Добро пожаловать на сайт газеты to Северная панорама   Click to listen highlighted text! Добро пожаловать на сайт газеты to Северная панорама
Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

ПРОЕКТ "ЕМЫН-ЛОР (БАЛБАНТЫ)"

традиции

ПРОЕКТ “ЕМЫН-ЛОР (БАЛБАНТЫ)”

Северная панорама

Все начиналось еще в детстве…
В памяти все события моей жизни связаны с родителями: с матерью и отцом. В детстве я просыпался с чувством наступления чего-то нового, неведомого, неоткрытого. В доме уже была растоплена печь, готов завтрак. В конце дня я падал на нары и сразу же засыпал. Засыпал без проблем и волнений о прошедшем дне, т.к. был огражден взрослыми от всех неприятностей жизни. Конечно, идеалом истинных мужских поступков для меня были поступки моего отца. И то, что говорилось родителями и взрослыми, детьми не обсуждалось, а воспринималось, как аксиома, и откладывалась на полочках детской памяти.
Время, когда мужчины моего рода собирались вместе и устраивали поры-литы (безкровное жертвоприношение) на святилище Нак-пай в Вытвожгорте, было для меня великим праздником. Обычно поры-литы устраивались осенью, когда после летней рыбалки съезжались рыбаки, и весной: перед тем, как рыбаки разъезжались по рыболовецким пескам и угодьям. На Нак-пай мужчины приходили с дарами-прикладами. У каждого рода в священных нартах хранилась сабля,завернутая в дорогой материал или тонкое сукно. Его обязательно брали с собой на Нак-пай. Первое блюдо, которое готовилось на празднике, – соламат (каша). Затем отваривалась щука, самая крупная рыба, которая водится в Сыне. Следующее блюдо -шурпа из головы лося, специально добытого к этому случаю, или из мяса оленя. Шутки, смех, праздничное настроение витало в воздухе. Мужчины обращались к небесному покровителю хантов р. Сыня, божеству Кевур-ху-акем-ики (Каменной гряды [Каменный] мужчина-дядька-старик). Все присутствующие мужчины совершали тройные поклоны, поворачиваясь вокруг себя по солнцу, привязывали к священному дереву ленточку с монетой за себя и за своих сыновей.
Когда в семье рождался сын, отец был обязан сделать маленькие деревянные лук и стрелу и оставить у ног Акем-ики, а также забить оленя, посвятив его родовому духу.
До определенного возраста нас, мальчиков, на святилище к Акемики не водили. Мы вместе с женщинами ходили на женское культовое место, находящееся в деревне, где устраивали порылиты, приносили и угощали хранителей семейных очагов Кур-ильпы-ики, а на священные деревья для духов-покровителей вывешивали приклады-ткани. Но когда молодой человек уже начинал осознавать себя мужчиной (10-12 лет), отец обязательно брал его на мужское святилище, к священному лабазу.
Обожали мы и праздник встречи весны, называемый Ворна-хатл (Вороний день), и праздник середины лета Лун-кутуп-хатл (Середины лета день). Думаю, что участие детей в праздниках и соблюдение всех традиций и формировали мировоззрение молодого поколения.
Принятие решения
Решение о возобновлении обряда на священном озере Емын-лор (Балбанты), куда сынские ханты не выезжали около пятидесяти лет, было принято на очередном сборе у священного лабаза мужчинами рода щеня ёх. В первую очередь эту идею
поддержали хранители божества Акем-ики – Емельян Кириллович и Афанасий Кириллович Куртямовы. Будучи главой администрации муниципального образования сельское поселение Овгортское, я от имени сынских ханты обратился с письмом к губернатору ЯНАО Дмитрию Николаевичу Кобылкину с просьбой о поддержке инициативы. Получив одобрение губернатора, совместно с Департаментом КМНС был разработан проект и заложена смета в Окружную программу поддержки и возрождения культуры коренных малочисленных народов Севера. Для реализации проекта был создан оргкомитет, в который вошли представители окружных (Государственной Думы ЯНАО, Департамента КМНС, Ассоциации “Ямал
– потомкам!” и районных структур). Хочу отметить, что без поддержки губернатора округа Дмитрия Николаевича Кобылкина и председателя Государственной Думы ЯНАО Сергея Николаевича Харючи нам было бы тяжело осуществить проект. Спасибо им!
Презентация проекта “Емынлор (Балбанты)” была проведена в кабинете у С.Н.Харючи. На обсуждении проекта присутствовали председатель Думы ЯНАО Сергей Николаевич Харючи, президент Ассоциации “Ямал – потомкам!” Эдман Хасэвтивич Нергаги, первый заместитель директора Департамента КМНС Валерий Федорович Елескин, редактор газеты “Лух Авт” Геннадий Павлович
Кельчин, корреспондент ОГТРК Евгений Владимирович Озелов и автор этих строк. После презентации были обсуждены время и маршрут, рассмотрена смета, утвержден состав участников, обсужден вопрос технического обеспечения. От Думы ЯНАО в качестве делегата был выдвинут Сергей Юрьевич Резчиков, которому было поручено преподнести на святилище Ке-вур-ху-акем-ики саблю с надписью и символикой ЯНАО.
После презентации я повстречался и поговорил с уважаемыми стариками Иосифом Никифоровичем Куртямовым, Валентином Гавриловичем Куртямовым, Анатолием Михайловичем Талигиным, Верой Николаевной Еприной, Варварой Васильевной Куртямовой. Благословение от стариков было получено. Для согласования проекта я выехал к оленеводам в четвертую оленбригаду, где бригадиром работает мой двоюродный брат, Эрик Ильич Лонгортов. Оленеводы хорошо знают места, по которым должен был пройти маршрут нашей экспедиции на озеро Емынлор. Я надеялся, что они примут участие в проекте. На встрече с населением Овгорта в декабре 2011 года в присутствии гостей и приглашенных была выражена общая поддержка проекта.
Северная панорама
Разведка
Осень была поздняя, и для того чтобы отработать маршрут, мною было отправлено два снегохода для пробивки дороги. Поехали Андрей Дмитриевич Ребась и Роман Атювич Пуйко. Дорога была очень сложная, т.к. снега практически не было, болота к этому времени еще не замерзли, малые речки местами были открыты. Проведя в дороге пять дней и ночей, наши разведчики повстречались с охотоведом Иваном Митрофановичем Качановым на реке Хулге. Качанов, по национальности манси, живет в селе Саранпауль, он прекрасно знает эти места. С его помощью нашли порылиты хар (обрядовое место) у вытекающей из озера Емын-лор (Балбанты) и незамерзающей круглый год речки Балбанты-виз. На культовом месте они обнаружили пять деревянных изображений богаты-рей-яланей, прислоненных к перекладине. Изображения вместе с перекладиной были закреплены к стоящей рядом ели. Мужчины сделали подношения и забили в ствол дерева нож.
Первый этап проекта
Реализация проекта осуществлялась в два этапа: в декабре 2011 года и в марте 2012-го.
Общий сбор участников и приглашенных гостей в селе Овгорт Шурышкарского района ЯНАО был намечен на
22 декабря 2011 года. Из г.Салехард приехали президент Ассоциации “Ямал – потомкам!” Эдман Неркаги, представитель Думы ЯНАО Сергей Резчиков, представитель Департамента КМНС Аркадий Романов, редактор газеты “Лух Авт” Геннадий Кельчин. В группу участников и гостей из Екатеринбурга вошли кандидат исторических наук, зав.сектором этноистории Института истории и археологии УрО РАН, этнограф Елена Перевалова, аспирант Института истории и археологии УрО РАН Анатолий Курлаев и представители Уральского отделения Русского географического общества Владимир Анищенко и Андрей Бетин. Шурышкарский район представляли директор ООО “65-я параллель” Сергей Попов, корреспондент ОПГ “Северная панорама” Лариса Жаринова, телеоператор “ТРВ-Мужи” Виктор Созонов, представитель администрации района Роман Пуйко и сотрудник полиции Андрей Дмитриевич Ребась, а также пенсионеры Иосиф Никифорович и Зоя Ивановна Куртямовы.
Активное участие в реализации проекта приняли жители Сыни: пенсионеры Вера Николаевна Еприна, Евдокия Александровна Тыликова, Мария Александровна Ковалева, сотрудница СДК с.Овгорт Зинаида Иванцив, фельдшер ОУБ Олег Куртямов, глава администрации МО Овгортское Степан Куртямов, пенсионеры из Вытвожгорта Валентин Гаврилович, Емельян Кириллович и Афанасий Кириллович Куртямовы, а также оленеводы четвертой бригады Эрик Лонгортов (бригадир), Олег Пырысев (пастух), Виталий Артанзеев (пастух), Лидия Лонгортова (чумработница) и студент Ямальского зоотехникума Роман Лонгортов.
Участники и приглашенные гости были размещены в интернате Овгортской школы. Вечером, после встречи гостей, прошло совещание оргкомитета по проведению намеченного мероприятия, согласование планов и деталей проекта.
Днем 23 декабря была организована встреча с учителями и учащимися школы-интерната. Учащиеся подготовили и представили несколько сообщений по традиционному образу жизни коренного населения. Вечером в здании СДК состоялась встреча с населением села Овгорт. Пришли на встречу в основном люди старшего возраста. Идея проведения обряда, посвященного главному божеству сынских хантов Кевур-ху-акем-ики, была населением поддержана.
24 декабря полным ходом развернулась подготовка к проведению обряда: закупались продукты, проверялась снегоходная техника, шла дозаправка, готовилось снаряжение. Поджидали приезда на трэколе делегации из Ханты-Мансийского округа. В состав делегации входили археолог Сергей Терехин, жители села Теги Галина Курганова, Анастасия Новьюхова и Александр Неттин. В ночь участники проекта на 5 снегоходах и трэколе выехали в д.Вытвожгорт.
25 декабря к обеду в Вытвожгорт подъехали оленеводы с двумя жертвенными оленями: хора (быка) загрузили на снегоходные сани, чтобы увезти к лабазу Кевур-ху-акем-ики, а телехора (теленка) старики распорядились отвести на женское культовое место. Для заклания оленя на женском месте, по распоряжению Иосифа Никифирова-ча, остались Виктор Леонидович Артанзеев и Роман Эрикович Лонгортов.
Мужчины отправились к священной нарте Акем-ики. Обычно, как только выпадает снег, мужчины идут на святилище, достают из лабаза изображение божества и ставят его на нарту. Отряхнув нарту от снега, в строгой последовательности Емельян Кириллович и Иосиф Никифорович раскрыли изображение Акем-ики, откинув брезент, сукно и дорогие парчовые ткани, достали альты кежи (ритуальные сабли) и воткнули их в снег в ухаль лакеп (в промежуток между носами священной нарты). После этого изображение Акем-ики было поставлено вертикально и закреплено на нарте. Афанасий Кириллович поджег кусочек шкурки выдры и дымом окурил под нартой. Мужчины достали привезенные приклады из сне-гоходных саней и принесли их к священной нарте. Для Акем-ики были привезены две новые сабли: одна возложена Сергеем Юрьевичем Резчиковым от Государственной Думы ЯНАО, вторая – от меня и моего сына Сергея. Тарелки с угощением были выставлены перед изображением Акем-ики. Присутствующие троекратно поворачивались вокруг себя, после каждого поворота кланялись (ох потсув – класть голову).
Продолжение в следующем номере.
Степан Куртямов, уроженец
деревни Вытвожгорт.
Фото предоставлено автором.

Северная панорама


Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 1 = 3

1940-2020©СЕВЕРНАЯ ПАНОРАМА Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу. Свидетельство о регистрации ПИ № ТУ 72-01224 от 16 марта 2015 г. Индекс 54344.
Click to listen highlighted text!