связь поколений

Рэдвуж (моя родословная)

Северная панорама

По инициативе регионального общественного движения коми-зырян “Обдорсаяс” в Салехарде ежегодно проходит конкурс “Рэдвуж”, цель которого –
приобщение молодёжи к ценностям национальной культуры и формирование уважительного отношения к прошлому.

На пятом (юбилейном) конкурсе участвовала семиклассница Мужевской средней школы им. Н.В. Архангельского Светлана Соломатова.

Отрывок из её исследовательской работы представляем на страницах районной газеты.

“Без прошлого нет ни настоящего, ни будущего” – говорит народная мудрость.

Мои бабушки часто мне говорят: “Можно восхищаться красотами Италии, Греции, Испании, Турции…, но знать свое “гнездо”, то есть свою родословную – это основа основ познания жизни, мира и себя.

И я задумалась над вопросами: “Кто я?”, ” Кто мои предки?”, “Откуда я родом?”.

В ходе исследования я выяснила, что мои предки по маминой линии по национальности коми, а по папиной – русские.

В 20-е годы прошлого столетия мой прапрадедушка Петр Андреевич Конев, хотя истинная его фамилия Канев (при переписи населения была допущена ошибка в написании фамилии), родом из деревни Ласта Ижемского района Республики Коми.

Моя прабабушка Чупрова (по девичьей фамилии Конева) Евдокия Петровна, старшая дочь Петра Андреевича, которой на будущий год исполнится 90 лет, рассказывает, что ее предки занимались оленеводством. Жили хорошо, небедно. У них был двухэтажный дом, большое хозяйство (тоже по воспоминаниям), немалое число оленей, но по причине заболевания оленей в стадах (“копытка”) пришлось оставить родные места и перебираться с оленями через Уральские горы на Север. Таким образом, в Мужах Шурышкарского района оказался мой прапрадедушка Петр Андреевич Конев со своей семьей и его брат Данил Андреевич Конев. Два других брата моего прапрадедушки Василий Андреевич и Иов Андреевич Коневы обосновались в деревне Казым Березовского района. Так как у братьев Петра и Данила были длинные густые бороды, то в народе их знали по прозвищам “Тоша Петра” и “Тоша Дань”.

Мой прапрадедушка Петр Андреевич работал бригадиром оленеводческой бригады №7 колхоза “Путь Ленина” (с.Мужи). В жизни был мастеровым человеком, в руках всё спорилось. Оба брата могли изготовить нарты, столы, стулья. всё, что необходимо в быту и в хозяйстве.

Моя мама, Соломатова Наталья Фёдоровна, бережно хранит буфет, изготовленный руками моего прапрадедушки. Это наша память о нем, семейная реликвия, которая является невидимой связующей нитью прошлого и будущего в нашем роду.

Моя прапрабабушка Ирина Григорьевна (по прозвищу Гора Ире), то есть громкая Ирина, жена Петра Андреевича, пережила своего мужа и умерла в возрасте 98 лет. По воспоминаниям моей бабушки, это была удивительной доброты женщина. Ее любимой жизненной фразой к людям была: “Любее”, то есть “любимая”. Она, действительно, всех любила: родных, соседей, всех, кто нуждался в ее ласковых сердечных словах, в ее помощи. Казалось, что если бы она могла, то обняла и приласкала бы весь мир.

Из воспоминаний моей бабушки Пётр Андреевич и Ирина Григорьевна были людьми глубоко верующими, за стол всегда садились с молитвой и вставали с благодарением Господа Бога.

Очень часто милые и радушные старики пели вдвоём молитвы, и это трепетное двухголосное пение до глубины души волновало всех, кто в тот момент находился рядом с ними.

Сила молитвы останавливала порой и зверя. Был такой случай. Однажды Ирина Григорьевна зимой на оленях поехала в лес за дровами. Возвращаясь домой, она увидела на дороге медведя-шатуна. Олени остановились. Моя прапрабабушка и медведь смотрели глаза в глаза в нескольких метрах. Прапрабабушка Ирина даже не успела испугаться. Она усиленно читала мысленно молитвы и повторяла: “Миша, ты иди своей дорогой, а я
своей”. К удивлению, медведь отошел в сторону и, действительно, пошел своей дорогой.

Немало в ее жизни было случаев, которые могли бы кончиться печально, но сила молитвы всегда ей помогала. Однажды она с маленькой дочуркой (моей прабабушкой Евдокией Петровной) заблудились в пургу. Их искали несколько суток и лишь, когда стихла непогода, нашли их оленью упряжку.

Всех, кто приходил к ней, провожала в любую погоду до калитки и обязательно трижды осеняла крестом. Благословляла на добрую дорогу. Её молитвы берегли внуков и правнуков.

При жизни, уже в пожилом возрасте, она часто повторяла людям: “Когда я умру, то не плачьте, а оденьтесь нарядно”. Так оно и вышло. Когда моя прапрабабушка умерла, то провожали в иной мир всем селом ее в жаркий солнечный июльский день. А женщины-зыряночки были одеты в нарядные сарафаны с яркими платками на кокошниках.

В моей родословной есть еще ветвь коми. К моему сожалению, ее историю я знаю, начиная только с поколения прапрапрапрадедушки Симона. Его сын, мой прапрапрадедушка, Егор Симонович, обзаведшись семьей, имел четверых детей

– Петра, Николая, Филиппа и Александру.

Мой прапрадедушка Чупров Петр Егорович и его жена Полина (в девичестве Батманова) были людьми состоятельными, имели немало
частных оленей, за что и были раскулачены. Советская власть забрала всех их оленей и разорила хозяйство. Несмотря на все трудности во время Советской власти, брату Петра Егоровича, Филиппу Егоровичу, все же удалось с небольшим числом оленей перебраться в сторону Воркуты. Его потомки до сих пор служат трудному делу – оленеводству.

Один из сыновей Петра Егоровича – мой прадедушка Чупров Василий Петрович. Он участник Великой Отечественной войны. В боях за освобождение Белгорода был награжден медалью “За отвагу”. Имея образование всего два класса, прекрасно считал на счетах. Работал кассиром в колхозе “Красный путь”, а также заведовал колхозным хозяйством, за что коренное население прозвало его в народе “Амбар Вась”.

Был человеком слова и дела, простым, доступным. Не разделял людей на выгодных и не выгодных. Ценил, прежде всего, по ответственности к труду, ведь и сам работал пастухом с 12 лет, помогал отцу.

По маминой линии есть еще родословная ветвь коми. Это мой прадедушка Михаил Яковлевич Конев. Он освобождал от фашистов город Ленинград. Участвовал в прорыве блокады, награжден медалью “За оборону Ленинграда”, “орденом Отечественной войны 2 степени”. Среди коми его называли “Марин Миш”, по имени бабушки Марины. По воспоминаниям мамы, в его мастерской всегда пахло свеже струганным деревом, опилками, а на стенах небольшой мастерской висели различные рубанки, сверла, пилы. Он был удивительно порядочным человеком, умел хранить настоящую мужскую дружбу. До конца своей жизни поддерживал добрые отношения с фронтовыми друзьями Петром Ивановичем Артеевым (с.Мужи) и Михаилом Андреевичем Гудковым (с.Горки). А еще прадедушка был наделен добрым чувством юмора. Несмотря на то, что у него были очень сильные головные боли в связи с последствиями тяжелого ранения в голову во время войны, он всю свою трудовую жизнь проработал в Мужевском рыбкоопе и ни разу за все годы не опоздал ни на минуту.

Брат моего прадедушки Михаила, Иван Яковлевич Конев, также участник Великой Отечественной войны. Место его службы – 53 минометная бригада, 180 минометный полк, начальник связи дивизиона в звании лейтенанта. За обеспечение бесперебойной связью дивизиона при прорыве Волынского узла сопротивления, за смелость и решительность, проявленную при восстановлении прерванной связи дивизиона с поддерживаемым 1-м батальоном 449 стрелкового полка, в бою за станцию Сяосунфы, за проявленную личную отвагу при отражении группы японских солдат, напавших на наблюдательный пункт, в бою за станцию Тайпелин 10 августа 1945 года был награжден орденом Красной Звезды. Участвовал в войне с Японией. После войны Иван Яковлевич с семьей был направлен райкомом партии в с.Лопхари для работы председателем сельского Совета.

Его вспоминают как обаятельного человека, умелого организатора. А ещё фронтовик обладал талантом участника в художественной самодеятельности. Особенно ему удавались роли в сценках и пьесах.

Жена Ивана Яковлевича Конева, Прасковья Панкратьевна, является двоюродной сестрой известного писателя, драматурга, поэта, художника Ивана Григорьевича Истомина. Их отцы по прозвищам Федул Гриш и Пранэ были родными братьями. Эта родственная связь прослеживается и на страницах романа “Живун”.

Мой прапрапрадедушка Яков Фёдорович Конев не вернулся с войны. Сначала 50-летнего мужевца в 1942 году направили на работу на военный завод в г.Нижний Тагил. Он выпускал военные снаряды. Потом – на фронт.

Его младшая дочь Мария Яковлевна Семяшкина, которой в те годы не было и восьми лет, вспоминает: “Папу и других мужчин из Мужей увозили летним вечером на пароходе “Усиевич”. Народу было много, как на пароходе, так и провожающих. Мама плакала. Я куталась в её широкий сарафан и успокаивала: “Маме, миля нэ бэрдан? Ин бэрд”. (“Мама, почему ты плачешь? Не плачь”).

Это были последние минуты с любимым человеком. Яков Фёдорович Конев больше не вернулся в родное село. Он погиб.

Мой прадедушка по папиной линии Георгий Кузьмич Яковлев служил в царской армии, а после революции перешёл в Красную армию. Был несколько раз ранен.

Окончил церковно-приходскую школу. Для своего времени был грамотным человеком. Работал в кооперации. В 1929 году вместе с семьёй был репрессирован и сослан на Север. Во время этапа его три раза водили на расстрел, но волею судеб жестокий приговор не привели в исполнение.

Но это уже другая страничка моей родословной.

На мой взгляд, “Рэдвуж” – это история, книга, которую можно писать бесконечно в память о людях с непростыми судьбами, которых объединяют не только родственные связи, но и неравнодушие друг к другу, а это в жизни немаловажно.

Думаю, что точку в своих исследованиях ставить еще очень и очень рано. Поиск родственных связей продолжается.

Фото из семейного архива Коневых.

28 июня 2014 года № 26

Северная панорама