Северная панорама навстречу юбилею

Вожатые детства
Продолжение истории Горковской коррекционной школы

Гудкова Алла Алексеевна ведет пионерский сбор

Для старших поколений наших соотечественников было привычным воспринимать детство как "красногалстучное". Практически все дети от 10 до 14 лет носили на шее красную треугольную косынку - знак принадлежности к всесоюзной самодеятельной общественно-политической организации детей и подростков. В деятельности пионерской организации формировалась активная жизненная позиция, неравнодушное отношение к школьным делам, желание проявить себя, поверить в свои силы. Никто не требовал, чтобы и наши особые дети были пионерами. Но педагоги школы считали пионерское движение неотъемлемой частью воспитательной работы.
Пионерская организация в школе была создана сразу же после ее открытия и в дальнейшем стала одной из лучших в районе. Начинала эту работу Макарова Людмила Алексеевна (19681974) - задорная, энергичная, хваткая выпускница СПУ. Затем пионерское братство возглавила Бычкова Людмила Фёдоровна (1974-1977). Собранная, организованная, она умело вела за собой детский коллектив, формировала лидерские качества и ответственность. Набравшись опыта, она перешла на пионерскую работу в среднюю школу.
В 1977 году пионерскую работу возглавила Жернакова Ольга Геннадьевна. Талантливый педагог, прекрасный организатор, человек, болеющий душой за порученное дело. Любое мероприятие было наполнено её творческой энергией. Не считаясь с личным временем, Ольга Геннадьевна всегда была в гуще событий, заряжая своим энтузиазмом окружающих. Дети начали принимать участие в районных слётах и хорошо показывали себя на фоне остальных ребят, неоднократно завоевывая призовые места. Тогда же в школе появились и первые комсомольцы из числа старшеклассников, проявивших себя в учёбе, спорте, труде. Эти ребята были первыми помощниками Ольги Геннадьевны в работе с малышами, на них всегда можно было положиться в школьных делах. Опыт, приобретённый в школе, помог Ольге Геннадьевне успешно трудиться в должности пионервожатой и учителя в Горковской средней школе, завуча, директора других школ района.
Затем пионерское движение возглавила и повела к новым вершинам Гудкова Алла Алексеевна - один из самых ярких педагогов и неординарных личностей в истории нашей школы. Нет такого человека, который вспоминал бы ее с равнодушием.
Она была тем энергетическим центром, внутри которого вращались все: заряжались её идеями, планами, творчеством и активностью, направленной на добро и справедливость, желание сделать этот мир лучше, чище, красивее, добрее. Пусть не в глобальных масштабах, но хотя бы в стенах нашей школы. Многие из нас до сих пор живут и работают на этом заряде, настолько сильным был её личностный потенциал, который проявлялся во всём - в работе, в дружеском общении, в решении профессиональных и человеческих проблем, в отношении к общему делу.
Пионервожатая, учитель танцев, организатор всех внеклассных мероприятий, креативный генератор новых идей и главный же их воплотитель, душа компании, надёжное плечо и крепкая рука друга. Алла Алексеевна всегда стремилась к новым вершинам. "Только вперёд!" - старый пионерский девиз, ставший девизом её жизни.
Она могла увидеть "звезду" в каждом ученике и коллеге, увидеть и постараться "разжечь" её - поддержать, вдохновить, направить, заставить поверить в себя и найти свой жизненный путь.
Когда ушли в прошлое социалистические идеи воспитания, к большому сожалению, прекратила своё существование и пионерская организация как форма эффективной воспитательной работы. Нестабильность экономической ситуации в стране привела к нездоровой жизни в социуме. Школа столкнулась с неведомыми ранее проблемами - асоциальное поведение детей и взрослых, низкий уровень нравственного воспитания, отсутствие ценностных ориентиров, рост детской преступности, агрессии, пьянства, наркомании. В то время в школу влился новый, весьма проблемный контингент детей из детских домов города Лабытнанги и Тюменской области.
Анализ ситуации и выявленные негативные факторы социальной сферы поставили педагогический коллектив перед проблемой создания целостного воспитательного пространства, поиска результативных моделей воспитания детей в современных условиях.
Первой ступенькой стало открытие досугового центра "Радуга". Радуга -цветная полоска на небе, глядя на которую, человек испытывает радость. Положительные эмоции и позитивный настрой - вот основа успеха, а его гарантия - это терпение и понимание, отсутствие давления и упрёков по отношению детям.
Опираясь на исследования, проводимые в самых различных группах детей (творческих, спортивных, учебных, самодеятельных), изучая современные методические рекомендации, анализируя свой и школьный опыт воспитательной работы, Алла Гудкова сумела найти ту отправную точку, из которой затем родилась и реализовалась на практике идея создания детской организации нового типа. Алла Алексеевна сумела доказать, что дети характеризуются активным стремлением к объединению, к поиску путей самоутверждения, самореализации в социальной действительности. Так зарождалась в школе новая система воспитания.

Пионерский слет в Мужах. Педагоги Гудкова А.А., Шибов В.А., Жернакова О.Г.

Работа досугового центра сняла проблему организации свободного времени воспитанников школы, дала толчок к объединению детей по интересам, возможность для них проявить себя, свою инициативу. Но еще оставались такие асоциальные явления, как подростковая жестокость, агрессия, неумение найти общий язык со сверстниками и взрослыми, прийти на помощь и позвать на помощь, найти своё место в коллективе. Учитывая такие особенности формирования поведения детей, как негативный жизненный опыт, слабое умение ориентироваться и находить верное решение практически в любой жизненной ситуации, перед руководителем досугового центра встала очередная задача: переориентировать детей путём изменения их ценностных критериев в процессе социально-педагогической и психолого-коррекционной работы. Так было создано детское движение "Радуга".
Новая форма воспитательной работы вобрала в себя лучший опыт школы и прекрасные традиции пионерской организации. Алла Алексеевна сумела модернизировать "классику", умело дополнив её современным содержанием, новыми методическими подходами и воспитательными технологиями. Деятельность детского движения была нацелена на формирование умения жить и выживать в трудных ситуациях: будь то ссора, соблазн воровства, употребление алкогольных напитков и другие негативные явления. Работа велась по авторской программе "Наши друзья -Внимание, Осторожность, Товарищество, Смелость, Доброта".
В самых разнообразных формах (беседа, тренинг, деловая игра, школьный вечер, кружок, дискотека, КТД, совет, обсуждение, диспут) дети постигали основы безопасности жизнедеятельности, учились товариществу, взаимовыручке, доброте, проходили реальную школу социализации.
В любой момент - будь то широкий круг общения или просто беседа с глазу на глаз - главным и принципиально важным для Гудковой Аллы Алексеевны было создание для детей психологической атмосферы радости, связанной с удачей, успехом, признанием, правом выбора, равенством возможностей.
Работа детского движения дала свои положительные результаты. Дети стали активнее, самостоятельнее, изменилась культура общения друг с другом.
Как активно развивающаяся динамическая система, имеющая надёжную опору и поддержку тех, для кого она работает (прежде всего, для детей), детское движение перешло на более высокий уровень деятельности. В школе появилось добровольное, самодеятельное, самоуправляемое, равноправное объединение детей и взрослых в совместной деятельности по реализации главных задач школы. Даже свой устав разработали!
За основу было взято формирование устойчивой системы отношений личности к различным явлениям социальной деятельности, проявляющейся в соответствующих ценностных ориентациях, суждениях и поступках. Но отношение не может быть раз и навсегда сформированным. Оно должно постоянно воссоздаваться в ситуациях, ставя- щих ребёнка перед проблемой выбора. Только как это сделать на практике? Пробовали всё. Не работало - сразу отметали. И снова пробовали, искали. Формы работы обсуждались на советах и сборах, решения принимались вместе с детьми. В итоге подходы, дающие хороший результат, были найдены.

Пионерский совет

Абсолютно новым в этой работе были методические приёмы воздействия на эмоциональное состояние ученика. Каждому было предоставлено право быть лидером: право на анализ ошибок, выяснение любых сомнений, получение и выполнение престижного или трудного задания, право попросить помощь или оказать ее. Каждому предоставлялось право и шанс на реабилитацию при совершении проступка.
При обсуждении и оценке любых событий каждый был в равной позиции и высказывал своё мнение. Позиция педагога в такой ситуации - отметить старание, поддержать уверенность в ребёнке, право ребёнка на радость от успеха, мотивировать на новые дела. И конечно, педагог обучал правилам поведения и самоорганизации в стрессовых ситуациях - "Соберись", "Не злись", "Не иди на поводу эмоций", "На любые трудности и неудачи посмотри спокойно - выход всегда найдётся".
Человеческий подход к решению детских проблем, педагогическое вдохновение и интуиция сделали нашу "Радугу" союзом единомышленников, моделью человеческого братства, механизмом приобщения ребят к нравственным ценностям, коллективному взаимодействию (здесь мы на целую эпоху опередили будущие ФГОСы).
Чувство локтя, поддержка друзей, необходимая помощь, "меня здесь понимают, со мной считаются" - без этих ощущений и переживаний личность не может состояться.
К сожалению, Алла Алексеевна рано ушла из жизни, но дело ее живет. Детская организация "Радуга" прошла проверку временем и доказала свою правомочность конкретными результатами.
Продолжение следует...

Н.К. Русских, учитель Горковской МС(К)ОШИ.
Фото из архива школы.


   На главную страницу "Северной панорамы"
Северная панорама
"Северная панорама". При использовании материалов
ссылка на "Северную панораму" обязательна.


Яндекс.Метрика