Северная панорама

день работника морского и речного флота

Капитан "Северного"

Северная панорамаБолее тридцати лет назад, в далеком 1980 году, в СССР был издан указ о том, что каждый год, в первое воскресенье июля в стране будет официально отмечаться День работника морского и речного флота. Наша страна богата на водные ресурсы, это и моря, океаны, а также многочисленные полноводные реки и огромные озера.
Обь - одна из великих рек не только России, но и мира. Около сорока навигаций прошёл по Большой Оби на теплоходе "Северный" Константин Русмиленко, капитан сельхозпредприятия "Горковский". А началась речная биография Константина Егоровича в далёкие семидесятые прошлого столетия, когда Константин с 1975 по 1978 годы служил срочную на Дальнем Востоке, на Тихоокеанском флоте в гидрографической экспедиции. О тех годах и событиях Константин Егорович до сих пор хранит тёплые воспоминания, фотографии о флотской службе.
Возвратившись со службы в родные края, Константин поступил в 1979 году на курсы рулевого в ДОСААФ Салехарда, а в 1980 году там же окончил курсы судоводителя , судомеханика и стал капитаном, связав свою жизнь с речным флотом.
В 1979 году Константин Егорович начал работать в совхозе "Горковский" капитаном на теплоходе "Северный", где и работает по сей день. Сейчас в экипаже теплохода рулевой-моторист Александр Нахрачёв, механик Руслан Русмиленко и капитан Константин Русмиленко. На речном флоте, как и на морском, нередка преемственность, поэтому родственники в команде судна - привычное дело. По словам Константина Егоровича, под его началом на теплоходе работали и его братья, и племянники, и сын Антон.
Работы в этом сельхозпредприятии экипаж теплохода "Северный" выполнял самые разнообразные, в основном - сельскохозяйственные: перевозка людей на покосы, перевозка сена для фермы. В советские времена, когда был ещё совхоз, стада лошадей и коров летом перевозили на противоположный от села берег Большой Оби, где были луга для выпаса, оборудованы загоны для скота, стойла для дойки коров. Поэтому доярок, а затем и молочную продукцию приходилось ежедневно перевозить с берега на берег.
Занимался совхоз в прежние времена, как и в нынешние, рыбодобычей, поэтому экипаж теплохода обслуживал плашкоуты, на которые рыбаки сдавали выловленную рыбу, перевозил добытую рыбу в Горки, обслуживал рыбаков по необходимости: обеспечивал топливом для моторов, продуктами для рыбацких семей, ведь рыбаки тоже работают в основном семьями. Часто приходилось доставлять грузы из Салехарда до Горок. Когда работала звероферма, приходилось субпродукты доставлять из Салехарда и Лабытнанги для корма песцов.
В былые времена совхоз заготавливал древесину в районе реки Логась для строительства жилых домов, сплавляя плоты по реке Куноват. И этими работами 18 лет занимался экипаж теплохода "Северный". Как говорит Константин Егорович, половина села Горки выстроено из древесины этих плотов.
Константин Русмиленко помнит каждую навигацию, каждый сложный маршрут, пройденный по реке. Самая ранняя навигация, вспоминает Константин Егорович, началась 22 апреля, а самая поздняя заканчивалась 10 ноября. Наиболее неприятная ситуация - когда судно в конце навигации попадает в сложную ледовую обстановку.
Река - сложный и коварный водный путь. Как говорят работники техучастка, она каждый год вносит свои коррективы: изменяется русло, намываются новые косы. Каждый год приходится составлять новые карты фарватера, имеется специальная служба по ежегодной корректировке карт.
На горковском участке реки Большая Обь ситуация самая разнообразная. Когда вода большая в начале навигации, теплоходы идут без задержки. Но и тут иногда бывают случаи, когда судно натыкается на плавучие брёвна, деревья, которые половодьем сносит с берегов. Тогда можно повредить и рулевое управление, и гребной винт.
Но каждый капитан должен знать реку, несмотря на её коварный нрав. Константин Русмиленко за десятилетия своей работы не раз попадал и в сложные ситуации на Большой Оби, но вспоминать об этом старается поменьше: - Да, были разные случаи, но в основном опасен большой шторм, - говорит Константин Егорович.
И то правда: ведь волна на Большой Оби при сильном северном ветре такая, что и большие суда пережидают шторм. А плашкоут с рыбой не может ждать, когда стихнет ветер. Вот здесь и нужно знание реки. А осенью, когда вода падает, осложнения бывают из-за отмелей, перекатов. Большой каменный перекат - Кушеватс-кий, тянется на несколько километров прямо посередине реки, ухудшая судоходность водной артерии. Это самый опасный объект для судоходства в районе села Горки. Есть на Оби и другие перекаты, но они менее опасные - песчаные.
За свою многолетнюю трудовую жизнь Константин Егорович имеет немало Почётных грамот и советских времен, и нынешних: Благодарность Министерства сельского хозяйства РФ, Благодарность Председателя Законодательного Собрания, Почётная грамота губернатора ЯНАО, благодарности и грамоты местного руководства.
Особенно гордится Константин Егорович своими спортивными достижениями и наградами, ведь в молодости он занимался многими видами спорта, участвовал в соревнованиях и получал немало наград: Диплом президиума ДОСО профсоюзов, грамота за участие в 50-тикиломет-ровой марафонской лыжной гонке "Полярная лыжня", грамота за зимнее многоборье, многочисленные Почётные грамоты за достижения в местных соревнованиях.
Константин Русмиленко уже более 12 лет на пенсии, но продолжает работать: - А что делать дома? - говорит, улыбаясь, старый капитан. - Если работа по душе - работай, пока здоровье есть!

Николай Письменный.
Фото автора.


   На главную страницу "Северной панорамы"
Северная панорама
"Северная панорама". При использовании материалов
ссылка на "Северную панораму" обязательна.


Яндекс.Метрика