Северная панорама

Доступное образование

Когда мир познаётся руками
В дошкольном отделении «Социокультурного центра» села Лопхари ребёнок с ограниченными возможностями здоровья общается, играет и развивается наравне со своими здоровыми сверстниками

Северная панорама Для работы с ребенком с нарушением зрения в селе Лопхари в дошкольном отделении «Социокультурного центра» реализуется проект, который называется «Смотрим руками». «Смотрим руками» - потому что иного пути у четырехлетнего малыша пока нет. Все что он видит сейчас - это расплывчатые очертания предметов, и потому так важно, чтобы взрослые помогли ему «увидеть» эти предметы теми чувствами, которые у него хорошо развиты - обоняние, вкус, слух и осязание.
Осязание - самая древняя форма ощущений. В кончиках пальцев человека есть рецепторы, которые реагируют на прикосновение, движение, изменение температуры и других факторов физического взаимодействия с теми или иными поверхностями, благодаря чему пальцы обладают самой высокой чувствительностью. Тактильные книги, разработанные заместителем дошкольного отделения Ялой Шапошниковой для ребенка с нарушением зрения, открывают для слабовидящего воспитанника мир именно через ощущения, получаемые руками.
- Мне хотелось заинтересовать ребенка, чтобы у нас он получал позитивные эмоции, научился находить общий язык с другими детьми. На слух воспринимать новую информацию ему не столь интересно, - рассказывает Ялла Валерьевна, - поэтому пришла мысль о создании тактильных книг. Такие книги делали только в Финляндии, и они очень дорогие. Решили делать самостоятельно.
Книги собираются кропотливо, материалы подбираются тщательно. Так, для иллюстрации произведения «Три поросенка» С.В. Михалкова домики главный персонажей действительно «построены» из материалов, указанных в сказке: у одного - из соломы, у второго - из веток и тонких прутьев, у третьего - из камней. Конечно, приходится импровизировать, например, для соломенного домика была использована соломенная шляпка, а для каменного быши приобретены мини-кирпичики.
Не все материалы, которые используются в рукодельных книгах, подручные. Некоторые - причем, довольно затратные - приходится покупать. Эстетичный вид книги, отмечает заместитель дошкольного отделения, также важен, иначе дети могут потерять интерес к книге. И здесь важно отметить, что действительно красочные книги стали интересны и тем детям, которые видят хорошо - они даже устраивают небольшие театральные представления по сказкам.
Сейчас в дошкольном отделении уже около десяти развивающих тактильных книг и планшетов. Тематика самая разная - от времен года и сказок до математики и сравнения величин.
- С помощью тактильной книги обогащается словарный запас ребенка, его пальчики способны «увидеть» то, о чем говорится в книге, - дополняет Ялла Шапошникова. - По форме он определяет, где вишня, где осенние деревья, где зимние голые ветки. Ценность такой книги еще и в том, что ребенок получает знания не только о форме предмета, но и о его фактуре. Кроме того, это формирует интерес к чтению, что позволяет ему быть равным своим сверстникам, не имеющим нарушений зрения.
Но книги, конечно, лишь часть программы развития и адаптации для ребенка с нарушением зрения. Чтобы понимать особенность работы со слабовидящим ребенком, при его поступлении в дошкольное отделение, педагогами были пройдены курсы повышения квалификации. За время, которое малыш посещает дошкольное отделение, он при помощи воспитателей научился ориентироваться в группе и на прогулке во дворе. «Рука в руке, нога к ноге» взрослые учили его определять направление движения, расположение необходимых предметов и объектов-препятствий в помещениях и на игровой площадке, постоянно находясь рядом. С помощью сотрудников детского отделения он научился определять, что повара приготовили сегодня на обед, горячее ли блюдо, сколько налито в тарелку, где именно лежит котлета. Занятия акватерапией, стопотерапией также направлены на развитие тактильнык ощущений.
Мальчик за год посещения дошкольного отделения «Социокультурного центра» научился ориентироваться в пространстве, общаться со сверстниками. Ребенок часто пропускает занятия из-за долговременного нахождения на лечении, но работа по социализации продолжается. В этом учебном году он перешел из младшей группы в среднюю.
- Ребенок растет и, конечно, программа будет усложняться. Хотим вышти на новый уровень, придумать что-то новое, и это касается не только тактильных книг, - делится планами заместитель дошкольного отделения. - Имеющиеся успехи -это заслуга всего коллектива и, конечно, мамы мальчика. В нашем отделении она находилась рядом с ним в качестве тьютора, что сыграло большую роль в адаптации к новым для ребенка условиям.
С первого года жизни необходимо формировать в маленьком человеке возможности, компенсирующие природный недостаток зрительной системы. Работа эта сложная, долгая, поэтапная. Очень важный этап развития компенсаторных возможностей слабовидящих детей - это восполнение недостатка зрения тактильными ощущениями. Далее - ориентирование в пространстве, сейчас ребенок помнит расположение объектов и довольно свободно и самостоятельно передвигается по местности. На третьем этапе сформировались навыжи общения со сверстниками.
Индивидуальный подход в работе с особыми детьми, безусловно, составляет стержень его воспитания и обучения. В системе образования Шурышкарского района в настоящее время работает 15 образовательный организаций, в школах и детских садах обучаются порядка 45 детей с ограниченными возможностями здоровья. Для успешной социализации этих детей создаются особые условия. Это индивидуальное обучение на дому, систематические коррекционные занятия с узкоспециализированными педагогами, например, с сурдопедагогом, сопровождение детей в дошкольных образовательный учреждениях тьюторами. В нескольких учреждениях реализуются обучающие программы для групп детей. Так, в Горков-ской коррекционной школе реализуется агротехнологическое направление, в Шурышкарской школе - программа «Система интенсивного развития способностей». Дети участвуют в мероприятиях своих школ и детских садов, выезжают на экскурсии, активно включаются в социально-культурную, спортивно-оздоровительную деятельность.

Элина Витязева.
Фото предоставлено Я.В.Шапошниковой.


   На главную страницу "Северной панорамы"
Северная панорама
"Северная панорама". При использовании материалов
ссылка на "Северную панораму" обязательна.


Яндекс.Метрика