Северная панорама

Образование

Персональный успех ребёнка –
успешность образовательной системы

Отрывок из эссе лауреата регионального конкурса «Лучший директор Ямала – 2019» Екатерины Александровны Дитц, директора Горковской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы

Северная панорама

Май 2019 года. В Горковской коррекционной школе-интернате идет выпускной экзамен по трудовому обучению. Я впервые присутствую на экзамене, где девятиклассники сдают слесарное дело. Один из первых -Сергей. Подтянутый, в голубой отглаженной рубашке, заметно волнуется, в руках держит рубанок, новенький, как будто только что куплен. А как бережно юноша перекладывает с руки на руку этот столярный инструмент! Еще бы! Да ведь это он сам его смастерил! И диву даешься! Как он смог мастерски выполнить такую работу?
Справившись с волнением, Сергей четко и уверенно начинает рассказывать технологию изготовления, шаг за шагом, оперируя терминами, демонстрируя инструменты, которыми пользовался при выполнении работ, уточняет особенности материала, использованного при работе, не забывает добавить правила техники безопасности. Члены комиссии задают вопросы - ответил на все, без промедления! Посмотрел на учителя - Алексей Геннадьевич доволен, Сергей выдохнул, улыбнулся.
- Отлично!
- Следующий!
И так подряд 9 человек. Кто-то отвечает уверенней, кому-то не совсем удается справится с волнением, у кого-то выполненная работа сложнее, у кого-то проще, зависит от времени обучения (кто-то обучался в школе 9 лет, кто-то всего два года). Результат экзамена - только «хорошо» и «отлично»!
Вся эта сцена экзамена, наблюдаемая мною, приводит меня в восторг! Как дети с интеллектуальными нарушениями в развитии, со всеми психологическими особенностями и отклонениями добиваются такого успеха? Ответ прост: система! Грамотно организованная система труда, когда «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека», - эти слова Сухомлинского и есть ответ на сегодняшний вопрос об успешности особого ребенка в нашем современном мире.
Но как не просто дается этот путь к успеху. Как помочь ребенку поверить в себя, осознать собственные возможности и реализовать их? В педагогическом смысле успех может быть результатом продуманной, подготовленной тактики педагога.
Когда я (новый директор) три года назад появилась в Горковской коррекционной, то подозревала, что мои знания,способно-сти и таланты, а также мой учительский и административной опыт работы в средней школе пригодятся. К тому же сразу обратили на себя внимание педагоги, их насыщенная творческая жизнь, свобода собственного поиска, возможность заинтересовать в себе «трудных» детей, обучать тех, кто в своей жизни видел в учении только насилие и каторгу...
Я стала наблюдать за^работой педагогов, учителей, воспитателей, психологов. А это очень интересное и полезное занятие, т.к. школа-то коррекционная, и все те методы и приёмы, которые, возможно, положительно действуют на обычного ученика средней школы, здесь могут привести к весьма печальным последствиям.
Ситуация: ученик разбил окно. Первая реакция педагога в обычной школе - наказать, заставить почувствовать, насколько он нарушил правила. Но наказание не приносит развития сознания, оно приносит боль и отдаление от мира взрослых. И поэтому задача педагога нашей школы не наказать, а помочь осознать. И вот это уже событие, которое развивает и самого педагога. Надо осознать, что за знак подает ребёнок? Может быть, ребенок расстроен, он одинок и не справляется со своими переживаниями, а по-другому не может их выразить. Может быть, он заигрался, сделал ошибку и уже внутри сам себя винит. Может, он не понимает, что окно -это результат любви и заботы людей о тепле и красоте, а не просто стеклянная пластина на окне. И поэтому выбор педагога - поговорить, узнать, что произошло, остановить время и подумать, что за знак подал ребенок о себе, что означает эта загадка.. Так создается ситуация развития. Наказание убьет творчество в познании мира человеческих отношений. Наказание лишит веры в свои силы, которыми можно исправить мир. В этом будет и урок педагогу, насколько стремится помочь ребенку, а не сохранить вещи.
Опыт педагогов коррекционной школы подтверждает, что не бывает «злых» детей, т.е. тех, чья природа была бы изначально, с детства, испорчена, ребенок никогда не делает ничего специально «назло», даже когда его поступки можно назвать «злыми», всегда есть тому внутренняя причина или внутренний конфликт. И именно такой взгляд на природу ребенка помогает педагогам преодолеть негативные эмоции по отношению к ученику.
Основу отношений между взрослыми и детьми в школе составляют устно заключенные договоры. Договориться можно о чем угодно, главное условие - соблюдать заключенное соглашение. Это учит преподавателей и воспитанников дорожить словом, которое они дают.
Итак, я пришла к твердому убеждению: гуманистическая направленность образовательного процесса в школе, основанная на уважении и вере в ребенка, предусматривающая полное принятие ребенка, его чувств, переживаний, желаний, помогает создавать условия для раскрытия и развития способностей школьника, его позитивной самореализации.
Занимаясь обучением детей в школе, учителя коррекционной школы сделали одно из своих педагогических открытий, которое можно представить как принцип: научить учиться, а значит пробудить интерес, возможно только тогда, когда ты сам заинтересован. Ярко преподнести знание можно только тогда, когда ты сам испытал интерес и удовольствие от процесса его получения, т.е. от познания. Все наши учителяуверенны: нет бесталанных детей, каждый ребенок способный и одаренный в чем-либо. Этот принцип помогает не пропустить тот потенциал, который скрыт в каждом человеке, сделать его опорой жизни и самоуважения.
Ежегодно в школе проходит конкурс «Наши таланты». Готовятся к нему весь год, это итог работы всех педагогов без исключения. В классах разворачиваются яркие выставки декоративно-прикладного творчества, в коридорах школы -«шедевры»: живопись в разных техниках, флорариумы из комнатных растений, на сцене демонстрируют таланты певцы, танцоры, мастера художественного слова. Задача конкурсной комиссии -оценить каждого! И дети ждут этого признания! Сколько надежды на достойную оценку педагогов! А педагоги? Волнуются и переживают, ведь дается оценка их труда, их умения открыть талант каждого воспитанника!
Не кажется ли, что это и есть тот единый процесс, когда интересные задачи в кружках становятся эффективной мотивацией для изучения школьных предметов. И наоборот, когда школьные знания являются основой для решения практических задач. Не это ли главное сегодня в образовании? Когда суть образовательной деятельности должна состоять не в научении, а в выявлении и раскрытии талантов каждого ребенка? И еще одно главное условие: учитель должен любить и уважать своих учеников, видеть не себя в профессии, а себя в своих учениках. И именно такой подход, как показывает практика школы, в большей степени и позволяет ученикам достигнуть персонального успеха, который и определяет успешность образовательной системы.


   На главную страницу "Северной панорамы"
Северная панорама
"Северная панорама". При использовании материалов
ссылка на "Северную панораму" обязательна.


Яндекс.Метрика