В преддверии ледостава, который на горной реке Войкар наступает несколько ранее, чем на Оби, жители деревни успевают делать последние рейсы на лодках, чтобы запастись товарами первой необходимости
Петляя по обмелевшему Войкарскому сору, не раз съезжая с русла горной реки, мы добрались до деревни Вершина-Войкары. Стоит отметить, что не знающему русла реки человеку сюда добраться крайне сложно: можно выскочить на мель или вовсе сломать винт о камни. Местные жители и частые гости этого края знают русло и могут ездить по извилистой и изрядно пересохшей реке Войкар без навигаторов.
Осенью воды в реке мало. Ко дню поездки корреспондентской группы «Северной панорамы» обильные осадки в верховьях мгновенно наполнили реку и подняли уровень воды на целый метр, и всё равно путь был достаточно сложным. А до того Войкар был ещё ниже, и передвигаться по нему было бы куда более затруднительно.
По прибытии в деревню первым делом мы направились к старожилу «горта» Леонтию Ивановичу Нензелову. Ветеран труда, с деятельностью которого мы уже знакомили читателя, будучи вблизи рыбацкой деревни Тун-лор, радушно пригласил нас в дом и за чашкой чая рассказал о жизни в Вершина-Войкарах.
Вершина-Войкары вытянулись вдоль реки, по береговой тропинке за пару минут можно дойти до края селения. На единственной деревенской улице – Лесной – стоит всего семь дворов.
– Летняя рыбалка завершается, сейчас местные рыбаки ловят неводом только налима и щуку, белая рыба уже поднялась, – рассказывает Леонтий Иванович. – После ледостава начнется подледный лов. Сам я давно на пенсии, сейчас мой внук Максим здесь рыбачит, а я лишь для пропитания рыбу ловлю. Почти все местные промысловики работают в Шурышкарском рыбоучастке, летом они переезжают в Тун-лор, где ведут промысел соровым ловом. В деревне другой работы нет, только рыбалка.
Уезжать из Вершина-Войкар 76-летний ветеран не собирается – привык к спокойной деревенской жизни. Однако сказать, что Леонтий Иванович совсем уж был невыездной тоже нельзя. В молодости рыбак, будучи делегатом, неоднократно выезжал на партконференции и в Салехард, и в Тюмень. Сейчас ездит только в ближайшие поселения – закупаться, в основном в Мужи, за продуктами и бензином. За 32 года на рыбалке ветеран потрудился в колхозе «Путь Ленина», затем в совхозе «Мужевский», Мужевском рыбоучастке, рыбаки которого позже перешли в Шурышкарский рыбоучасток. Опыт и привычка к труду рыбацкому не дают сидеть без дела. И, судя по новым гимгам (ловушки для рыбы), изготовленными собственными руками, Леонтий Иванович не оставляет промысла.
Деревня вытянулась вдоль реки, по береговой тропинке за пару-тройку минут можно дойти до края селения. В центре деревни местная баня, на стене которой установлен таксофон для телефонной связи. Только неизвестно, так ли часто пользуются местные жители этим устройством связи или все же предпочитают выезжать на несколько километров в сторону сора, где ловится сигнал мобильной сети.
На этом же участке между двумя частями деревни находится небольшая электростанция, на которой посменно работают дизелисты Павел Александрович Ребась и Егор Ларионович Ребась.
– Электричество подаем согласно расписанию, – рассказывает Павел Ребась, – с 8 до 11 утра, и вечером с 16 до часа ночи. Мощностей генератора на семь дворов вполне хватает, чтобы обеспечить электроэнергией тех, кто проживает на постоянной основе. Топливо и ГСМ на станцию доставляют заблаговременно перед распутицей.
– Сейчас, перед ледоставом, нам и самим необходимо снабдиться бензином, – продолжает Павел Александрович, – выезжать, конечно, часто приходится, топлива уходит немало, а куда деваться? Понятно, что бензин никто для местных жителей не привезет. Конечно, это не единственная проблема, в каждой деревне всегда есть свои насущные вопросы, возможно, просто наши жители не всегда их озвучивают.
Периодически в деревню приезжает восяховский фельдшер, иногда и по срочному вызову, однако медикаменты жителям все же приходится закупать в райцентре, как и все другие продукты первой необходимости.
Подготовка к зиме в деревне идет полным ходом. Это рыбалка (нужно запастись главным провиантом, чтобы рыбы хватило до ледостава), заготовка дров, ремонт и утепление домов, снабжение. Что касается последнего, причаливающие и отъезжающие от берега лодки это наглядно подтверждали.
Жизнь в отдаленной деревне течет своим руслом.
Вениамин Горяев.
Фото Татьяны Паршуковой.