Северная панорама

к 70-летию победы



И в боях, и в трудах!

Вся страна начала подготовку к юбилею Великой Победы.

Я хочу рассказать о своем дяде – Терентии Васильевиче Коневе, участнике войны, который внес немалый вклад и в развитие послевоенного хозяйства
района.

Северная панорама
Терентий Васильевич Конев (в центре)срыбаками и оленеводами общался на их родном хантыйском языке. Уважительно относился к ним, чего требовал и от других

На него нельзя было не обратить внимания: статный, кудрявый, физически сильный человек с прямой осанкой и высоко поднятой головой. Таким он мне запомнился навсегда.

Учился в Мужевской школе-семилетке. Несмотря на незаурядные способности в математике, ушел из школы после седьмого класса, решив, что уже достаточно взрослый, чтобы помогать пожилому отцу на охоте, рыбалке, то есть в добывании средств к существованию. Что он и делал ежегодно до глубокой осени.

Как и многие зырянские детишки, в школу он пришел, почти не понимая русского языка. В те годы приехали переселенцы (видимо, репрессированные), их дети и стали главными учителями мальчишек-зырян в освоении русского языка.

Чувство глубокой благодарности пронес Терентий Васильевич через всю жизнь к своему любимому учителю математики Василию Алексеевичу Архангельскому.

На занятия в школу Терентий Васильевич приходил уже в начале октября после настойчивых уговоров Василия Алексеевича. Порядки в школе были строгими. В пятом классе подверглись обсуждению на учкоме за плохое поведение на уроках (бегали по партам). За это двое были исключены из школы, а за Терентия заступился Василий Архангельский – отстоял смышлёного, но шаловливого парня. Узнав, что он пообещал на учкоме не только исправиться, но и стать первым учеником, девчушки-одноклассницы сложили и распевали частушку: “Не догнать тебе кобылу, не догнать Америку!”. А ученик Терёша слово свое сдержал и уже третью четверть в шестом классе закончил на одни пятерки, за что был премирован отрезом материи на костюм.

Но, несмотря на показанные способности к учебе и уговоры учителя, он остался верен своему выбору. Зимой вместе с отцом охотился, летом рыбачил. Отец научил его всем тонкостям охотничьим и рыболовным, а это умение в то время на Севере пользовалось особым уважением. И официальную рабочую биографию он начал рыбаком в 18 лет в мужевском колхозе “Путь Ленина”. В бригаде из восьми человек было четверо взрослых (в том числе и Терентий Васильевич) и четверо подростков. И за сезон они при плане пять тонн выловили и сдали восемь тонн рыбы.

Осенью 1939 года толковому молодому рыбаку предложили поехать на
курсы советского строительства в Салехард. Он подумал, что будут учить строить дома, но оказалось, что на курсах готовили местных специалистов для работы в сельских и районных советах депутатов.

Терентий Васильевич очень уважал отца, и без его благословения не принимал никаких серьезных решений. И отец сказал: “Рыбачить, охотиться я тебя научил. Можешь учиться дальше”. На курсах готовили будущих инструкторов райискополкомов, секретарей и председателей сельских Советов.

Учиться ему нравилось. В свободное от учебы время он часто бывал у Ивана Григорьевича Истомина, который в то время в Салехардском техникуме преподавал ненецкий язык, рисовал для оформления Дома ненца картины.

В декабре 1939 года состоялись выборы в местные Советы. Терентию Васильевичу предложили баллотироваться в депутаты Шурышкарского сельского Совета. Так впервые он голосовал сам и впервые избирался в депутаты.

В марте 1940 года окончил курсы. Экзамены принимали, кроме преподавателей, секретарь и председатель окрисполкома, работники окружного комитета ВКП(б). Экзамены Терентий Васильевич сдал отлично, с одной четверкой. Получил премию в размере 400 рублей и стипендию за апрель. В Шурышкары приехал вместе с сокурскником С.И.Коневым, который был назначен председателем, а Терентий Васильевич стал работать секретарем сельсовета.

О работе в Шурышкарах он вспоминает: “Сельсовет был у речки – низкое здание. Там же была и квартира участкового милиционера Конева Михаила Филипповича (тоже из Мужей). Директором школы работал Чербунин. Летом он ремонтировал школу к новому году. Он был разносторонним человеком, легко переплывал реку туда и обратно, хорошо играл на скрипке. Начальником рыбоучастка работал Бунин, председателем рыбкоопа Стряпков, продавец единственного магазина Иванов был участником боев за озеро Хасан”.

Всё, чему учили на курсах, не понадобилось. Пришлось вникать в дело по старым документам, советовался с директором школы. На бюджете сельсовета были расходы по школе, двум медпунктам (Шурышкарский, Питлярский), двум избам-читальням. На территории сельского Совета работало шесть колхозов: “Коммунар” (Шурышкары), “Красный промысловик”, “III Интернационал”, “Красный пахарь” (Питляр), “Голос рыбака” (Ханты-Питляр), “Ударник Севера”.

В июле 1940 года в этих колхозах началось освоение земель. Райзо требовало сводки каждые пять дней, а связи нет. Приходилось выкручиваться: составлял примерную сводку, потом выравнивал…

В июле 1940 года на рыбалке трагически погиб его отец. А осенью 1940 года Терентия Васильевича призвали в ряды Красной Армии. Служба растянулась на долгие шесть лет.

Начало войны застало его на Дальнем Востоке, а конец войны встретил он в г.Гёрлиц (Германия). Демобилизовался лишь в мае 1946 года. Вернувшись в родное село, поступил на работу инструктором советского строительства. Но вскоре был направлен в свой колхоз “Путь Ленина”, откуда начинал трудовой путь и где трудился до 1961 года.Северная панорама Три года был завхозом-кладовщиком. Пришлось наводить порядок, учет в хозяйстве был поставлен плохо. Некоторым “льготникам” продавали продукцию оленеводства по заниженным ценам. Навел порядок в учете, добился, чтобы доплатили в кассу колхоза “за льготы”.

Терентий Васильевич Конев – один из основоположников развития в районе клеточного звероводства. И в 50-е годы колхоз “Путь Ленина”
был участником Всероссийской выставки достижений народного хозяйства в Москве (ВДНХ). На снимке Терентий Василевич Конев с образцами продукции
звероводства

Когда в сентябре 1950 года ушел служить в армию заместитель главбуха Конев Аркадий Филиппович, Попов Николай Архипович, главбух, пригласил Терентия Васильевича заместителем, убедив словами: “Находил недостачи в хозяйстве и здесь справишься”. Наверное, справился, так как в марте 1953 года его уже рекомендуют освобожденным заместителем директора колхоза. Получил при выборах 80 процентов голосов колхозников.

Трижды вызывали Терентия Васильевича в райком партии для приема в партию и с предложением принять колхоз “Заря” в Горках или пойти заместителем директора рыбозавода. Но он был по-фронтовому непоколебим – только в Мужах. Назначили его заместителем колхоза при председателе Абраменко. И на почве хозяйственных вопросов у них часто возникали споры. Как это было при внедрении звероводства. Планировал поначалу приобрести норок, уже и место определили для зверофермы – Анжигорт. Но, сделав расчеты, Терентий Васильевич не согласился с этим, он убеждал, что выгоднее заняться выращиванием песцов. Дело дошло до рассмотрения на бюро райкома партии, а партия тогда решала все. Абраменко согласился с мнением партии, а Терентий вспылил и потребовал, чтобы решали колхозники. И правление с перевесом в один голос приняло его вариант. Так в Мужах стали разводить песцов, а не норок.

В 1957 году после большого падежа оленей в колхозе директора отстранили от работы, а Терентия Васильевича направили возглавить хозяйство. Дела в колхозе “Путь Ленина” пошли в гору.

Терентий Васильевич рискнул и распорядился ради экономии кормов и улучшения качества меха кормить перед сдачей забойных лисиц через день. А 7-8 ноября вообще на голодный паек посадил зверей. Падеж 100 зверьков поставил под сомнение данный эксперимент. Но он продолжал свою линию и настоял, чтобы оценка была вынесена после окончания забойки. И сдали все шкурки первым сортом, получив премию в 20 процентов годовой зарплаты. Построил на премию новый дом.

В 1959 году колхоз “Путь Ленина” имел самые высокие показатели со времени создания. К седьмому ноября выполнили все годовые планы: по оленеводству, звероводству, полеводству, животноводству. Колхозом “Путь Ленина” Терентий Васильевич руководил до 1961 года. А когда на базе колхоза был организован совхоз “Мужевский”, он проработал там инженером рыбодобычи до выхода на пенсию в 1976 году.

За свой труд Терентий Васильевич имел много наград. А колхоз “Путь Ленина” за высокие показатели был представлен на ВДНХ в Москве.

Не имея фундаментального образования, он систематически занимался
самообразованием, обучался на курсах повышения квалификации. В том числе и на курсах повышения квалификации партийных и советских работников при Тюменском обкоме КПСС, хотя в партию так и не вступил, что создавало в то время определенные трудности для карьерного роста.

Неоднократно избранный депутатом, особое внимание уделял вдовам и детям погибших фронтовиков. Для поддержания большой семьи (пятеро детей, слепая мать) сам рыбачил, охотился – пригодились навыки, переданные в детстве отцом.

По характеру это был взрывной, вспыльчивый человек, но отходчивый и незлопамятный. Не любил сплетен, не сквернословил сам и не выносил мата от других, знал молитвы, в их доме были иконы. С почтением относился к старикам.

Северная панорама
В 60-е -70-е годы прошлого столетия гремела трудовая слава киеватской рыболовецкой бригады совхоза “Мужевский”. Для киеватцев Терентий Васильевич Конев был не только инженером лова, но и настоящим другом. На снимке: на праздновании Дня рыбака среди киеватских друзей-рыбаков. Слева направо: Василий Кириллович Попов, Александр Владимирович Конев, в центре – Терентий Васильевич, далее – Попов Макар Кириллович и Конев
Владимир Владимирович

Открытый для общения, имел много друзей. Прекрасно знал свой родной зырянский язык, без акцента говорил по-русски, с рыбаками и оленеводами общался на их родном хантыйском языке. Уважительно относился к ним, чего требовал и от других.

Любил читать, выписывал периодику, всегда интересовался политическими вопросами и экономической жизнью страны.

В 1980 году он овдовел, и после возвращения из армии младшего сына жил в его семье, окруженный заботой, вниманием и уважением. Любил возиться с внуками. Писал воспоминания-мемуары. И сегодня, перечитывая их, я удивляюсь его феноменальной памяти.

Вот такой это был удивительный человек, один из тех, которые принесли Победу и подняли хозяйство после войны. Честь им и слава!

(Материал подготовлен на основе воспоминаний Терентия Васильевича и рассказов его дочери Людмилы).

Матрена Серафимовна Конева,

с.Мужи.

Фото предоставлено автором.

31 января 2015 года № 5


Северная панорама

© “Северная панорама”. При использовании материалов
ссылка на “Северную панораму” обязательна.