Заслуженный геолог России Валерий Возелов
37 лет зажигал для страны нефтегазовые вышки
В 1960-1980-е годы темпы роста добычи природного газа, конденсата и нефти на территории СССР бурно росли. Разведка и освоение месторождений богатого залежами углеводородов Крайнего Севера приобрели масштабный характер. В 1962 году открыли первое газовое месторождение в Ямало-Ненецком автономном округе, и с каждым годом геологических находок становилось всё больше, основные объёмы добычи нефти и газа страны сосредоточились на севере Западной Сибири. И конечно, это не могло не коснуться коренных жителей северного края.
Валерий Григорьевич Возелов родился в чуме на берегу Шурышкарского сора, возле сойма, название которого переводится с ханты языка как “Плохой”. Отец Валерия Григорьевича был оленеводом, но по состоянию здоровья пять лет пролежал в больнице. Чтобы жена не оставалась одна, отправил её пожить на время своего лечения к родственникам по прабабушке, на пугор в посёлок Порысь-горт, ныне заброшенный. Там Валерий Григорьевич и жил с матерью – до самой школы.
Отучившись в Шурышкарской школе, поступил в Тюменский индустриальный институт (ныне университет), где пять лет обучался на геологоразведочном факультете по новому популярному направлению “геология и разведка нефтяных и газовых месторождений”. Молодой специалист по распределению был направлен в Старый Уренгой, где отработал геологом три с половиной года в компании “Уренгойнефтегаз”. После перешёл в “Ямалнефтегазгеологию” в Салехарде и сразу отправился с бригадой в экспедицию на Гыданский полуостров.
– Наша бригада проводила испытания скважин, я должен был добыть из них газ или нефть, – рассказывает Валерий Григорьевич. – Бывало, скважина оказывалась совершенно пустой или заполненной водой.
Валерий Григорьевич не может даже представить, как можно работать в сфере нефте- и газодобычи, но не углублять свои знания сложного механизма разведки и добычи чёрного и голубого золота северной земли: сам геолог так увлечён своей профессией, что даже как-то пытался объяснить тонкости геологоразведочной работы своей пожилой матери.
От предварительных данных разведки пластов земли до фонтана из нефтяной скважины или факела из газовой проходит множество работ и процессов, в которых заняты профессионалы самых разных направлений. Сейсмологи изучают структуру подземной местности на наличие или отсутствие залежей углеводородов: взрывают продольные и поперечные слои, строят карту. Если они найдут возможное местонахождение купола залежей, буровики 50-метровым передвижным станком ставят в него скважину. Затем её изучают физики – вглубь спускают на лебёдке аппаратуру и выясняют, насколько нефтегазовые проявления объёмны. Бригада испытателей, в которую входил и Валерий Григорьевич в качестве геолога, создавала условия для перфотряда с физиками для точного определения глубины залежей.
Как только это происходило, начиналось освоение.
– Там, внизу, всё под большим давлением, которое необходимо убрать, чтобы вызвать приток, -Валерий Возелов охотно делится профессиональными знаниями, подтверждёнными многолетним опытом. – Для подавления пластовой депрессии сначала заливается утяжелённый глинистый раствор, потом откачиваем его и переходим на воду – с речек, озёр. Если перелива нет, значит, напору не хватает мощи или у скважины плохая сообщаемость с пластом, компрессором закачиваем в неё воздух. Воздух стравливаем, тогда газ или нефть, если ценные залежи там действительно есть, пойдут.
В 2016 году Валерий Григорьевич ушёл на пенсию, но память о рабочих моментах свежа, всё ещё в его глазах “горят” зажжённые бригадой вышки: “Поджигаем добытый газ и, если факел начинает гореть, бросаем шапки в воздух и кричим “Ура-а!”.
В марте этого же года в ходе рабочей поездки в Новый Уренгой полномочный представитель президента Российской Федерации в УрФО Игорь Холманских вручил ряд государственных наград нефтегазовым промышленникам Севера. Валерию Григорьевичу Возелову было присуждено почётное звание “Заслуженный геолог России”.
Последние 12 лет Валерий Григорьевич работал мастером по исследованию скважин в “Нортгазе”, занимался промыслом газоконденсата, который используется для создания высококачественного бензина, реактивного, дизельного, котельного топлива и в производстве пластмасс. Залежи газового конденсата под землёй находятся в виде газа, а при снижении давления переходят в жидкое состояние: следить за тем, чтобы газовые гидраты при проходе через скважину не закупорили её, нужно непрерывно.
– Гидрат может полностью законсервировать скважину: при низкой температуре он камнем нарастает на стенках, и оттаять его невозможно. Много скважин, миллионы рублей пропадали из-за того, что не было вовремя оказано необходимых мер, – рассказывает заслуженный геолог России. – Чтобы очистить отверстие скважины от гидрата, используют метанол – им даже дышать опасно.
На заслуженный отдых Валерий Григорьевич Возелов из каменного города уехал в экологически чистую, почти нетронутую человеком природу на родной земле, где стоит небольшая деревня Унсель-горт.
Дом большой, тёплый и уютный, окружённый баней, хозяйственными постройками, гаражом, огородом… Большой красивый дом – заслуга его и его супруги, Надежды Михайловны Талигиной, известной ямальской художницы и научного деятеля в сфере этнологии и этнографии. Вместе они воспитали двух замечательных сыновей, Ярослава и Михаила. Сейчас у детей уже свои дети, вместе с которыми они любят приезжать к родителям: здесь внуков всегда ждёт тёплый приём – можно порыбачить с дедушкой на калданке, поиграть с ним в шахматы, сплести из бисера красивый хантыйский
орнамент или поучиться живописи у бабушки, присоединиться большой дружной семьей за большим обеденным столом.
Элина Шмидт.
Фото
Татьяны Паршуковой.
“Северная панорама”. При использовании материалов
ссылка на “Северную панораму” обязательна.
Будьте первым, кто оставит комментарий!