Обь несет свои вольные воды
По сибирским просторам века,
Но меняются с каждым годом
Её вольные берега.

Река Обь – главная водная магистраль Ямало-Ненецкого автономного округа – связующая ниточка между поселениями и административными центрами. Словно на крыльях, ходят по Оби и ее притокам самые разные суда, доставляя необходимые грузы и перевозя пассажиров. В нашем северном крае «голубая магистраль» сродни реке жизни, что несет свои могучие воды среди крутых яров и пологих таловых берегов. Тысячи километров водных путей!

Еще в конце 30-х годов прошлого столетия с целью безопасности движения судов по сибирским рекам и транспортной доступности было организовано Иртышское управление речного пароходства с одним из центров в Тобольске. В то время Тобольский техучасток обслуживал 5106 километров водных путей на Иртыше и Оби.

С развитием флота в конце 60-х годов возникла необходимость организации официальных отделений технических участков, среди которых и часть водного бассейна Большой Оби от острова Пароходский до протоки Большой Нюрик. Обслуживали этот водный участок горковчане, а организацию называли в простонародье «Техучасток».

Первые катера, которые были закреплены за Горковским техучастком, носили звучащие имена «Гордый» и «Бравый». Капитаном на «Гордом» был назначен Дмитрий Дмитриевич Прокопчук, на «Бравом» – Василий Ильич Терентьев, опытные речники, знающие флотскую науку. Помощниками капитанов стали на «Гордом», продолжатель семейной династии речников, Александр Дмитриевич Прокопчук, на «Бравом» – опытный речник Виктор Иванович Петрачук.

«Мы содержали в исправности навигационное оборудование, обеспечивали судовую обстановку, устанавливали и контролировали исправность береговых и плавучих знаков – последние часто сбивались с якоря, делали промеры глубин, выставляли буи – всё, чтобы обезопасить суда от мелей и каменных гряд. Всего было где-то около 50 буев, 27 береговых знаков. Фарватер реки в наших местах сложный: 2 переката (Кушеватский и Русляковский), каменные гряды, песчаные отмели», – вспоминает Александр Прокопчук.

А движение по Большой Оби было серьезным! У Горковского рыбозавода и у рыбкоопа был свой флот. По участку Большой Оби следовали на Север танкеры, толкачи с баржами. Период летней навигации – горячая пора – время северного завоза, обеспечение жителей Крайнего Севера всем необходимым. Кроме того, был большой поток пассажирских перевозок. Водный транспорт был самым экономически выгодным и комфортабельным. Теплоходы «Родина» и «Чернышевский» долгое время были излюбленным средством передвижения жителей Правобережья. А речной трамвай перевозил пассажиров по внутренним линиям Шурышкарского района.

Обеспечить безопасность следования водного транспорта по реке жизни и было главным делом техучастовских речников. А еще они приходили на помощь судам, сплавлавляющим древесные плоты, сопровождая их по опасным местам сложного фарватера Большой Оби.

Со временем на смену «Гордому» и «Бравому» пришли современные суда – ярославцы: «Глухарь» и «Рябчик». Это были катера с высокими эксплуатационными и мореходными качествами и соответствовали современным требованиям к комфорту и обитаемости: большая рубка, дополнительные санузел и душ для команды. Неизменными оставались капитаны и их помощники, состав команды менялся.

В 70-80 годы в Горковском техучастке работали Сюлись Петр Егорович, Дьячков Андрей Ипатович, Дьячков Владимир Андреевич, Рулев Иван Матвеевич, Никифоров Леонид Федорович, Гудков Виктор Александрович, Кутырев Геннадий, Вануйто Владимир, Медведев Александр, Белкин Николай и многие другие.

И так со временем Горковский техучасток стал настоящей сельской организацией, которая наравне с другими не только доблестно исполняла свою основную функцию, но и решала социальные вопросы своих работников, где главной проблемой, как и во все времена, являлось жильё для работников.

Инициативный капитан Василий Терентьев предложил строить дома своими силами в межнавигационный период. Инициативу руководство одобрило, и началось строительство домов для семей работников техучастка. Так, за несколько лет, было построено пять домов на два хозяина каждый.

Коллектив техучастка не отставал от других коллективов села, принимал участие в митингах, демонстрациях, праздничных концертах. Мужчины Пели в хоре, участвовали в спортивных состязаниях. А еще одно увлечение, которое в начале 80-х стало достоянием творчества талантливых горковчан – это чеканка, вид декоративно-прикладного искусства, представляющее собой рельефное изображение на листовом металле. Чеканку можно по праву назвать традиционным мужским ремеслом, потому что для создания даже небольшого по размерам шедевра мастеру приходится прикладывать немалые физические усилия.

Среди увлеченных этим ремеслом был и Василий Ильич Терентьев, который мастерски освоил это декоративно прикладное творчество. Одной из работ капитана был орден Великой Отечественной войны. Именно эта чеканка украсила сельский памятник воинам – горковчанам, как дань уважения и признания великого воинского подвига.

Годы идут, несет Обь-матушка свои синие воды, оправдывая своё народное звание «река жизни», и так же, как и в прошлые годы вершат свой труд горковские речники, для некоторых флотская служба стала делом семейным. В Горках сложились династии речников: Петрачук Виктор Иванович и Юрий Викторович, Прокопчук Дмитрий Дмитриевич и Александр Дмитриевич, Дьячковы Андрей Ипатович и Владимир Андреевич.

И на сегодняшний день безопасность следования водного транспорта по реке жизни является главным делом техучастовских речников. В преддверии профессионального праздника поздравляем работников речного флота и пожелаем нашим речникам энергии и сил для новых свершений, поддержки и понимания, крепкой команды и чистого горизонта! Семь футов под килем!