Добро пожаловать на сайт газеты to Северная панорама   Click to listen highlighted text! Добро пожаловать на сайт газеты to Северная панорама
Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Как всё начиналось…

Северная панорама

навстречу юбилею

Как всё начиналось…

История Горковской коррекционной школы

Северная панорама
Педагоги-ветераны – тогда ещё молодые и энергичные красавицы.
О каждой можно писать книги

В 2018 году Горковская коррекционная школа-интернат отмечает свой
полувековой юбилей. Торжественные мероприятия намечены на первую половину сентября, а пока коллектив школы
начал подготовку к этому знаменательному событию. На сегодня уже собран некоторый материал, с которым мы
хотели бы познакомить читателей газеты “Северная панорама”. Наверняка, среди них будут люди, когда-то
работавшие в нашей школе. Нам бы хотелось услышать от них отзывы на наш материал, а, что еще важнее,
получить интересные факты из жизни нашей школы в разные годы, какие-либо уточнения, возможно, кто-то
захочет поделиться воспоминаниями, фотографиями и пр. Будем очень признательны! В сегодняшнем номере мы
познакомим вас с первыми страницами истории Горковской коррекционной школы.

Директор Горковской МС(К)ОШИ Е.А.Дитц.

Сейчас уже не найти ответа на вопрос: почему в далёком 1968 году именно в Горках Шурышкарского района была открыта особая школа для особенных детей. А может и не надо искать ответ, ибо время показало необходимость специальной помощи для детей с отклонениями в развитии. Время показало, что и такие дети могут и должны найти своё место в этой жизни. Только вот путь этот особенный, не похожий на привычный. И весь опыт работы школы тому доказательство.

А тогда, в 1968 году, ответственность за организацию нового учебного заведения был возложен на хрупкую, но с железным характером и стальной волей женщину, на первого директора

– Афонину Нину Петровну. Именно на её плечи легли все трудности организационного периода, подбор педагогических кадров, формирование коллектива, проблемы размещения детей, отбор воспитанников, методическое обеспечение, материальное снабжение

– всего и не перечислить. Но ведь справилась! Так в сентябре 1968 года началась история Горковской коррекционной школы.

В составе педагогического коллектива были 2 выпускницы дефектологического факультета Свердловского педагогического института – Горина Нина Павловна и Беляевских Тамара Григорьевна – профессиональные логопед и олигофренопедаг, изначально задавшие направление развития и становление опыта именно в правильном, коррекционно-развивающем направлении. Это дорогого стоило! Молодые специалисты, не имеющие опыта практической работы, лишь только базовые знания института, смогли задать этот вектор развития и поддержать его пусть не практическими, а теоретическими установками.

Беляевских Тамара Григорьевна была назначена завучем и отвечала за организацию учебного процесса. Целенаправленная и педантичная Тамара Григорьевна разрабатывала учебные планы, знакомила коллег с особенностями методики преподавания. Следила за наполнением уроков коррекционным компонентом – что было абсолютно новым для педагогов, имеющих базовое педагогическое образование. Изначально и потом много лет подряд она вела общешкольный семинар
“Особенности умственно-отсталых детей”. Такая форма методического просвещения была новой не только для школы, но и для района в целом.

Северная панорамаБеляевских Тамара Григорьевна

Новым делом было и открытие логопедического пункта в школе, который возглавила Горина Нина Павловна. Человек энциклопедических знаний, невероятной работоспособности, позитивного мировосприятия. Тщательно и кропотливо ставила буквы и звуки, формировала правильную речь учеников. А ещё создала прекрасный логопедический кабинет, которым впоследствии руководила 39 лет. Все современные подходы, методические рекомендации, технические средства обучения тут же оказывались задействованными на её занятиях. Любой приём или метод обучения и коррекции речевых навыков тщательно анализировался и только потом применялся в работе. Речевые диагнозы Нина Павловна ставила безошибочно. И не просто констатировала факт, а предлагала чёткую, обоснованную программу действий. Сейчас мы называем это индивидуальный образовательный маршрут. Нине Павловне удалось организовать педагогическое взаимодействие с учителями начальных классов, учителями – предметниками, воспитателями – все предъявляли единые требования к речевой культуре детей и совместно добивались хороших результатов. В кабинете была прекрасная база методических пособий, большая часть которых изготовлена руками Нины Павловны. Горину Н.П. можно назвать первым наставником всех логопедов нашего района, которые появились в массовых школах гораздо позднее.

Основной костяк тогдашнего коллектива составляли как опытные педагоги, так и молодые специалисты, в большинстве своём выпускницы Салехардского НПУ. Особое внимание уделялось становлению системы воспитательной работы в условиях интерната. Учить, развивать, корригировать недостатки – это одно. Совсем другое по трудоёмкости (если можно применить этот термин к педагогике) – воспитательная работа после окончания уроков. Собрать, организовать, одеть, обуть, научить жить по режиму – это гигантский труд. А ещё понять и принять ребёнка, услышать его, поддержать, поговорить, погладить по голове, одобрить, простить. В каких должностных инструкциях записана эта сторона работы воспитателя? Всё шло от человечности, душевной составляющей тех молоденьких девчонок, которые были нашими первыми воспитателями.

Возглавляла это направление Попова Александра Степановна. Правая рука директора, его заместитель, его поддержка и опора, на плечах которой был второй по величине груз ответственности. И, конечно, её надёжная команда, те, кто умел держать дисциплину (сознательная дисциплина -ключ к решению многих задач, способ организации себя на труд), те, кто умел найти общий язык с воспитанниками, организовать процесс под названием “воспитательная работа” со всеми его составляющими. В те времена не было чётких методик воспитательной работы с особенными детьми, собранными в большом коллективе в интернат. Постоянная нехватка профессиональной информации, методической литературы, наглядного опыта дали толчок для развития профессионального творчества. Пробовали, отрабатывали, изучали и адаптировали программы и методики общеобразовательной школы, учились друг у друга,
набивали шишки и радовались первым удачам. А слово “удача” в тех условиях было равнозначно слову “победа”! Так была заложена не толька методическая база, но и то нематериальное, что называется “подход к делу”, “труд души”.

Труд души остаётся бесценен,

Сединой проступая в висках.

Но ведь он (и я в этом уверен)

Окупается блеском в глазах.

Эти поэтические строки Марины Шкрабовой как нельзя точно характеризуют первый воспитательский состав нашей школы в 1968-1970 годы:

Андриевская Валентина Фёдоровна

– строгая, но справедливая, мастер интересных воспитательских часов, внеклассного чтения и бесконфликтного общения.

Яковлева Валентина Андреевна – по воспоминаниям коллег, талантливый педагог, всегда находила общий язык с детьми и оказывала помощь педагогическую и просто человеческую. Дети не просто слушались своего воспитателя, они любили её как мать.

Куратова Зинаида Геннадьевна -спокойная, неизменно доброжелательная в общении, искренне любила своих воспитанников. Её стиль работы

– быть всегда рядом с ребёнком, вместе во всех делах – хоть полы помыть, хоть с горки покататься.

Северная панорамаГорина Нина Павловна

Коваленко Людмила Павловна – в те времена сама не намного старше своих воспитанников, но умевшая сказать твёрдо и спросить строго. Да и увлечения детские поддержать, интерес к делам школы и класса пробудить. За что и любили и уважали дети.

Ефанова Любовь Геннадьевна – тогда только начинающая познавать все азы мастерства, а затем ставшая Методистом и Практиком с большой буквы.

Нацеленная на результат, всегда добивалась только лучших показателей в своей деятельности. Её классы – это неизменно высокий уровень дисциплины, порядок во всех делах, ответственность за себя и за то, что вокруг. Это всегда успешная социализация и адаптация выпускников. Особенность и редкий дар – увидеть в ребёнке его творческий потенциал, а затем из этого маленького зёрнышка развить новое умение, будь то рукоделие, музыкальные способности, трудовые навыки, рисование, у каждого своё, – в жизни всё пригодится, считала Любовь Геннадьевна.

Об истории школы и о каждом ветеране педагогического труда можно писать книги. Это люди, чья жизнь – подвиг. Что подвигло их отдать силы, талант, энергию особенным, непростым детям, в работе с которыми так трудно увидеть обратную связь, так трудно получить результат? Ещё Гераклит подметил, что “Природа души так глубока, что как бы мы ни пытались узнать её, мы никогда не будем в состоянии определить её”. Можно было сменить работу, уйти в общеобразовательную школу, но… прикипели душой к этим ребятам. И шли в ногу со временем. Наверное, само время выбрало их зажигать “свечи души”. И они делали это с честью. Тогда, в 1968 году, они подняли школу на энтузиазме, на ответственном отношении к порученному делу, на своих педагогических идеалах и стремлении принести пользу стране.

Продолжение следует…

Н.К.Русских, педагог

Горковской МС(К)ОШИ.

Фото из архива школы.

   На главную страницу “Северной панорамы”


Северная панорама

“Северная панорама”. При использовании материалов
ссылка на “Северную панораму” обязательна.

Яндекс.Метрика


Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

51 − 42 =

1940-2020©СЕВЕРНАЯ ПАНОРАМА Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу. Свидетельство о регистрации ПИ № ТУ 72-01224 от 16 марта 2015 г. Индекс 54344.
Click to listen highlighted text!