна. И не просто переняла, а наполнила его новыми интересными делами, творческим подходом в решении учебно-воспитательных задач, применяя различные методические приёмы и интересные формы работы с информацией, поток которой значительно увеличился.
Долгушина А.К. Работа библиотеки стала активно интегрироваться с проведением предметных недель по родному языку, истории, географии, литературе, что активизировало познавательный интерес учащихся. Традиционно проводилась "Неделя детской книги", различные викторины и конкурсы читателей на сборах детской организации "Радуга". К государственным праздникам оформлялись тематические стенды в коридоре, книжные выставки.
Большое внимание Алевтина Константиновна уделяла знакомству детей с творчеством северных поэтов и писателей, проводила конкурсы рисунков и поделок по их произведениям, организовывала книжные выставки. "Медовая Обь" -это о творчестве М. Шульгина, "Бард снежной державы" - о Р. Ругине, "Певец обского севера" - об И. Истомине. Сами названия мероприятий завораживали и увлекали детей.
В библиотеке работал кружок "Юный библиотекарь", проводились акции "Книжкин доктор", "Друзья книг". Для активизации читательской деятельности ребят, улучшения показателей техники чтения Алевтина Константиновна разработала долгосрочный педагогический проект "Сказочный океан" и организовала работу в форме увлекательной игры.
В библиотеке появилась даже своя валюта - "библионики" (где там биткоину конкурировать). Вначале в проекте работали только младшие классы, а затем с удовольствием присоединились и старшеклассники.
Авторская программа внеклассного чтения "Путешествие в страну сказок" значительно подняла уровень техники чтения, активизировала читательский интерес, что способствовало качественному формированию навыков чтения, развитию речи, помогло улучшить показатели техники чтения.
Вместе со своими юными читателями, в рамках кружковой работы, наш библиотекарь принимала участие в конкурсах различного уровня, проводила мини-исследования по истории села и района.
В окружном конкурсе творческих работ "Моя малая родина" в номинации "История моего сельского поселения" вместе с ученицей 9 класса Алиной Лонгортовой заняли 1 место. Получали благодарности за участие в окружных акциях "Служили наши земляки", "Герои земли ямальской", а дважды Алевтина Константиновна становилась победителем районного конкурса "Библиотекарь года".
Большое значение в учебно-воспитательной работе отводилось музыкальной деятельности детей и взрослых. Для детей это дополнительное средство развития, коррекции и самовыражения, а хор педагогов школы - это престиж нашего учебного заведения. В школе всегда работали талантливые, творческие музыкальные руководители, влюблённые в музыку и развивающие музыкальные дарования.
Начинал музыкальную работу в школе Гудков Павел Михайлович - известный краевед, замечательный учитель истории, ныне заслуженный учитель России и почётный житель Шурышкарского района. К слову сказать, с лёгкой руки Павла Михайловича в школе начали вести летопись и фотолетопись школьной жизни. Увлечение фотографией пригодилось. До сих пор мы с интересом рассматриваем альбомы тех лет, видим на фотографиях счастливые лица детей и такие родные, молодые лица наших ветеранов. Как оценить великое дело сохранения истории школы в памяти коллектива, где найти те слова, чтобы выразить признательность и восхищение? А сам Павел Михайлович говорит, что это просто работа.
Уроки пения, музыкальные часы, подготовка художественных номеров, отчётных концертов, участие в работе пионерской организации при подготовке к районным слётам, репетиции и выступления школьного хора - всегда и во всём захватывающе интересно! Коллеги уважали, а дети просто обожали своего музыкального руководителя.
Затем музыкальное направление возглавил Хибинский Андрей Андреевич. Работа продолжалась, а школьные мероприятия украшались песнями, частушками, выступлениями школьного хора. Андрей Андреевич оформил кабинет музыки, собрал хорошую фонотеку, много времени и сил уделял хору педагогов, старался повысить музыкальную культуру школы.

Хибинский А.А., Устинов В.Д.

Затем в школе появился Устинов Виталий Дмитриевич, человек доброй души. К детям Виталий Дмитриевич относился по-отечески. Да и дети платили ему своим уважением и любовью. Любые споры, недоразумения и нарушения заканчивались, как только Виталий Дмитриевич брал в руки свой баян. Слова ему были не нужны. Да и зачем, если эмоции можно выразить музыкальными звуками. Если ребёнок хочет петь (даже имея для этого мало данных) - пусть поёт, значит, так хочет его душа, считал наш музыкальный руководитель. Помогал и поддерживал, вдохновлял и учил. Большое внимание Виталий Дмитриевич уделял хоровому пению, исполнению песен, которые стали традиционными в школе на всех школьных праздниках. И как это было здорово, когда в едином порыве дети и взрослые пели о Родине, о Ямале, о Победе, о школе, о детстве... Это сближало, сплачивало, заставляло немного по-другому посмотреть на окружающих. Это было сильнее слов и суеты. Музыка была лучшим воспитателем добрых чувств.
Продолжение следует.

Н.К.Русских, учитель Горковской МС(К)ОШИ.
Фото из архива школы.


   На главную страницу "Северной панорамы"
Северная панорама
"Северная панорама". При использовании материалов
ссылка на "Северную панораму" обязательна.


Яндекс.Метрика