Юрий Афанасьев

Северная панорама


экология


    ЗАПРЕЩАТЬ ИЛИ РАСКРЕПОЩАТЬ?

фото М.БелоруковаКто внимательно ознакомился с проектом "Правил рыболовства в водоемах Ямало-Ненецкого автономного округа", наверное, согласится со мной, что предложенные статьи (а их 23) читаются очень трудно, примечания к ним мало что дают для разъяснения. Такое впечатление, как будто текст просто не отредактирован составителями.
При повторном чтении убеждаешься, что есть еще сторонники, испытывающие настальгию по прежним правилам обского рыболовства, не желающие расставаться с ними.
Ну кто, например, мог перенести статью 18 из правил обского рыболовства в статью 15 - новых ямальских, а также статью о прилове молоди, в Правилах по Ямальскому рыболовству она за номером 20? У меня не вызывает сомнений, что здесь "поработали" ученые из СибрыбНИИпроекта.
Да, именно эти две статьи настолько же не продуманны были в бывших правилах рыболовства, насколько позволяли распускать руки контролирующим органам. Именно по этим статьям немало безвинных рыбаков отсидело в тюрьмах, не говоря о сумасшедших штрафах и исках.
Что собой представляла статья 18, мною было упомянуто в публикации "Сынско-Войкарская этническая".
Не буду комментировать каждое положение, это заняло бы много времени и большую площадь, но попытаюсь доказать, что предлагаемый проект Правил ямальского рыболовства нуждается в серьезном и всеобщем обсуждении. Сам проект может и должен доработаться здесь, на месте, поскольку рыбные дела - это важнейший вопрос жизни каждого ямальца, особенно жителя сельской местности.
Предлагаемый в данном варианте проект-это попытка объять необъятное. Создается впечатление, что все "смешалось в доме Облонских...". С одной стороны, имеет место признание влияния субъекта Федерации на право собственности (Ст. 1.) "...Владение, пользование, распоряжение и управление ими (речь идет о ресурсах федерального значения, сиговой рыбы, осетровых и т. д. - Ю. А.) и относится, в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 72, 77), к совместному ведению, определяемому совместным соглашением между правительством Российской Федерации' и правительством Ямало-Ненецкого автономного округа", а с другой стороны по статьям роль округа как субъекта Федерации отодвинута куда-то на задний план...
В этих статьях явно просматривается старая запретительная система - с правом контроля, установок от первого лица федеральных служб. Плюс обилие замшелых формулировок: "специально уполномоченные", "компетентные органы"...
Если бы проект Правил рыболовства в водоемах округа строился по принципу: от человека к природе, а не наоборот, где "природа" - нечто абстрактное (так же как любимое и все оправдывающее, но никем и никогда не соблюдаемое: "оставим для будущего поколения..."), то не произошел бы снова все тот же набор массовых запретов, санкций, наличие "кнута" при отсутствии "пряника".
Не забыты проектантами и любители рыболовства - см. ст. 12, в которой вообще не оговаривается, какими разрешается пользоваться орудиями лова, где, как, сколько можно ловить любителям, но зато обращает внимание следующий образчик крючкотворства:
"...Спортивный и любительский лов рыбы, отнесенный к ресурсам федерального значения, организуется по лицензиям, размер платы за которые и порядок их выдачи определяется органами рыбоохраны..." и далее следует приписка об условиях согласования с органами местной исполнительной власти. А ведь все должно быть наоборот, если округ как субъект Федерации рыбные ресурсы региона держит в своих руках.
Не забыты в этом проекте и коренные жители округа. Читаем:
ст. 6: "...Преимущественное право на использование рыбных запасов предоставляется представителям малочисленных народов Севера в местах постоянного проживания и в родовых угодиях".
Ст. 15: "...В р. Войкар с притоком Танью и в р. Сыне выше п. Оволынгорт после 5 ноября разрешается потребительский лов рыбы лицам коренной национальности по согласованию с органами рыбоохраны".
Спрашивается: "Что это за "потребительский" лов и в каком количестве?.."
В общем, обо всех позаботились. Не в обиду будет сказано разработчикам, свои взгляды на правила рыболовства на Ямале они изложили со своих позиций, но как-то забыли, что "рыбный вопрос" на Ямале - это один из важнейших вопросов выживаемости местного коренного старожильческого населения, через него просматривается решение социальных вопросов, сохранение культуры коренного населения, формы общения и существования наших людей в своей естественной среде в единстве с природой.
Эти задачи никакой сторонний ученый не решит: это задача местных властей, это задача всех нас, живущих на Ямале и признающих его своей родиной, так что решать их следует только нам самим. Спасибо хоть за то ученым-разработчикам, что дан проект правовой основы, дано направление для его последующего обсуждения и корректировки.
В то же время считаю необходимым предложить вариант проекта, который бы наиболее близко стоял к интересам местного человека и не раздражал бы и не настраивал одни группы населения округа против других. В том-то и дело, что бывшие правила Обского рыболовства держали всех нас на положении потенциальных браконьеров. Оттолкнись веслом от берега - и сразу: "...здесь - нельзя", а "здесь - не можно". И принцип контроля был традиционным: один убегает - другой догоняет.
В предлагаемом мной варианте "Правила рыболовства в водоемах ЯНАО" должны состоять из трех частей.
Первую часть можно было бы назвать "Общие правила Ямальского рыболовства". За основу взять предлагаемый проект, капитально его "почистить", оставив юридическую и научную сторону, запреты по отдельным водоемам; определить: кто же есть главный хозяин рыбных ресурсов и т. д. Убрать из текста упоминания о заботе о коренных жителях и их привилегии, что на деле пока "является" подачками с барского стола, а также статью о любительском рыболовстве. В таком случае сами собой отпадут примечания к статьям, более четко будет сформулировано законодательное право, да и проект будет читаться легче, доступней, понятней.
Вторая часть - о правилах рыболовства для малочисленных народов Севера, кочующих и постоянно проживающих в своих "гортах" - для тех, у кого рыба - это единственное и главнейшее средство существования в естественной природной среде обитания. Назависимо от общих запретов им должен быть предоставлен "коридор", по которому рыбак традиционно кочует с горных рек на Обь и обратно. Оставить за ними право добычи (и не только для потребительских целей), если даже они во время кочевий пересекают запретные на сезон сора (р. Сыня, Войкар) или нерестовые реки - это традиционный, а не промышленный лов. Ограничения могут быть только во время самого нереста, но и так это многие из них прекрасно понимали и понимают. Главное, чтобы они почувствовали это пространственное спокойствие.
Третья часть - о правилах любительского рыболовства, которые должны быть изложены очень четко и емко по отдельным регионам. Для нас, живущих в сельской местности, любительское рыболовство не очередной подарок, а значительная и необходимая прибавка к столу. То же можно сказать и о многих горожанах Салехарда.
Любительское рыболовство, на мой взгляд, должно выражаться в двух формах: пользование водоемами округа с правом бесплатного вылова сига или по лицензиям. Разрешать или запрещать - это не функции рыбоохраны, а право субъекта Федерации. Согласовывать с органами рыбоохраны - это да, но не наоборот!.. Главная задача рыбоохраны - контролировать и следить за выполнением правил рыболовства.
В случае бесплатного лова или разовой оплаты за него на сезон можно разрешить использовать ставную сеть летом и зимой до 25 метров и до 10 килограммов вылова рыбы за сутки, донную плавную сеть - до одного провяза (75 метров). Надо разрешить бесплатное пользование водоемами пенсионерам, ветеранам, оговаривая, конечно, различные пределы, нормы вылова рыбы, его сроки, время, разрешенную ячею сетей.
Никакого преступления не будет, если по лицензиям разрешить донную плавную сеть в два и три провяза с правом вылова ценных пород рыб. Пусть лицензия будет стоить больших денег, но отношение-то человека к своей реке будет меняться: хоть чуточку он почувствует себя человеком.
Кстати, по правилам любительского рыболовства можно будет собрать немалые деньги, но только почему они должны уходить не в местный бюджет, а неизвестному дяде - в Нижнеобское бассейновое управление? В крайнем случае их можно поделить, как это делается, например, в экологическом фонде окркомприроды.
Есть устоявшееся мнение: чем больше запретов, тем, вроде бы, лучше для природы, для сохранности рыбных запасов.
Правила ямальского рыболовства преследуют благородную цель - сохранение ценных пород рыб. Но ведь и другая истина должна быть разработчиками проекта понята. А кто будет заниматься регулированием рыболовства, отловом так называемой "сорной" рыбы?
В проекте Правил ямальского рыболовства есть такая фраза: "Разрешается мелиоративный лов ерша". Подойди сейчас с этим предложением к рыбаку, он ответит: "Спасибо, ловите сами. Сети рвать на него не буду, да и ни к чему он мне - невелика ценность".
Закон принять - недолго, избавиться от ошибок - куда сложней.
Окружная Госдума рассмотрение Проекта Правил рыболовства в водоемах ЯНАО уже поставила в повестку дня.
Было бы полезным рассмотреть проект Правил ямальского рыболовства во всех районных администрациях, обсудить их и сделать заключение с привлечением рыбодобытчиков, хозяйственников, рыболовов-любителей.


            1996 г.
            Афанасьев Ю. Н.
            "Однажды наступив на грабли...".
            Очерки, размышления, мысли вслух. - Шадринск: Издательство ПО "Исеть"

Северная панорама